«Белорусская гиперболизация»: национальная символика в художественном решении театрализованных представлений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 07.02.2023

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Клещенко-Черняков, И. Д. «Белорусская гиперболизация»: национальная символика в художественном решении театрализованных представлений / И. Д. Клещенко-Черняков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 51-65. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99810/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье на примере реконструкций и анализов действ по случаю государственных праздников рассматриваются основные принципы и тенденций художественно-выразительных решений в зрелищной культуре Беларуси.

Основное внимание в работе автор акцентирует на традиционных принципах главенствующих праздников страны на примере сценографических решений, рассматривает основные элементы, к которым обращаются режиссёры, художники-постановщики и режиссёры видеоконтента. На основании изучения и анализа телевизионных трансляций, эскизов и сценариев специальных государственных проектов автор устанавливает факт наличия понятия «белорусской гиперболизации», заключающегося в утрированном и чрезмерном использовании национальной символики.

Статья может быть рекомендована теоретикам и практикам режиссуры, художникам-постановщикам, авторам видеоконтента театрализованных представлений и праздников, будущим специалистам сферы зрелищной культуры.

Ключевые слова: государственный праздник, художественное оформление, национальная символика, государственная символика.

Праздник — социально-культурный феномен, который является неотъемлемой частью жизни государства и его общества. Праздничные события в разных странах — это не только основа культуры, но и способы воздействия на нацию с целью реализации государственной политики и социального воспитания общества посредством художественного действия. Праздничная культура разных стран — это репрезентация ценностей, норм и устоев народа государства.

Одной из главенствующих основ любого мероприятия по случаю всех праздников является сценография, она дополняет общую картину концерта и оказывает влияние на зрителя, чем формирует общую атмосферу события.

Зрелищная культура Беларуси — это яркий пример соединения традиций прошлого с актуальными формами нашего время, что делает белорусский праздник на фоне мировой картины ярким примером культурной ассимиляции.

Национальная символика — это группа знаков, к ним могут относится объекты исторической материальной и не материальной культуры, которая олицетворят страну и служит для самоидентификации нации. Элементами национальной символики могут быть, растения (в Беларуси: колос, клевер, лён (элемент государственной символики), василёк, картошка и другие), животные (зубр), определенный цвета (красный и зеленый (цвета государственного флага)), народный орнамент, народный костюм и другие объекты, ассоциируемые в обществе со страной.

Государственная символика — это понятие, к которым относятся флаг, герб и гимн, использование которых четко регламентировано протоколами и актами [2], [3].

В соответствии с параграфом 18 статьи 84 Конституции Республики Беларусь, государственные праздники и праздничные дни устанавливает Президент. В соответствии с вышесказанным в 1998 году Глава государства подписывает Указ № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь». Данный указ устанавливает, что «государственные праздники — это праздники, учрежденные в Республике Беларусь в ознаменование событий особого исторического или общественно-политического значения для Республики Беларусь, оказавших значительное влияние на ее развитие» [4].

В стране существует шесть государственных праздников: День Конституции Республики Беларусь (15 марта), День единства народов Беларуси и России (2 апреля), День Победы (9 мая), День Государственного герба Республики Беларусь и государственного флага Республики Беларусь (второе воскресенье мая), День Независимости Республики Беларусь (3 июля) и новый для страны праздники установленный Указам Президента № 206 от 7 июня 2021 — День народного единства (17 сентября) [1].

Анализ каждого государственного праздника с точки зрения применения в нем тех или иных режиссёрских форм демонстрирует, что не все из них имеют зрелищную составляющую. Например, в День Конституции и День единения народов Беларуси и России театрализованные представления не проводятся, традиционно в рамках празднования проходят акции общественных объединений и агитационные мероприятия в разных учреждениях страны.

Стоит отметить, что основной формой проведения мероприятий по случаю государственного праздника является торжественное собрание и праздничный концерт мастеров искусства, которые традиционно проходят накануне праздников Дня Победы, Дня Независимости, а также в День народного единства. Так, например, ежегодно во Дворце Республики проходят торжественные собрания и праздничные концерты в преддверии Дня Победы («Перекресток Победы» 2018, «Поезд Победы» 2019, «Письмо Победы» 2021, «Парк Победы» 2022, исключением в данной традиции стал 2020 год, на основании пандемии COVID-19) и Дня Независимости («Я люблю Беларусь» 2012, «Квiтней, мая Беларусь» 2013, «Беларусь — імя святое» 2016 «Вызваленне» 2019 и другие).

Анализ таких праздников как День Конституции и День единения народов Беларуси и России не отвечает интересам настоящего исследования, поскольку эти события в праздничном календаре Беларуси с точки зрения режиссерских форм отмечаются в более локальном ключе: различные органы руководства и общественные организации страны проводят официальные мероприятия, в которых не всегда присутствует художественная составляющая; в большинстве случаев она представлена обычными концертными номерами.

