В статье автор описал результаты реформирования системы здравоохранения и социально-экономические предпосылки зарождения страховой медицины в России, выделил тенденции трансформации системы обязательного медицинского страхования от ее создания до современного уровня.
Ключевые слова: медицинское страхование, развитие здравоохранения, охрана здоровья, медицинская помощь.
Страховая медицина в России появилась практически одновременно с ее развитием в Норвегии, Голландии, Англии, Сербии и Румынии. Датой рождения страховой медицины в нашей стране стал июнь 1912 года, когда Государственная дума Российской империи III созыва приняла ряд законов о социальном страховании: страхование рабочих от несчастных случаев, страхование на случай болезни, об учреждении Совета по делам страхования рабочих.
До принятия этих законов медицинская помощь рабочим регламентировалась единственным законоположением XIX века. Так, в августе 1866 года в предвидение холерной эпидемии было принято временное положение Комитета министров, которое действовало в течение 45 лет. Согласно этому положению устанавливалось, что заводы и фабрики должны были создавать больницы для своих рабочих за счет предпринимателей по норме: одна кровать на 100 человек. Других норм и правил это Положение не предусматривало.
Мощным толчком в развитии страховой медицины явилась революция 1905 года, после которой появились первые законопроекты о социальном страховании. Они в дальнейшем дополнялись, перерабатывались и были преобразованы в законы, принятыми Государственной думой Российской империи III созыва в 1912 году. Эти законы распространялись только на рабочих фабрично-заводских, горных, железнодорожных и судоходных предприятий.
После Октябрьской революции 1917 года стала претворяться в жизнь разносторонняя программа социального страхования населения страны. Существовавшие больничные кассы аккумулировали денежные средства, которые поступали от рабочих и непосредственно от предприятий, оплачивали рабочим и членам их семей необходимую медицинскую помощь и лечение. Этим кассам были переданы больницы, амбулатории и другие лечебные учреждения, принадлежавшие до Октябрьской революции предпринимателям. Однако эта система социального страхования просуществовала только до февраля 1919 года. В дальнейшем отдельные элементы страховой медицины применялись в Прибалтике и других регионах Советского Союза.
В многолетней динамике развитие здравоохранения в СССР и, соответственно, в Российской Федерации, стремилось к достижению количественных показателей в ущерб качеству оказания медицинской помощи. Неэффективное использование ресурсов отмечалось в постоянном увеличении количества лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников, обеспеченности населения больничными койками. Это приводило к росту уровня госпитализации и показателей трудопотерь в связи с пребыванием в стационарах, числа амбулаторно-поликлинических посещений и обращений в системе оказания скорой медицинской помощи.
В конце 70-х — начале 80-х годов развитие сети больничных и внебольничных учреждений противоречило возможностям государства по их финансовому обеспечению. С середины 80-х годов наблюдалось непрерывное реформирование системы здравоохранения России. В 1987–1991 годах оно осуществлялось в форме внедрения, так называемого, нового хозяйственного механизма, а выход в 1991 году закона «О медицинском страховании граждан РСФСР» привел к формированию системы организации оказания и финансирования медицинской помощи, основанной на обязательном медицинском страховании. Преобразования заключались в решении многих принципиальных вопросов: включение пациента в систему отношений здравоохранения, защита прав пациента при получении медицинской помощи, приоритет профилактики заболеваний в методологическом и организационно-финансовом аспектах развития здравоохранения, акцентирование целевой функции здравоохранения на сохранении и поддержании здоровья нации и индивидуума, формирование рационального соотношения видов медицинской помощи, развитие этапности оказания медицинской помощи и децентрализация лечебно-профилактических учреждений.
Формы страхования здоровья в развитых промышленных странах мира весьма разнообразны и различны по основным источникам финансирования (государственные, общественные, частные), условиям страхования, содержанию оказываемых медицинских услуг и организационным формам их предоставления. Мировой опыт, накопленный в области организации здравоохранения и укрепления здоровья населения, свидетельствует о высокой эффективности различных модификаций систем государственного страхования здоровья населения.
Наиболее распространенным типом общественного здравоохранения являются страховые системы, которые финансируются из трех источников: целевых взносов предпринимателей, работников предприятий и субсидий государства. При этом финансовое участие предпринимателей в системе страховой медицины в большинстве стран превалируют.
