Мир живой природы многообразен и удивителен, он оказывает положительное влияние на развитие ребенка. В дошкольном возрасте дети получают первые представления о природных явлениях и объектах; о человеке, который является частью природы; о природных богатства и ценностях; различных взаимосвязях животных и растений с их средой обитания. В приобретении знаний дошкольниками об окружающем мире, его ценностях, о мире природы, о месте человека в социуме и природе заинтересовано государство. Например, во ФГОС Дошкольное образование акцент сделан на формировании познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности, включая экологическое воспитание: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы…». ФГОС ДО предусмотрено обновление содержания экологического образования, которое проявляется в смещении акцентов в сферу нравственно-ценностного и социального опыта взаимодействия детей с природой и формировании эко-культурных ценностей. В этих условиях ребенок сам является субъектом образования с учетом его индивидуальных особенностей.
С. Н. Николаева отмечает, что развитие экологических представлений у дошкольников является важным условием для проявления эмоционально-действенного характера к окружающей действительности, выражающегося в эстетических и гуманистических переживаниях, наличии познавательного интереса и практической готовности создавать (творить) вокруг себя. В то же время экологические представления — это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом. В связи с чем, приоритетны в системе дошкольного образования методы и формы, которые направлены на развитие у дошкольников начальных способностей к обобщениям, умозаключениям, абстракции. Одним из таких методов выступает экспериментирование, основанное на познавательной потребности и природной любознательности детей. Экспериментальная деятельность способствует выработке у дошкольников самостоятельных исследовательских умений, включая умение по сбору и обработке полученного информационного материала, что ведет к развитию у него логического мышления и творческих способностей. Проблему экологического воспитания детей рассматривали в психологии и педагогике С. Н. Николаева, Н. Н. Поддъяков, Н. А. Рыжова и др. Учеными было доказано, что детское экспериментирование, как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, способствует саморазвитию ребенка, обогащению опыта самостоятельной деятельности, расширению кругозора.
Влияние экспериментирования на формирование экологических представлений детей младшего дошкольного возраста
Различные виды деятельности детей дошкольного возраста определяются федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и определяются следующими направлениями: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие. Область познания включает исследование предметов в окружающей ребенка действительности и проведение экспериментов с ними. Под понятием «эксперимент» понимается «научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в определенных условиях, это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого». Ввел понятие «экспериментирование» Ж. Пиаже после своего исследования, направленного на определение значения этого вида деятельности для дошкольников. В ходе исследования он пришел к выводу о том, что детское экспериментирование способствует формированию представлений у детей различных свойствах изучаемых предметов, их взаимодействиях друг с другом. Н. Н. Поддъяков утверждал, что активно преобразующим характером обладает именно экспериментирование, в ходе которого, дети развивают свой интеллектуальный потенциал и познают окружающий мир, осуществляя простые манипуляции с окружающими их предметами и наблюдая за ними
Экспериментирование способствует развитию познавательной активности, расширению словарного запаса у детей, обогащению их представлений и знаний об окружающих предметах. При проведении исследований, опытов дети не только осматривают предметы или явления природы, по возможности ощупывают объекты, прикасаясь к ним, но они могут в некоторых случаях преобразовывать их для познания связей между ними. При проведении исследований возможны ошибки, которые связаны с тем, что дети могут попробовать использовать старые способы действий в отношении того или иного природного объекта, но, поняв, что они не эффективны, попробовать применить другой способ. В данном случае, можно говорить о саморазвитии ребенка, его собственной активности, возможности более широкого общения с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).
Экспериментирование, по свидетельству воспитателей с большим опытом работы, является эффективным обучающим способом. Воспитателю необходимо оказать поддержку детям в реализации их интереса и любознательности. Чем разнообразней будет представлено экспериментирование, тем больше нового информационного материала получит ребенок, тем полноценнее будет осуществляться его развитие как личности. Сначала дети производят внешние действия с объектами, в том числе с природными, затем постепенно начинают изучать связи между ними. В ходе экспериментирования мышление ребенка преобразуется: от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Наглядно это можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1.