Постепенно в традиции проведении государственных праздников появляются события, нацеленные на воспитание «духа патриотизма» художественными и зрелищными средствами, такими как песни про Беларусь, преобладание цветов государственной символики (красный, зелёный и белый) в художественном оформлении, сценографии и костюмах, а порой и использование флага и герба в номерах концерта. Так, например, в концерте «Магистраль нашей жизни» 2020 года, приуроченного ко Дню Независимости, в прологе посредством проекции на участников и реквизит был продемонстрирован флаг, что демонстрирует рис. 1.

Фрагмент концерта «магистраль нашей жизни» по случаю Дня Независимости во Дворце Республики, 2020 год

Рис. 1. Фрагмент концерта «магистраль нашей жизни» по случаю Дня Независимости во Дворце Республики, 2020 год

В 2021 году впервые за историю страны был проведен «Торжественный ритуал чествования государственных флага и герба Республики Беларусь», приуроченный к празднованию Дня Государственного герба Республики Беларусь и государственного флага Республики Беларусь, который заключался в проведении торжественного церемониала с участием представителей молодёжи и руководства страны, с произнесением клятвы государственных символам.

Анализируя Торжественный ритуал чествования государственных флага и герба Республики Беларусь, стоит отметить, что он имеет ярко выраженную демонстрацию государственных символов. В начале действия осуществляется процедура внесение на площадь государственной символики гиперболизированных размеров. Несмотря на то, что у мероприятий 2021 и 2022 годов один режиссёр — Яна Колочинская, этот церемониальный момент решен по-разному. Так, в 2021 году после объявления символики, под марш, в сопровождении военного оркестра, солдаты роты почетного караула внесли флаг, длиной 6 метров, и панно в виде герба, размером 1 метр в диаметре, что демонстрирует рис. 2.

Фрагмент Торжественного ритуала чествования государственных флага и герба Республики Беларусь, 2021 год

Рис. 2. Фрагмент Торжественного ритуала чествования государственных флага и герба Республики Беларусь, 2021 год

В 2022 году солдат роты почетного караула сопровождали дети в белых костюмах в руках у которых были букеты из колосьев и васильков, символизирующих Беларусь, что видно на рис. 3.

Фрагмент Торжественного ритуала чествования государственных флага и герба Республики Беларусь, 2022 год

Рис. 3. Фрагмент Торжественного ритуала чествования государственных флага и герба Республики Беларусь, 2022 год

Апогеем действа 2021 года стал полет над площадью военной техники, которая создавала в небе дымовую завесу в цветах белорусского флага.

Различия в подготовки двух мероприятий, не смотря на разницу в год, очевидны. В 2021 году состоялось первое праздничное действо, где масштаб художественного оформления сценического пространства созданное Инной Лазаревой (2021 и 2022 года) и действенное воплощение режиссёрской мысли не претендует на монументальность: экраны, обрамляющие площадь, отсутствие сценического комплекса, минимализм в общем оформлении площадки демонстрируют зрителю, что данная церемония проводится впервые, что демонстрирует рис. 4.

Фрагмент Торжественного ритуала чествования государственных флага и герба Республики Беларусь, 2021 год

Рис. 4. Фрагмент Торжественного ритуала чествования государственных флага и герба Республики Беларусь, 2021 год

Это кардинально отличает его от праздника следующего года, где режиссёр и художник-постановщик более рационально использует представленную под празднование площадку: выстраивает с художником-постановщиком дополнительные трибуны перед светодиодными экранами, на которых размещает делегации из разных областей, раздав им в руки зонтики красных, зеленых и белых цветов, что позволяет создать художественный фон для гостей на противоположной стороне площади, что можно понять на рис. 5.

Фрагмент Торжественного ритуала чествования государственных флага и герба Республики Беларусь, 2021 год

Рис. 5. Фрагмент Торжественного ритуала чествования государственных флага и герба Республики Беларусь, 2021 год

Но при этом главенствующую роль в оформлении занимают государственные герб и флаг, а сценическое пространство, костюмы и видео оформление решается в красном и зеленом цветах, с использованием национальной символики страны (колосья, васильки, народный орнамент).

День Государственного герба Республики Беларусь и государственного флага Республики Беларусь отмечается во второе воскресенье мая, что в последние годы по датам совпадает с днем или кануном другого государственного праздника — Дня Победы.

