Технологии тьюторского сопровождения детей с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 08.02.2023

Статья просмотрена: 550 раз

Библиографическое описание:

Терентьева, В. В. Технологии тьюторского сопровождения детей с расстройством аутистического спектра / В. В. Терентьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99828/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последнее время в школе появилась новая должность — тьютор. Когда мне предложили эту работу, я прошла курсы, чтобы узнать, кто такой тьютор, в чём заключается деятельность тьютора, какие формы и методы использует в своей работе. Ещё было интересно узнать о ребёнке, страдающем расстройством аутистического спектра.

Тьютор (англ.tutor — наставник, опекун; лат. tueor — наблюдаю, забочусь) — новая специальность в образовании.

Тьютор в начале обучения, выступает проводником ребёнка в образовательное пространство школы.

Тьютор — это:

1) наставник

2) посредник

3) человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи).

Тьюторант — это объект тьюторского сопровождения или воздействия тьютора, то есть ученик.

Тьюторство — это педагогический способ работы, который сопровождает выход ребёнка на индивидуальную образовательную программу.

Тьюторство работает с индивидуализацией человека. Тьютор работает в ситуации «здесь и сейчас». Он работает, в той активности, которая есть у ребёнка. [5]

Что надо делать тьютору?

Увидеть и понять интересы ребёнка, развернуть перед ним потенциальные возможности его развития. Научить «слушать себя» планировать свой темп действия.

Для родителей — тьютор — это педагог, который будет заниматься образовательной программой ребёнка, его сопровождением. Поэтому родители- первые помощники тьютора, способствующие пониманию потребностей ребёнка.

Принципиальное отличие тьюторского сопровождения от других образовательных практик. Действия тьютора практически «двухвекторны» одни направлены прикреплением школьника к социокультурным нормам, образцам, ценностям, профессиональным ориентирам, а другие на максимальное раскрытие потенциала школьника, его личностное самоопределение.

Принципы тьюторского сопровождения — дифференциации и индивидуализации (направленность на организацию деятельности с учётом личностных особенностей и запросов, интересов детей, расширение контактов.

Непрерывности- обеспечение последовательного, цикличного, своевременного содействия младшему школьнику в развитии познавательного интереса.

Гибкости — то есть включение в деятельность тьюторских способов работы с интересом, в соответствии с индивидуальными потребностями, мотивами и интересами. [1]

Открытости, то есть реагирование на необходимость освоения новых социальных ролей, смену позиции, осуществление подготовки не только к конкретному, но и к запасным реакциям.

При этом сопровождение (со-действие, со-участие, со-трудничество) эффективно и нужно тогда, когда осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозированно, повседневно и экстренно, т. е. тогда когда в этом нуждается ребёнок. Для этого тьютор ставит перед собой такие задачи:

  1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе. Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий. Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностями «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами. Обеспечить ребенку особый школьный режим. Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.
  2. Обеспечить социализацию ребенка. Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками. Помочь здоровым детям принять «особого» одноклассника, помогать ему и дружить с ним.
  3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы. Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы. Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка. Вместе с ребенком преодолевать затруднения в учебе. Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута. [4]

Тьютор работает над формированием коммуникативных навыков своего подопечного. Для себя он ставит цели: 1. Формирование навыка применения высказываний в различных ситуациях; 2. Интенсивное расширение речевых способов коммуникации (на занятиях и в повседневных ситуациях).

Что нужно делать тьютору.