Рис. 1. Экспериментальная деятельность дошкольника
В 2–3 года дети принимают под руководством воспитателя участие в проведении различных опытов и исследований на прогулке или в группе, что позволяет сделать более увлекательной деятельность, направленную на формирование целостной картины мира и представлений о природном мире. В младшей группе экспериментирование проходит под контролем воспитателя. Исследования и опыты проводятся как игра, как отдельный вид деятельности или как часть организованной деятельности. Опыты можно проводить на прогулке как часть определенного наблюдения, в период режимного момента. Элементарные опыты, проведенные с детьми, в целях формирования экологических представлений имеют следующие особенности:
– положительное влияние на развитие мышления, логики, так как при сравнении природных объектов нужно объяснить их отличие;
– наличие осознанности в действиях при рассмотрении природных объектов и явлений, установлении связей между ними;
– дети учатся высказывать мнение, суждение, выбирать способ решения поставленной задачи;
– через участие в организации и проведение опыта ребенок не в готовом варианте получает знание, оно приобретается в ходе выполнения им определенных действий и полученного результата.
В ходе формирования экологических представлений осуществляется комплекс разнообразных видов деятельности с применением разных средств и методов, которые направлены на решение единой цели. Например, изучая тему «Воздушные чудеса» можно применить следующие виды деятельности:
– организация беседы «Свойства воздуха»;
– проведение опыта «Соломенные игры» (для ознакомления с информацией о том, что внутри человека есть воздух и доказательстве этого);
– проведение игры «Веселые мыльные пузырики» (запуск мыльных пузырей детей, активизация движений);
– организация наблюдения «Почему мыльный пузырь летит, а не падает?» (активизация мышления и речи, в ходе наблюдения дети должны усвоить, что если в мыльную воду попадает воздух, то появляются мыльные пузыри, они легкие и летают);
– экспериментирование «Воздушный шарик». Детям предлагается попробовать поиграть с двумя воздушными шариками. Один упругий, а другой мягкий, его слабо надули. Затем воспитатель выясняет, с каким шариком им понравилось играть больше и почему. Дети приходят к выводу, что с хорошо надутым шариком играть лучше, так как он плавно летает, отбивается хорошо, а причина этого в свойствах: мягкий — упругий. Далее детям предлагается подумать о том, как сделать из мягкого воздушного шарика такой же упругий, как первый шар. Дети пробуют его надуть больше. Воспитатель задает вопросы: «Что находится внутри шарика?; «Как появился воздух в шарике?». Воспитатель, поставив руку под струю воздуха, показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух. Детьми делается вывод, что человек вдыхает воздух. Затем один из шариков сдувается, и дети наблюдают, как из него выходит воздух. Дети повторяют эти действия самостоятельно со своими шариками. Выполняя пять видов деятельности, дети узнали, как воздух попадает в организм человека, научились внутри себя обнаруживать воздух и его использовать при надувании воздушного шара. В ходе выполнения действий они общались, обсуждали увиденное, предполагали, то есть активно шло общение и развитие мышления.
Для получения экологических представлений о свойствах воды возможно проведение опыта «Удивительная вода»: дети наблюдают, как течет вода из крана, из лейки, сравнивают, потом дуют на воду и видят «волны» на воде. То есть, они получают представления о свойствах воды: капает, жидкая, брызжется, течет. Воду пьют растения, животные и человек.
Итак, использование экспериментирования при формировании экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста оказывает влияние на личностное развитие ребенка: гуманное отношение к природным объектам, ответственность за их сохранение, осознание взаимосвязей в природе между ее объектами и явлениями.