Театрализованная часть мероприятия проходит в Большом зале Дворца Республики. После открытия собрания гимном страны, сопровождающейся демонстрацией развивающегося флага, в присутствии на сцене государственной символики, памятных атрибутов и штандартов фронтов Великой отечественной войны, звучит обращение от лица главы государства назначенным представителем. Проходит это в сопровождении официальной заставки мероприятия, в 2022 году она была выполнена в виде неба, с обрамлением элементами государственных символах проиллюстрированных на рис. 6.

Фрагмент Торжественного собрания в рамках празднования Дня Победы во Дворце Республики, 2022 год

Рис. 6. Фрагмент Торжественного собрания в рамках празднования Дня Победы во Дворце Республики, 2022 год

Анализ сценариев и эскизов концертов из личного архива во Дворце Республики приуроченных Дню Победы 2018, 2019, 2021, 2022 годов, а также телетрансляции концерта имеющегося в сети интернет, демонстрирует, что в концертах режиссёры традиционно обращаются к образу, который для зрителей может символизировать Великую отечественную войну: письмо, перекресток, поезд, парк и другие, которые с ходом концерта трансформируются согласно историческим течением времени. Так, в 2018 году таким образом стал «перекресток»: режиссёр Владислава Артюковская показала историю собирательного образа мест действий военных лет, которое в последствии обретает символизм «Площади Победы».

В следующем году этот же режиссёр представляет концерт с названием «Поезд Победы», в котором перед зрителем появляется образ поезда, который совершает символистический путь из довоенного времени в День Победы. Технически этот образ представлен громадной передвижной декорацией в виде тепловоза.

В 2022 году Агата Мацко в рамках празднования Дня Победы обращается к образу парка, который начинает свое существование до войны и с ходом действия перевоплощается в нынешний «Парк Победы», в котором появляются дорисованные флаги в красном и зеленом цветах. (см. ил. рис. 7)

Фрагмент концерта «Парк Победы» в рамках празднования Дня Победы во Дворце Республики, 2022 год

Рис. 7. Фрагмент концерта «Парк Победы» в рамках празднования Дня Победы во Дворце Республики, 2022 год

Сценография и художественное решение в разные года отличаются от предыдущего. Художники-постановщики находят разные выразительные акценты с целью точной передачи авторской режиссерской мысли: трансформируемая наклонная декорация в виде перекрестка в 2018 году, вокзал и поезд в 2019, в 2021 году — плунжерная платформа, представляющая «реку времени».

Традиционной составляющей 9 мая является церемония возложения цветов и венков к монументу Победы, формальное решение которого видоизменяется из года в год. На примере проведения праздника 2022 года мы рассмотрим основные формы в сценографии данного процесса. Шествие поколений и возложение цветов и венков к монументу Победы в рамках акции «Беларусь помнит!» состоялось 9 мая 2022 года с 11:00 до 12:00 и началось с народной процессии. Впереди всех колонн находились курсанты Военной академии Республики Беларусь с гирляндой с надписью: «Помним. Гордимся. Не предадим». Затем шеренги суворовцев, кадетов, курсантов, воспитанников военно-патриотических клубов, учащихся учреждений образования, за ними в колонне следовали высшие должностные лица, руководители республиканских органов государственного управления. В следующих шеренгах выстраивались представители Белорусской республиканской пионерской организации, Белорусского республиканского союза молодежи, РОО «Патриоты Беларуси», Федерации профсоюзов Беларуси, Белорусского союза женщин (отдельные шеренги), трудовых коллективов и общественности города Минска, делегации регионов, у всех участников в руках находились портреты героев Великой Отечественной войны и государственные флаги. (см. рис. 8)

Шествие поколений и возложение цветов и венков к монументу Победы в рамках акции «Беларусь помнит!», 2022 год

Рис. 8. Шествие поколений и возложение цветов и венков к монументу Победы в рамках акции «Беларусь помнит!», 2022 год

Визуальное оформление действия, созданное автором видеоконтента Лилией Шкарупа и художником-постановщиком Инной Лазаревой, содержало в себе не только символы ассоциируемые в обществе с праздником, но и элементы государственной символики. (см. рис. 9)

Эскиз оформления пл. Победы для проведения возложение цветов и венков к монументу, 2022 год

Рис. 9. Эскиз оформления пл. Победы для проведения возложение цветов и венков к монументу, 2022 год

Из анализа видеоматериала в период с 2018 по 2022 годы становится очевидно, что ежегодно авторы видеоконтента и художники-постановщики используют разный выразительные средства, приемы и образы при подготовке данного мероприятия, но во главе задумки всегда стоит мысль о памяти народа страны про годы Великой отечественной войны и подвиг прошлых поколений, сопровождаемые элементами государственной символики как иллюстрации привязки к национальности.

Финальным мероприятием празднования Дня Победы в Беларуси с 2016 года является концерт с прямой телевизионной трансляцией в рамках телевизионной акции «Площадь Победы». Концерт мастеров искусств проводят в день празднования Дня Победы в вечернее время и завершают праздничным салютом.

