Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 07.02.2023

Статья просмотрена: 668 раз

Библиографическое описание:

Амельчакова, А. Н. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / А. Н. Амельчакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 219-222. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99791/ (дата обращения: 18.12.2024).



Актуальность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Наукой давно установлена связь между развитием мелкой моторики и интеллектом, памятью, мышлением и речью. Развитие мелкой моторики становится важным еще и потому, что вся последующая жизнь ребенка требует использования точных и согласованных движений рук и пальцев, необходимых для разнообразных повседневных бытовых и учебных действий.

Распространенным расстройством речи у детей дошкольного возраста является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному нарастанию. В литературе XX века понятие «дизартрия» переводили, как расстройство членораздельной речи, речь организуется невнятно, словно «каша во рту». Дизартрия часто сочетается с другими нарушениями речи (заиканием, общими нарушениями развития речи и др.). Это речевая патология, которая проявляется нарушениями фонетического и просодического компонентов функциональной системы речи, вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата и в результате органических поражений центральной и периферической нервной системы [3].

У детей с дизартрией недостаточно развита мелкая моторика рук, затруднен переход от одного движения к другому, формирование и удержание определенного положения пальцев, движения некоординированы, неаккуратны и т. д. Недостаточная тренировка способностей зрительной памяти, зрительно-моторной координации, произвольного внимания. Дети с плохой мелкой моторикой рук испытывают трудности с точными и скоординированными движениями рук и пальцев. В последние годы увеличилось количество детей с различными нарушениями речи [2].

Анализ специальных литературных данных показал, что проблема дизартрии как одного из видов речевых нарушений рассматривалась такими специалистами как О. А. Токаревой, А. Куссмаулем, М. П. Давыдовой, А. Н. Корневым, О. В. Правдиной, Е. М. Мастюковой, Е. Н. Винарской, Л.В. и др.

При данной речевой патологии страдает развитие артикуляционной моторики дошкольников, что сказывается как на развитии речи, так и на общем развитии, подготовке ребенка к школе. Именно поэтому этот вопрос очень актуален [6].

Анализ литературы и практики позволил сформулировать противоречие: с одной стороны, развитие и коррекция мелкой моторики изучались разными учеными, а в литературе отражена связь между развитием моторики и речью, доказана важность решения этой проблемы, подчеркнутая всеми исследователями, с другой стороны, анализ практики позволил установить, что педагогам необходимы методические указания, описывающие методы и приемы, условия развития и коррекции мелкая моторика у детей с дизартрией. Система работы по развитию и коррекции мелкой моторики у этой категории детей не описана.

Анализ исследований, показал, что практические педагоги сталкиваются с трудностями при проведении коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, больными дизартрией, в том числе в процессе решения задач, связанных с развитием мелкой моторики у этих детей. Практикам нужны четкие рекомендации по развитию мелкой моторики. Анализ практики, беседы с педагогами показали, что в подобных рекомендациях нуждаются в основном воспитатели, работающие с детьми с дизартрией. Богатый потенциал для решения задач, связанных с развитием мелкой моторики у детей с дизартрией, имеет все время соблюдения диеты в период нахождения ребенка в образовательном учреждении.

В старшем дошкольном возрасте работа над развитием мелкой моторики и координации движений рук должна быть важной частью подготовки к школе, в том числе и к письму [1]. Большинство современных дошкольников можно отметить недостаточное развитие мелких мышц рук. Дети часто чувствуют себя неспособными выполнять основные действия, доступные их сверстникам [7]. Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенная координация движений, не окончено окостенение запястий и фалангой пальцев. Развитие мелкой моторики руки у человека тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этой способности влекут за собой недостатки речевой артикуляции, которые в дальнейшем отражаются лишь на уровне овладения речью. письменный язык [7].

Речевые нарушения у детей с дизартрией ограничивают общение таких детей со здоровыми сверстниками и взрослыми, что негативно сказывается на развитии их познавательной деятельности. Развитие детей с дизартрией обусловлено сочетанием речевых и двигательных нарушений. Дети, ограниченные в движении, не приобретают такого запаса знаний и представлений об окружающем мире, каким обладают их типично развивающиеся сверстники. Условия жизни задерживают развитие манипулятивно-игровой деятельности, что является необходимой основой для формирования пространственных представлений, мыслительных операций, а также оптико-гностических функций. У детей с речевыми нарушениями могут быть незначительные парциальные двигательные нарушения, могут быть частичные отклонения в гнозисе, практике. Эти черты больше всего выделяются по сравнению с нормой [8].

У детей с дизартрией, мелкая моторика характеризуется недифференцированными, неловкими, скованными, замедленными движениями. Движения плохо скоординированы, неточны, отмечаются нарушения ритма произвольных движений, темпа. Некоторые дети не могут быстро изменить свои двигательные установки. Также имеет место нарушение словесной регуляции действия, проявляющееся в затруднениях и при выполнении задания словесного обучения. У всех детей с дизартрией наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность. Дети с дизартрией не могут спонтанно вступить в онтогенетический путь развития речи и двигательных функций, присущих детям с нормальным развитием, так как их развитие происходит на фоне нарушений центральной нервной системы [2].

