В данной статье автор на примере применяемых мер защиты населения от коронавирусной инфекции сделал попытку показать действие административного законодательства в случае совершения гражданами правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Автор отметил, что наряду с применением федерального законодательства имеет место применение и норм субъектов РФ (на примере г. Москва). Также отмечен ситуационный характер развития законодательства в данном вопросе и отсутствие долгосрочной стратегии, что открывает обширный перечень вопросов для решения.
Ключевые слова : административная ответственность, коронавирусная инфекция, санитарно-эпидемиологическое благополучие, социальный мониторинг, мобильное приложение.
In this article, the author, using the example of the measures used to protect the population from coronavirus infection, made an attempt to show the effect of administrative legislation in the case of citizens committing offenses that infringe on the health, sanitary and epidemiological welfare of the population and public morality. The author noted that along with the application of federal legislation, there is also the application of the norms of the subjects of the Russian Federation (for example, Moscow). The situational nature of the development of legislation in this matter and the lack of a long-term strategy are also noted, which opens up an extensive list of issues to be addressed.
Keywords: administrative responsibility, coronavirus infection, sanitary and epidemiological well-being, social monitoring, mobile application.
Введение. Жизнь и здоровье человека провозглашены Конституцией РФ неоспоримой ценностью и находятся под ее защитой. В нашей стране любой человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь и естественную защиту своей жизни правоохранительными органами [1].
С 2020 года в РФ официально были введены ограничения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции, в связи с чем сфера здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности все чаще пересекается с вопросами, относящимися к общественному порядку и общественной безопасности. За несоблюдение некоторыми лицами санитарно-эпидемиологических норм и требований по недопущению распространения данного заболевания законодательством предусмотрена административная ответственность, регламентированная гл. 6 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» КоАП РФ, так и гл. 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» КоАП РФ [2].
Отметим, что в некоторых регионах наряду с федеральными законами действуют и принятые на местном уровне нормативные акты, например, в столице действует Кодекс города Москвы об административных правонарушениях [3] и в период действия ограничений в связи пандемией COVID-19, предусматривал штраф в размере 4000 рублей за нарушение норм самоизоляции.
Борьба с пандемией обнаружила необходимость применения цифровых технологий для выявления нарушителей, предъявления обвинений и формирования состава правонарушений. Так, в Москве успешно применялись технологии электронного мониторинга местоположения гражданина, который по предписанию врача должен применять лечение и находиться дома и соблюдать режим самоизоляции с использованием мобильного приложения [6]. Граждан обязывали в течение 24 часов после установления им диагноза устанавливать соответствующее мобильное приложение, в противном случае к ним применялось административное взыскание.
Возможность такого отслеживания дает возможность правоохранительным органам обеспечить соблюдение санитарных норм гражданами, а в случае их нарушения применять административные санкции. В свою очередь данная мера воздействия способствует выработке у населения «страха» быть привлеченным к ответственности и повышает таким образом уровень правосознания, и понимания неизбежности наказания за нарушения [4].
Поскольку на примере коронавирусной инфекции применение административного законодательства в сфере ответственности за рассматриваемую группу правонарушений можно показать наиболее ярко, отметим, что несмотря на предусмотренные в КоАП РФ статьи данной формации, развитие законодательства в этом вопросе происходит ситуационно и не имеет какой-либо долгосрочной стратегии, что негативно сказывается на формировании гражданского самосознания. Примером данной ситуации стало резко-негативное отношение населения к принятым мерам, таким как ношение масок и перчаток в общественных местах, а игнорирование или послабление данных требований неизбежно приводило к резким вспышкам количества заболевших. Так, с начала специальной военной операции, когда в целях безопасности и отслеживания преступников, совершающих террористические акты, саботажи и диверсии, ношение масок было отменено, количество заболевших возросло, однако медики отметили мутацию вируса, и вспышку нового вируса «Омикрон» [5].
Таким образом, на примере данной проблемы нами была сделана попытка осветить некоторые проблемы развития института административной ответственности в отношении изучаемого вопроса и формировании концепции его развития.
Литература:
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. — 2020. — № 43. — Ст. 4198.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 1. — Ст. 1.
- Закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»// Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. — № 69.
- Борзенкова Е. А. Общая характеристика административной ответственности за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность// Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 138–140.
- Инфекционист Малышев сказал, когда в России могут отменить масочный режим — ОСН// https://www.osnmedia.ru/obshhestvo/infektsionist-malyshev-skazal-kogda-v-rossii-mogut-otmenit-masochnyj-rezhim/ (дата обращения: 02.02.2023).
- Социальный мониторинг [Электронный ресурс] / Официальный сайт приложения «СМ». Режим доступа: https://socialmonitoring.mos.ru/ (дата обращения: 02.02.2023).