Анализ сценариев и эскизов из личного архива автора, фото- и видеоматериалов из сети интернет, начиная с 2016 года по наши дни, показывает факт наличия определенных ландшафтных особенностей мероприятия. Традиционно главным объектом в оформлении сценического пространства является монумент-обелиск Победы, архитектурная доминанта всей площади, уже ставящая элементам национальной символики страны, за ней, обрамляя площадь, находятся конструктивы со светодиодными экранами. Ежегодно художники-постановщики видоизменяют форму и антураж экранных комплексов, исходя из задач режиссёра, но оставляют на одном месте, тем самым создавая сценическое пространство с центральным объектом — монументом. Частью сценического пространства также выступает плоская часть площади, где находится Вечный огонь. Элементы белорусской символики также ярко приставлены в ходе концерта, фольклорно-стилизованные костюмы, орнамент, видеоконтент с растениями «символами страны», обогащают общую картину праздничного концерта, что проиллюстрировано на рис. 10.

Фрагмент концерта «Память поколений» в рамках празднования Дня Победы, 2022 год

Рис. 10. Фрагмент концерта «Память поколений» в рамках празднования Дня Победы, 2022 год

Следующий праздник отображает в своей сути понятие суверенности Беларуси. День Независимости Республики Беларусь отмечается 3 июля, в дату освобождения столицы государства города-героя Минска от немецко-фашистких захватчиков. Праздник является выходным днем и именно по этой причине основные мероприятия сконцентрированы 3 июля.

Накануне праздника традиционно проводится торжественное собрание и праздничный концерт мастеров искусств Беларуси, по форме напоминающий похожее мероприятие в рамках Дня Победы, Дня единения народов Беларуси и России. Стоит отметить, что действие проходит на главной концертной площадки страны — во Дворце Республики, этот факт подтверждает суждение о том, что концертный комплекс в центре столицы является основным местом для проведения важных государственных мероприятий.

Рассмотрим художественные формы в концерте на примере праздника 2020 и 2022 годов. В этом году праздничный концерт получил название «Магистраль нашей жизни» и прошел 2 июля, главным режиссёром концерта выступила Владислава Артюковская, художником-постановщиком Ольга Грицаева. Перед центральным входом активистки общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодёжи» в современных платьях с элементами национального орнамента вручали зрителям праздничные бутоньерки, в виде ленты в цветах государственного флага и цветка яблони и программы концерта, данная традиция прослеживается и в другие годы празднования.

На сцене большого зала Дворца Республики был опущен бордовый бархатный занавес, по бокам которого располагались светодиодные экраны с изображением национального орнамента (золото на светящемся бордовом фоне). В центре сцены, на фоне вертикального декорационного элемента с изображением национального орнамента (имитация техники «сграффито» — объемная расклейка элементов орнамента на поликарбонатной основе, бордо на золотом фоне), была установлена трибуна, слева от трибуны — штандарт Президента Республики Беларусь и Государственный флаг Республики Беларусь. (см. рис. 11)

Фрагмент Торжественного собрания в рамках празднования Дня Независимости во Дворце Республики, 2020 год

Рис. 11. Фрагмент Торжественного собрания в рамках празднования Дня Независимости во Дворце Республики, 2020 год

Стоит отметить, что художники и авторы видеоконтента разных лет в процессе постановки концерта, опираясь на пожелания режиссёра, традиционно обращаются к элементам государственной символики как прерогативным в реализации художественного образа концерта (см. рис. 11, 12, 13).

Фрагмент Торжественного собрания в рамках празднования Дня Независимости во Дворце Республики, 2022 год

Рис. 12. Фрагмент Торжественного собрания в рамках празднования Дня Независимости во Дворце Республики, 2022 год

Фрагмент Торжественного собрания в рамках празднования Дня Независимости во Дворце Республики, 2021 год

Рис. 13. Фрагмент Торжественного собрания в рамках празднования Дня Независимости во Дворце Республики, 2021 год

Режиссёры в свою очередь постоянно отсылают к образу флага и герба, реализовывая его разными способами художественной выразительности, такими как видеопроекция (см. рис. 1), костюмированный балет в цветах флага, создание контента выдержанного в красной и зеленой цветовых гаммах (см. рис. 12, 13), а также с использованием элементов государственной символики на светодиодных экранах (см. рис. 14) и другие.

