В статье рассмотрена проблема защиты авторских прав в условиях поступления на рынок значительного количество контрафактной продукции, относящейся к произведениям науки, литературы, искусства, а также вопросы обеспечения соблюдения прав авторов и правообладателей в данной сфере общественных отношений. Предлагаются варианты решения указанной проблемы.
Ключевые слова: инновации, интеллектуальная собственность, экономический оборот, авторское право, автор, правообладатель, контрафактная продукция.
В современном мире инновации как новшество, позволяющее при практическом использовании улучшить качество выпускаемой продукции, стали главной движущей силой экономического и социального развития [1].
Важнейшей категорией инновационного менеджмента выступает интеллектуальная собственность [3], под которой ст. 1255 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) понимает охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, включающие, помимо других объектов, произведения науки, литературы, искусства, детально регулируемые юридическим институтом «Авторское право».
Как справедливо отмечается в литературе, поскольку объективно выраженный результат интеллектуальной деятельности может участвовать в экономическом обороте, постольку он должен быть надежно защищен государством [2, с. 12]. Защита эта не во всех случаях адекватна складывающимся в обществе отношениям, особенно в том, что касается неправомерного копирования произведений, которое обходится намного дешевле, чем написание романа, создание фильма, песни, театральной постановки, компьютерной программы, перевод произведения с иностранного язык на русский и др.
Как только эти произведения выходят в свет, у некоторых участников экономического оборота появляется соблазн выпустить дополнительное количество копий этих произведений и тем самым незаконно обогатиться. Если же такое дополнительное количество экземпляров выпущено и реализовано, то это уже не просто незаконное обогащение, а еще и присвоение чужого имущества.
Примером может послужить судебный спор между книжными издательствами «Терра» и издательствами «Астрель» и «АСТ-Москва» по поводу незаконного издания последними произведений писателя Александра Беляева. Ответчик за три года издал около 25 тыс. экземпляров книг средней стоимостью 160 руб., а истец за данный промежуток времени издал 630 шеститомников по цене 114 651 руб. за комплект. Таким образом, неправомерные действия ответчика не позволили истцу получить законные денежные средства, что сказалось на экономической составляющей деятельности издательства «Терра», т. к. издание произведений является основным видом его деятельности [4].
В ситуации поступления на рынок контрафактной продукции авторы и другие правообладатели (литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании, работодатели авторов, заказчики произведений), вкладывая средства в создание произведений и продвижение их к потребителю, могут не только не получить ожидаемую выгоду, но и не покрыть произведенные затраты.
Имея в виду возможное появление на рынке контрафактных копий произведений, правообладатели прибегают к так называемой ценовой дискриминации, суть которой состоит в установлении более высокой цены в отношении первых выпусков копий оригинальных произведений (фильмы, аудио- и видеозаписи, книги, изобразительная продукция и др.), чем в отношении последующих их копий (показ на телевидении, использование в радиопередачах и др.). Существенно минимизировать свои потери данной мерой, однако, не удается.
На доходах правообладателей сказывается не только наличие в продаже контрафактных экземпляров произведений, но и экземпляров произведений их конкурентов, изданных на законных основаниях и являющихся более привлекательными по содержанию, форме и ценовым показателям. Такую конкуренцию можно только приветствовать, так как она способствует появлению на рынке произведений с более высокими качественными характеристиками.
Что касается контрафактной продукции, то добросовестные участники гражданского оборота кровно заинтересованы в устранении ее из общественной жизни и в этой связи в четкой регламентации правовой основы поступления на рынок объектов авторского права. Остановимся на данной проблеме более подробно.
Согласно закону, переход исключительных прав на произведение от одного лица (правообладателя) к другому должен происходить только на основании заключенного с ним одного из следующих авторских договоров: договора об отчуждении исключительных прав (ст. 1285 ГК РФ), договора об отчуждении оригинала произведения (ст. 1291 ГК РФ), лицензионного договора (ст. 1286 ГК РФ), издательского договора (ст. 1287 ГК РФ), договора авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).
К допускаемым законом способам использования произведения относятся его воспроизведение, распространение, публичный показ, импорт, прокат, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, ретрансляция, перевод или другая переработка и ряд других. ст. 1270 ГК РФ).
Использование произведения за пределами, очерченными договором, является правонарушением, влекущим для авторов и других правообладателей, а также для государства значительные экономические потери. Так, авторы и правообладатели теряют соответственно часть вознаграждения и прибыли, которые они получили бы при правомерном использовании произведения, а государство — налоги, не выплаченные с указанных денежных сумм.
В порядке защиты прав авторов можно было бы закрепить возможность депонирования авторского права на вновь созданное произведение и, тем самым, закрепить свой приоритет на него. Легальная дефиниция депонирования авторского права могла бы выглядеть следующим образом: «депонирование авторского права — процедура добровольной регистрации экземпляра произведения в специальном реестре с выдачей свидетельства и хранения данного экземпляра для подтверждения даты депонирования в случае возникновения судебного спора».
Поскольку за последние годы значительно увеличилось количество размещений контрафактной продукции в сети «Интернет», постольку есть смысл законодательно закрепить определение Web-депонирования (цифровое депонирование) в следующей редакции: «Цифровое депонирование — это процесс фиксации авторства и приоритета автора на произведение (даты создания произведения) посредством онлайн-сервиса».
Онлайн сервисы, построенные на базе блокчейна, предлагают авторам защищенные ячейки, в которых будут храниться произведения в цифровом формате. Блокчейн представляет собой реестр взаимосвязанных блоков данных, каждый из которых обладает собственным ключом шифрования. Благодаря таким ключам украсть или подделать данные в реестре невозможно, что дает авторам гарантию сохранности их произведений. В России на сегодняшний день существует множество онлайн-сервисов, где можно задепонировать свое произведение. Там же автор получает электронное свидетельство, которое он сможет использовать в суде для подтверждения авторства.
Как представляется, реализация высказанных выше предложений поможет в определенной мере усовершенствовать правовую основу авторского права и тем самым повысить степень защищенности прав авторов.
Литература:
- Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер, [предисл. В. С. Автономова, пер. с нем. В. С. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко, пер. с англ. В. С. Автономова, Ю. В. Автономова, Л. А. Громовой, К. Б. Козловой, Е. И. Николаенко, И. М. Осадчей, И. С. Семененко, Э. Г. Соловьева]. — М.: Эксмо, 2008. — 864 с.
- Панкевич Л. Л., Карелина М. М. Интеллектуальная собственность — XXI век. Правовая защита инноваций: материалы конференций / Российский государственный университет правосудия. — Москва: Российская Академия Правосудия, 2010. — 380 с.
- Бовин, А. А. Интеллектуальная собственность: экономический аспект: Учеб. пособие по специальности «Менеджмент орг». — М.: Изд. дом «Инфра-М». Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. — 215 с.
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2010 года № А40–99593/2009 по иску ООО «Издательство Терра» к ООО «Издательство Астрель» // [Электронный ресурс]. — URL: https://sudrf.cntd.ru/document/770534618