В отличие от частного страхования, которое в наибольшей степени распространено в США, социальное страхование построено по принципу: здоровый платит за больного, богатый — за бедного. Системы социального страхования зарубежных стран обеспечивают более полное удовлетворение потребности населения в оказании медицинской помощи и заинтересованность предприятий в сохранении здоровья рабочих, формируют направление на создание здорового общества с высокими показателями средней продолжительности жизни. Обобщенное представление о состоянии современных систем здравоохранения приводит к заключению об организации их деятельности в условиях ограниченных ресурсов, при этом уровень этих ограничений в значительной степени зависит от благосостояния страны.
Главной проблемой реформ здравоохранения посткоммунистических стран Восточной Европы являлся поиск финансовых средств для покрытия расходов на здравоохранение, улучшение работы механизмов эффективного расходования и распределения ресурсов. Отягощенный кризисом государственный бюджет в рамках единственного источника финансирования здравоохранения не мог поддерживать нормальное положение в области охраны здоровья населения. Например, удельный вес расходов на здравоохранение в 1989 году в СССР составлял 3,4 % от валового национального продукта против 6–12 % в развитых странах, во многих регионах СССР финансирование здравоохранения составляло 15–20 % от запланированного бюджета.
Новая система финансирования была образована после принятия ряда нормативно-правовых актов о страховой медицине и введения системы обязательного медицинского страхования. Однако объем денежных средств на здравоохранение при этом уменьшился в связи с невозможностью увеличения бюджетных ассигнований в условиях дефицита государственного бюджета. Таким образом, изменился только порядок финансирования, а фондом обязательного медицинского страхования оказывалась государственная медицинская помощь гражданам, которые в условиях рынка не могли оплачивать медицинские услуги из своих средств: пенсионеры, студенты, инвалиды, школьники, многие категории государственных служащих и др.
Таким образом, организация здравоохранения и оказание медицинской помощи населению определяются, прежде всего, порядком их финансирования. Государственная политика определяет преимущественную долю тех или иных источников финансирования, направляемых в сферу здравоохранения. При этом независимо от доли государственных ресурсов существуют направления, расходы по которым полностью или в значительной части покрываются государством: научные исследования и разработки, подготовка кадров, финансирование медицинского обслуживания пенсионеров, малоимущих граждан, различных категорий государственных служащих и др.
Таким образом, страховая медицина является методом финансирования здравоохранения, а медицинское страхование представляет собой вид обеспечения, в котором объектом являются расходы на оказание медицинской помощи. Из фондов страховой медицины невозможно финансирование всех видов медицинской помощи. Ряд сложных целевых программ финансируются за счет средств федерального и муниципальных бюджетов. К ним относятся программы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и катастроф, профилактикой и лечением опасных болезней (туберкулез, психические и венерические заболевания, наркомания), деятельностью лепрозориев, трахоматозных диспансеров и центров по борьбе со СПИДом, детских санаториев, судебно-медицинской и патологоанатомической служб, служб переливания крови. Кроме того, из фондов республиканского бюджета необходимо финансирование центров по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи.
Литература:
- Алексеев В. А., Борисов К. Н. Проблемы реорганизации здравоохранения в России // Мир. 2011. № 2. С. 66–72.
- Антонова Н. Л. Становление практики обязательного медицинского страхования в России: проблемы и противоречия // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 2. С. 230–235.
- Ашмарина С. В. Завершающий этап становления системы страхования в дореволюционной России. Закон 23 июня 1912 г. // Проблемы гармонизации мира отношений. Челябинск, 2002.
- Дрошнев В. В. Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность // Страховое дело. 2004. № 2. С. 64.
- Егорышева И. В., Шерстнева Е. В., Блохина Н. Н. Приказная медицина — важный этап в истории отечественного здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. № 5. С.53–55.
- Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 512 с.
- Номоконова З. П. Развитие медицинского страхования в истории Российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 7. С. 12.
- Таранов А. М. Основные результаты деятельности системы ОМС за 10 лет и неотложные задачи ее совершенствования // Экономика и практика обязательного медицинского страхования. 2003. № 4. С. 4–10.