Фрагмент концерта в рамках празднования Дня Независимости во Дворце Республики, 2020 год

Рис. 14. Фрагмент концерта в рамках празднования Дня Независимости во Дворце Республики, 2020 год

Зрелищной доминантой празднования Дня Независимости является военный парад и театрализованное спортивное шествие. Необходимо отметить, что ежегодно время проведения мероприятия меняется, чаще всего оно начинается утром, а в юбилейные годовщины в 2014 и 2019 годах парад проводился в вечернее время. В некоторые годы не проводились вовсе, по причине переноса мероприятия в честь юбилейных дат Дня Победы на 9 мая, такая практика была в 2015 году в честь семидесятой годовщины Великой Победы и в 2020 в честь 75-й годовщины.

Действие мероприятия проходит на проспекте Машерова, парад берёт свое начало от улицы Даумана и следует в сторону проспекта Победителей, завершая демонстративное шествие у обелиска «Минск — город-герой».

Всегда действие парада строго регламентировано и подчинено армейскому уставу. Начинается парад с объезда войск, рапорту главнокомандующего о готовности и построении парада. После соблюдения данного протокола Глава государства приветствует и поздравляет с праздником присутствующих и народ страны, поднимая в речи актуальные темы государства. После чего военный оркестр, находящийся на сценическом комплексе на противоположной стороне проспекта от трибун, исполняет гимн Республики Беларусь. Далее начинается торжественный марш.

Всегда в параде принимают участие представители вооружённых сих Беларуси, затем колоны военнослужащих сменяются демонстрацией наземной и воздушной военной техники, которые демонстрируют государственную символику и её цвета (см. рис. 15, 16).

Фрагмент военного парада в рамках празднования Дня Независимости, 2018 год

Рис. 15. Фрагмент военного парада в рамках празднования Дня Независимости, 2018 год

Фрагмент концерта в рамках празднования Дня Независимости, 2017 год

Рис. 16. Фрагмент концерта в рамках празднования Дня Независимости, 2017 год

Наличие в каждом параде ко Дню Независимости блока театрализованного спортивного шествия прослеживается во всех постановках. Данный блок также посвящен теме государственности. Молодые спортсмены, посредством спортивно-художественных перестроений и гимнастических элементов, работая в костюмах, цветовая гамма которых соответствует государственной символике, создавали массовые рисунки, используя атрибутику спортивной режиссуры (флаги, планшеты и другие), что показано на рис. 17.

Фрагмент спортивно-театрализованного шествия в рамках празднования Дня Независимости, 2018 год

Рис. 17. Фрагмент спортивно-театрализованного шествия в рамках празднования Дня Независимости, 2018 год

Кульминацией действия становилась демонстрация спортивно-художественного элемента, созданного ещё в советские годы белорусским спортивным режиссёром Григорием Рабелем, на основе гимнастического элемента «Живая ваза» — «Белорусская ваза» (см. рис. 18).

Фрагмент спортивно-театрализованного шествия в рамках празднования Дня Независимости, 2018 год

Рис. 18. Фрагмент спортивно-театрализованного шествия в рамках празднования Дня Независимости, 2018 год

Финалом действия служит музыкальный номер, которому ежегодно свойственна патриотичность в постановке, это проявляется не только в музыкальном материале, но и в визуальном решении, белорусская национальная символика являете неотъемлемой частью финального номера парада (см. рис. 19).

Фрагмент спортивно-театрализованного шествия в рамках празднования Дня Независимости, 2017 год

Рис. 19. Фрагмент спортивно-театрализованного шествия в рамках празднования Дня Независимости, 2017 год

Финалом празднования Дня Независимости является проведение концерта в рамках патриотической акции «Споем гимн вместе», в большинстве случаев за период существования акции (2002 год — наши дни) концерт предвещал исполнение гимна. Традиционно главный концерт акции проводится в вечернее время у стелы «Минск — город-герой». У данного события существуют свои ландшафтные особенности, продиктованные местом проведения: сценический комплекс находится у подножья обелиска, перед художниками-постановщиками стоит основная задача — открыть обзор на стелу. В период с 2014 по 2018 годы сцена была представлена двумя сценическими комплексами с крышами, между которых находился дополнительный комплекс частью которого являлась огромное лестница, ведущая к обелиску и фасаду музея Великой отечественной войны.

В 2019 году художник-постановщик, Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Галина Холод, по поручению режиссёра-постановщика Владиславы Артюковской объединяет сценический комплекс гала-концерта «Нашы песнi — наша жыццё» в рамках акции «Споем гимн вместе» в один объект (см. рис. 20).

Фрагмент концерта в рамках акции «Спаем гимн вместе» приуроченный празднованию Дня Независимости, 2019 год

Рис. 20. Фрагмент концерта в рамках акции «Спаем гимн вместе» приуроченный празднованию Дня Независимости, 2019 год

Учитывая эти условия, обрамляющие светодиодные экраны устанавливаются с учетом открытия обзора на памятник и подхода к лестнице, в 2020 году в концерте в рамках акции «Споем гимн вместе» сохраняется данный проект сцены, а в 2021 (гала-концерт «Беларусь адзіная») и 2022 (гала-концерт «Наша память сильнее времени») годах происходит трансформация расположение и формы светодиодных экранов. (см. рис. 21).