Заключение
В результате анализа психолого-педагогической литературы при проведении исследования пришли к выводу, что существуют разные точки зрения на проблему формирования экологических представлений у дошкольников. Н. Н. Поддъяков, анализируя свой исследовательский опыт в области дошкольного образования, отмечал, что ведущим видом деятельности в этот период является экспериментирование. По мнению Н. А. Коротковой главным в познавательных видах деятельности является активность самих детей, которая направлена на исследование определенных объектов действительности, на установление связей между ними. Познавательную деятельность в дошкольном возрасте автор рассматривала в качестве особой самостоятельной деятельности ребенка. С. Н. Николаева в своих работах отмечала, что проблема формирования экологических представлений у детей должна решаться через развитие эмоционально-действенного отношения детей к окружающей действительности, выражающегося в форме эстетических переживаний. В исследовании за основу взято определение понятия «экологические представления» С. Н. Николаевой: «…представления о взаимосвязях в системе человек — природа и в самой природе, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости». Рассмотренные проблемы при формировании экологических представлений у дошкольников показали, что для того, чтобы воспитать сознательное отношение к природе и понять роль человека в ней, необходимы системность и непрерывность знаний в области экологического образования и воспитания, воспитание экологической культуры, новая система традиционных и экологических ценностей.
При формировании экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста нужно учитывать следующие аспекты: подкрепление слов, обозначающих природные объекты, образами; правильная организация экологического пространства; использование продуктивных средств (художественное слово, репродукции картин) для представления природного мира; использование метода наблюдения, который помогает ребенку без помощи взрослого познакомиться с законами, действующими в природе; организация и проведение дидактических, подвижных и театрализованных игр экологической направленности; использование проектной технологии для усвоения информационного материала определенными малыми частями; организация и проведение экспериментов и опытов с детьми.
В 2–3 года дети принимают под руководством воспитателя участие в проведении различных опытов и исследований на прогулке или в группе, что позволяет сделать более увлекательной деятельность, направленную на формирование представлений о целостной картине мира и о природном мире. В младшей группе экспериментирование проходит под контролем воспитателя как игра, как отдельный вид деятельности или как часть организованной деятельности. В ходе формирования экологических представлений осуществляется комплекс разнообразных видов деятельности с применением разных средств и методов, направленных на решение единой целевой познавательной установки. В период младшего дошкольного возраста происходит становление системы ценностей, процесс ориентации ребенка в окружающем пространстве. Формирование экологических представлений способствует личностному развитию ребенка через его отношение к природе, представления о природных взаимосвязях, накопление эмоционально-чувственного опыта общения с природными объектами и явлениями. Сформированные представления позволяют детям правильно взаимодействовать с природой. Проводимая работа по формированию экологических представлений у детей интегрируется с другими задачами, направленными на развитие игровых умений, речевых и двигательных умений, общения. Все вышеуказанное ведет к свободному движению детей в пространстве их возможностей.
Таким образом, обобщив результаты теоретического анализа интересующего нас вопроса, можно сделать следующие выводы: экспериментирование является важным видом деятельности, наряду с игровой деятельностью. Эти два вида деятельности определяют развитие личности. Экспериментирование способствует проведению исследований природных объектов, в результате чего у детей младшего дошкольного возраста формируются первоначальные экологические представления. Кроме того, проведение опытов и экспериментов способствует саморазвитию детей.
Литература:
- Акимова, Е. В. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой [Текст] / Е. В. Акимова, Л. В. Комиссарова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 10–12.
- Арсеньева, В. П. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / В. П. Арсентьева. — Смоленск: СОИУУ, 1999. — 231 с.
- Букина, В. О. Пространство детского сада: познание, экология [Текст] / В. О. Букина, А. Русаков, Т. Лапкина. — М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. — 128 с.
- Венгер, Л. А. Восприятие и обучение: дошкольный возраст [Текст] / Л. А. Венгер. — М., 2010. — С. 13–26.
- Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 2008. — 144 с.
- Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
- Казарина, Е. С. Роль экспериментирования в дошкольном возрасте [Текст] / Е. С. Казарина // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 4. — С. 69–71.
- Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 208 с.
- Машковцева, Л. М. Педагогические условия развития познавательной активности детей 1–3 лет [Текст] / Л. М. Машковцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 20. — С. 12–15.
- Медведев, В. И. Экологическое сознание: Учеб. пособие [Текст] / В. И.Медведев. — Изд. второе, доп. — М.: Логос, 2001–384 с.
- Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. — 1996. –№ 7. — С. 36.
- Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. — «Мозаика-синтез», 2011. — 321с.