Одним из важнейших направлений логопедических исследований дизартрии является поиск способов ее коррекции и компенсации. Основной целью логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами является улучшение разборчивости речи, позволяющее ребенку лучше понимать свою речь окружающими [3]. Логопедическая работа с детьми с дизартрией строится на знании структуры речевого дефекта при различных формах дизартрии, механизмов нарушения общих и речедвигательных навыков и учете личностных особенностей детей [4].

Система логопедического воздействия при дизартрии комплексная: коррекция фонетического произношения сочетается с формированием фонетического анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Особенностью работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Успех логопедических курсов во многом зависит от их раннего начала и систематического проведения, также в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача — невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей [9].

В своем исследовании я поставила цель выявить особенность мелкой моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада № 28 «Жемчужинка муниципального образования г. Саяногорска в старшей группе. В ходе исследования было обследовано 14 детей старшего дошкольного возраста, которые имеют речевые нарушения и посещают занятия логопеда. Для определения исходного уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного уровня с дизартрией были использованы тесты, предложенные Н. О. Озерецким [5].

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства детей (86 %), выявлена тяжелая степень моторного недоразвития. У детей недостаточно развита мелка моторика, наблюдается рассогласованность действий рук, нарушение координации движений. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами, некоторые не умеют правильно держать. Практически у всех детей преобладает непроизвольное внимание, они легко отвлекаются от задания при появлении посторонних раздражителей. При проведении пробы «Лабиринт» у одних детей наблюдался гипертонус мышц, у других гипотонус. Для детей с гипертонусом характерен сильный нажим и резкие движения, многим детям оказались трудны петляющие движения. У детей с гипотонусом движения были излишне плавными, слабый нажим на карандаш, наблюдается вылезание за линии, прерывистость движения. У детей данного возраста затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев, например, при проведении проб «Оценки умения выполнять одновременно движения», дошкольники часто теряли проколки, действовали одной рукой, отмечается недостаточность мышечной силы, ритма произвольных движений, отсутствует одновременность (синхронность) движений пальцев. Ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Темп движений замедлен, отмечается напряжение пальцев при удержании карандаша в виде высовывания языка, движения губ.

Только у двоих детей (14 %), наблюдается средняя степень моторного недоразвития. У детей, вошедших в данную группу, мелкая моторика развита недостаточно хорошо. Дети могут достаточно координировать движения пальцев рук, часто способны синхронно выполнить движения обеими руками, в таких заданиях, как «Складывание одновременно спичек в коробку двум руками», «Постукивание карандашами по бумаге». Трудности отмечались при работе с ножницами, дети не видят контур круга. При исследовании таких заданий как «Укладывание пуговиц в коробку» и «Начертание вертикальных палочек», отмечается замедленность движений. У детей отмечается легкая переключаемость с одного задания на другое, также сформирована зрительная память, произвольное внимание. Нередко наблюдается нарушение пространственной организации движений, их последовательности.

Таким образом, результаты исследования показывают преобладание тяжелой степени моторного недоразвития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Исходя из полученных данных, мы составили методические рекомендации для воспитателей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Основными направления коррекционно-развивающей работы являются:

  1. Формирование точных, координированных движений пальцев рук;
  2. Формирование умений переключаться с одной пальчиковой позы на другую;
  3. Развитие статической пальцевой позы;
  4. Развитие ловкости движений.

Работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически в рамках организованной образовательной деятельности, входе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей. Для развития мелкой моторики необходимо использовать: пальчиковые гимнастики, игры и игровые упражнения, самомассаж, пальчиковые упражнения с использованием природного материала, упражнения на собирание мозаик и пазлов, игровые упражнения с элементами теневого театра. Целенаправленное, систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей с дизартрией уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук становится более подвижным артикуляционный аппарат; исчезают явления моторной истощаемости.

Литература:

  1. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. — Москва: Академия, 2010. — 284 с.
  2. Винарская Е. Н. Дизартрия / Е. Н Винарская. — Москва: АСТ: Астрель, Хранитель, 2006. — 141 с.
  3. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — 2-еизд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1993. — 175 с.
  4. Гаркуша Ю. Ф. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М.: Издательство Московский психолого — социальный институт, 2003. — 288 с.
  5. Гейци Э. Д. Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста. — Новосибирск: Бора — ПРЕСС, 2006. — 567 с.
  6. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — Москва: Гуманит. изд. ценрт ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  7. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
  8. Мартынова Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей — дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М.: Просвещение, 1967. –110 с.
  9. Миронова, С. А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи: Кн. для учител: из опыта работы [Текст] / С. А. Миронова. — М.: Просвещение, 1987. — 139с.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, развитие, дизартрия, движение, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, моторное недоразвитие, нарушение, зрительная память.


Похожие статьи

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи у детей дошкольного возраста

Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Особенности развития пространственной ориентировки у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Похожие статьи

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи у детей дошкольного возраста

Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Особенности развития пространственной ориентировки у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Задать вопрос