Фрагмент концерта в рамках акции «Спаем гимн вместе» приуроченный празднованию Дня Независимости, 2022 год

Рис. 21. Фрагмент концерта в рамках акции «Спаем гимн вместе» приуроченный празднованию Дня Независимости, 2022 год

Традиционно кульминацией концерта становится акция «Споем гимн вместе»: она начинается с появления на лестнице огромного флага государства, потом звучит гимн Беларуси. Ближе к финалу композиции начинается салют в честь праздника.

Театрализованный гала-концерт в рамках акции «Споем гимн вместе» является своеобразным завершением празднования Дня Независимости по всей стране, благодаря прямой телевизионной трансляции концерт можно посмотреть в любом городе Беларуси.

Завершая тему государственных праздников, стоит рассмотреть самый новый праздник в истории суверенной страны. День народного единства учрежден указом президента № 206 о внесении изменений в указ № 175. Впервые праздник проходил в стране уже два раза в 2021 и 2022 годах, на площадке спортивного комплекса «Минск-Арена» и каждый год собрал около 10000 зрителей со всей страны и гостей из соседних государств.

Церемониальная часть, как и во всех других концертах, приуроченных к государственному празднику, состоит из официального обращения Главы государства, проходит это под официальную заставку в цветах государственного флага. (см. рис. 22)

Фрагмент концерта в рамках празднования Дня народного единства, 2022 год

Рис. 22. Фрагмент концерта в рамках празднования Дня народного единства, 2022 год

Уход главы государства сменяет заставку действия, но при этом оставляет элементы государственной символики (см. рис. 23).

Фрагмент концерта в рамках празднования Дня народного единства, 2022 год

Рис. 23. Фрагмент концерта в рамках празднования Дня народного единства, 2022 год

Основой музыкального материала концертов ко Дню народного единства служат известные белорусскому народу песни, которые сопровождаются видеорядом с использованием национальной символики страны, это проиллюстрировано на рис. 24.

Фрагмент концерта в рамках празднования Дня народного единства, 2022 год

Рис. 24. Фрагмент концерта в рамках празднования Дня народного единства, 2022 год

В некоторых фрагментах для видеооформления используются и государственные символы (см. рис. 25).

Фрагмент концерта в рамках празднования Дня народного единства, 2022 год

Рис. 25. Фрагмент концерта в рамках празднования Дня народного единства, 2022 год

Цвета государственного флага становятся основными в художественном решениях музыкальных номеров, а также служат основой основных заставок двух концертов (см. рис. 26, 27).

Фрагмент концерта в рамках празднования Дня народного единства, 2021 год

Рис. 26. Фрагмент концерта в рамках празднования Дня народного единства, 2021 год

Фрагмент концерта в рамках празднования Дня народного единства, 2022 год

Рис. 27. Фрагмент концерта в рамках празднования Дня народного единства, 2022 год

Все государственные события носят исключительно патриотический характер, что прослеживается в художественном, музыкальном и видео оформлении, текстах ведущих, костюмах артистов и в других выразительных средствах, используемых режиссёрами. На основании вышесказанного можно выделить основные художественные принципы в создании художественного оформления государственных праздников Беларуси.

Во всех действиях основным является использование элементов государственной символики: цвета и орнамент флага, отдельные элементы герба (колосья, клевер, лен, контур Беларуси, звезда). Все концерты по случаю государственных праздников обязательно содержат в себе номера с использованием национальных символов: народный костюм, виды исторических и культурных ценностей, изображения флоры и фауны страны.

Утрирование в использовании национальных символов рождает термин «Белорусская гиперболизация» в отношении белорусской символики в государственном празднике, что является способом патриотического воспитания по средствам культуры страны.

Литература:

  1. Государственные праздники / интернет-портал «Президент Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. URL: https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/prazdniki/ (Дата обращения: 01.08.2022)
  2. Государственный герб Республики Беларусь / интернет-портал «Президент Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. URL: https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/simvolika/gerb (Дата обращения: 01.08.2022)
  3. Государственный флаг / интернет-портал «Президент Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. URL: https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/simvolika/flag (Дата обращения: 01.08.2022)
  4. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 марта 1998 г. № 157 О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь / интернет-портал «Эталон online» [Электронный ресурс]. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=p39800157&q_id=6827216. (Дата обращения: 05.05.2022)
  5. 9 Мая 2019. Минск. День Победы. Возложение венков к монументу Победы. Беларусь | ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=mTknwPgz434&t=264s&ab_channel=CTVBY. (Дата обращения: 10.08.2022)
  6. 9 мая 2021. Минск. День Победы. Беларусь помнит / Прямая трансляция. Выступление Лукашенко [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=E5BchBreOL4&t=160s&ab_channel= %D0 %A2 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %9E %D0 %9D %D0 %A2. (Дата обращения: 10.08.2022)
  7. Гала-концерт «Подвиг народа бессмертен». День Победы. 9 мая. Минск | ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=SbgS6Y0XV9E&t=1s&ab_channel= %D0 %90 %D0 %A2 %D0 %9D %3A %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %91 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %83 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8 %D0 %BC %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %B0. (Дата обращения: 13.08.2022)
  8. Гала-концерт «Нашы песнi — наша жыццё», посвящённый Дню Независимости Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=SZGBhYBKI-4&t=2480s&ab_channel= %D0 %A2 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %9E %D0 %9D %D0 %A2. (Дата обращения: 15.08.2022)
  9. Гала-концерт «Беларусь единая», посвященный Дню Независимости Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=PkmmoaV-0Co&t=1761s&ab_channel= %D0 %A2 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %9E %D0 %9D %D0 %A2. (Дата обращения: 16.08.2022)
  10. Концерт ко Дню народного единства. Часть 1. Беларусь 1HD. 17 сентября 2021 г. [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=EwYghKJH8-Y&ab_channel= %D0 %A2 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %91 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %83 %D1 %81 %D1 %8C1. (Дата обращения: 19.08.2022)
  11. Мероприятие, посвященное Дню Герба и Флага. Беларусь. День Победы. Лукашенко 9 мая. Онлайн-трансляция [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=7bHWZ1kuCwM&t=248s&ab_channel= %D0 %A2 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %9E %D0 %9D %D0 %A2. (Дата обращения: 07.08.2022)
  12. Минск. День Независимости Беларуси — 2022. Праздничный концерт и фейерверк. [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=bx9FNvZpvU0&ab_channel= %D0 %94 %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D1 %8B %D0 %B2 %D0 %B5 %D1 %87 %D0 %B0 %D1 %80. (Дата обращения: 16.08.2022)
  13. Минск. День Победы 2022 [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=JfOWeE_gIIA&ab_channel= %D0 %94 %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D1 %8B %D0 %B2 %D0 %B5 %D1 %87 %D0 %B0 %D1 %80. (Дата обращения: 10.08.2022)
  14. Парад в Минске 3 июля 2018. День Независимости Беларуси. Самая полная версия. Full HD [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=hC1DLB3oIdw&ab_channel=CTVBY. (Дата обращения: 17.08.2022)
  15. Парад в Минске 3 июля 2019. День Независимости Беларуси. Самая полная версия [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=qXXWcFJD0gc&ab_channel=CTVBY (Дата обращения: 17.08.2022)
  16. Торжественное собрание и концерт мастеров искусств «Парк Победы» (Беларусь 1, 06.05.2022) [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=0I0NVBbooPg&t=11s&ab_channel= %D0 %B4 %D0 %B8 %D0 %BC %D0 %B0 %D0 %B4 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B7 %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %B2. (Дата обращения: 09.08.2022)
  17. Торжественное собрание и праздничный концерт, посвященный Дню Независимости Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=cLkXCpBWVOY&t=3454s&ab_channel= %D0 %A2 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %91 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %83 %D1 %81 %D1 %8C1. (Дата обращения: 15.08.2022)
  18. Торжественный ритуал чествования государственных символов Республики Беларусь. ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=zVAziDABbQs&ab_channel= %D0 %90 %D0 %A2 %D0 %9D %3A %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %91 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %83 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8 %D0 %BC %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %B0. (Дата обращения: 07.09.2022)
  19. ЭТО НАША ИСТОРИЯ. МАСШТАБНЫЙ ФОРУМ С УЧАСТИЕМ ЛУКАШЕНКО | ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ [Электронный ресурс]. Видеохостинг Youtube. — Электрон. дан. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=L4HFzen5gvM&ab_channel= %D0 %9F %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B2 %D1 %8B %D0 %B9 %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9 %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %91 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %BE %D1 %80 %D1 %83 %D1 %81 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B4 %D0 %B8 %D0 %BE. (Дата обращения: 19.09.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): Беларусь, государственная символика, фрагмент концерта, Дворец Республики, народное единство, рамка празднования Дня Независимости, праздник, рамка акции, государственный праздник, Торжественное собрание.


Ключевые слова

государственный праздник, художественное оформление, национальная символика, государственная символика

Похожие статьи

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Лингвокогнитивное исследование концепта «көҥүл/свобода» (на материале якутской литературы и музыкального творчества)

В рамках данного проекта будет впервые проведено лингвокогнитивное исследование концепта «көҥүл/свобода», которое хранит в структуре своего содержания этноспецифические особенности, вызванные социокультурными и политическими условиями их актуализации...

Анализ и оценка современного состояния сформированности патриотизма у курсантов военного вуза: итоги констатирующего эксперимента

Формирование и развитие патриотизма у современной молодежи, в том числе и у курсантов военных учебных заведений, является одной из важнейших задач современного образования. Решение данной проблемы требует от ученых и исследователей не только поиска н...

Система точек зрения как композиционный приём в повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан»

Статья посвящена анализу композиционных особенностей повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан». В качестве основного подхода к исследованию структуры произведения выбран приём, связанный с определением системы точек зрения. Вычленение различных взгля...

Особенности перевода общественно-политических выступлений американских и британских политиков

В данной научной статье рассматриваются тонкости перевода общественно-политических выступлений с английского на русский язык, особое внимание уделяется лексико-грамматическим, синтаксическим и стилистическим проблемам, присущим процессу перевода. Исс...

Лингвокультурные особенности аудиовизуального перевода с китайского на русский язык на примере фильма «Самый длинный день в Чанъане»

Данная статья исследует лингвокультурные аспекты аудиовизуального перевода с китайского на русский язык на примере фильма «Самый длинный день в Чанъане». Проведенный анализ дал нам возможность рассмотреть лингвокультурные особенности аудиовизуального...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Проблема определения допустимого объёма лесозаготовок

Цель исследования заключается в выявлении и раскрытии проблемы определения допустимого объёма лесозаготовок и разработке предложений практического характера, ориентированных на совершенствование экологического законодательства и повышение эффективнос...

Правовое регулирование корпоративных форм предпринимательской деятельности

В статье анализируется деятельность корпоративных форм предприятий на примере различных регионов, в контексте выявления эффективности их правового регулирования и поиска существующих проблем и недоработок в праве. Информационную базу исследования сос...

Особенности цифровой трансформации и внедрения процессного подхода в управлении в государственных бюджетных учреждениях

В статье рассматривается важность перехода от функционального к процессному подходу в управлении в государственных бюджетных учреждениях как федеральных, так и региональных, предлагаются некоторые общие рекомендации. Также рассматривается взаимосвязь...

Похожие статьи

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Лингвокогнитивное исследование концепта «көҥүл/свобода» (на материале якутской литературы и музыкального творчества)

В рамках данного проекта будет впервые проведено лингвокогнитивное исследование концепта «көҥүл/свобода», которое хранит в структуре своего содержания этноспецифические особенности, вызванные социокультурными и политическими условиями их актуализации...

Анализ и оценка современного состояния сформированности патриотизма у курсантов военного вуза: итоги констатирующего эксперимента

Формирование и развитие патриотизма у современной молодежи, в том числе и у курсантов военных учебных заведений, является одной из важнейших задач современного образования. Решение данной проблемы требует от ученых и исследователей не только поиска н...

Система точек зрения как композиционный приём в повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан»

Статья посвящена анализу композиционных особенностей повести К.Г. Паустовского «Исаак Левитан». В качестве основного подхода к исследованию структуры произведения выбран приём, связанный с определением системы точек зрения. Вычленение различных взгля...

Особенности перевода общественно-политических выступлений американских и британских политиков

В данной научной статье рассматриваются тонкости перевода общественно-политических выступлений с английского на русский язык, особое внимание уделяется лексико-грамматическим, синтаксическим и стилистическим проблемам, присущим процессу перевода. Исс...

Лингвокультурные особенности аудиовизуального перевода с китайского на русский язык на примере фильма «Самый длинный день в Чанъане»

Данная статья исследует лингвокультурные аспекты аудиовизуального перевода с китайского на русский язык на примере фильма «Самый длинный день в Чанъане». Проведенный анализ дал нам возможность рассмотреть лингвокультурные особенности аудиовизуального...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Проблема определения допустимого объёма лесозаготовок

Цель исследования заключается в выявлении и раскрытии проблемы определения допустимого объёма лесозаготовок и разработке предложений практического характера, ориентированных на совершенствование экологического законодательства и повышение эффективнос...

Правовое регулирование корпоративных форм предпринимательской деятельности

В статье анализируется деятельность корпоративных форм предприятий на примере различных регионов, в контексте выявления эффективности их правового регулирования и поиска существующих проблем и недоработок в праве. Информационную базу исследования сос...

Особенности цифровой трансформации и внедрения процессного подхода в управлении в государственных бюджетных учреждениях

В статье рассматривается важность перехода от функционального к процессному подходу в управлении в государственных бюджетных учреждениях как федеральных, так и региональных, предлагаются некоторые общие рекомендации. Также рассматривается взаимосвязь...

Задать вопрос