  1. Провоцировать зрительный контакт; О., посмотри на доску, там учитель написала, как нужно правильно записать решение задачи, или проверь с доски, правильно ли составлены схемы.
  2. Учить обращаться за помощью словом «помоги». Часто у ребёнка возникают трудности при выполнении заданий, а также при переодевании, она обращается ко мне за помощью «помоги».
  3. Организация совместной игровой деятельности на перемене; На перемене дети любят играть в настольные игры, тьютор обращается к детям чтобы приняли в игру особого ребёнка, редко ребёнок соглашается поиграть, т. к. не любит соблюдать правила, а ещё проигрывать, поэтому часто после такой игры бывают истерики.
  4. После того как учитель поздоровается с ребёнком, применять моделирование реакции «Скажи: «Здравствуйте». У нас с ребёнком существует ритуал. Я каждое утро встречаю ребёнка около раздевалки, здороваюсь с ней. Мама говорит: «О. поздоровайся громко». Так каждый день мы учим ребёнка здороваться. Этот навык нам удалось отработать.
  5. Периодически звать ребёнка по имени, предлагая интересное задание, предметы, провоцируя зрительный контакт. Ребёнок хорошо реагирует на своё имя, даже тогда, когда «уходит в себя», сразу отзывается на имя, хотя не может запомнить, как зовут одноклассников. Каждый день спрашиваю у ребёнка: «Как зовут твою маму, папу, сестру, бабулю, одноклассников, твоих учителей?» В лучшем случае может ответить, как зовут маму, а иногда не помнит даже этого.
  6. Создавать мотивационную среду для ребёнка при формировании навыка просьбы. Девочка О. забыла карандаш. Обращается ко мне «у меня нет карандаша». Карандаш есть у Артёма, это твой сосед по парте, попроси его. Девочка поднимается подходит к мальчику «дай». О. нужно попросить: «Артём, дай пожалуйста карандаш». Ребёнок повторяет и получает карандаш.
  7. Организовывать с другими детьми обучающие ситуации на переменах, в которых дети что-нибудь просят у девочки (не мотивационный предмет). Дети обращаются к особому ребёнку по имени «О., дай пожалуйста кубик для игры».
  8. Обучение указательному жесту (указательным пальцем).
  9. Обучение чёткому выражению своих желаний (Да», «Нет», «Хочу», «Не хочу», «Буду», «Не буду»). [2]

Работа над проблемным поведением.

Нужно применять единый (в семье и школе) подход к обучению и воспитанию.

  1. Создание визуального расписания и зонирование класса.
  2. Применение и соблюдение чёткого расписания.(Дети с расстройствами аутистического спектра любят во всём систему).
  3. Устранение и уменьшение деструктивных форм поведения через игнорирование криков, агрессии т. п. (не прекращать начатое, но необходимо переключить на короткое время и вернуться назад). [6]

Формирование учебного навыка.

  1. Обучение правильному поведению на уроке (поза, посадка, положение рук, взгляд в глаза или на материал). Сидим за партой правильно. В стихотворной форме обращаю внимание ребёнка на поведение. «Ты сиди за партой ровно и веди себя достойно», «парта- это не кровать, и на ней не смей лежать», «Спина касается спинки стула, между нами и партой проходит кулачок».
  2. Работа над уменьшением проявления двигательных стеореотипов во время выполнения задания через доступное объяснение материала ребёнку, через снижение уровня тревожности через формирование и развитие правильного поведения на уроке:

а) поднимать руку на уроке, когда хочет ответить, обращаю внимание: руку поднимаем правильно, не нужно трясти и очень высоко поднимать, учитель всех видит.

б) подготовиться к уроку. На перемене готовимся к уроку. Ребёнок спрашивает какой следующий урок? Смотрим в расписание и выкладываем на парту учебник, тетради и пенал. [1]

Обучение и развитие социально-бытовых навыков.

На этом этапе ребёнок выполняет доступные для него виды бытовой деятельности. Тьютор на этом этапе работает над: 1) над обучением умению наблюдать за поведением других людей и копировать их положительное поведение. «Посмотри, как дети складывают вещи в рюкзак…»

2) Развивать навыки:

а) переодеваться — над этим навыком работаем второй год. Девочка научилась переобуваться самостоятельно, сначала могла неправильно обуться, обращала внимание «обувь не дружит», научилась одевать куртку, застёгивать молнию, но так и не научилась завязывать шнурки.

б) вешать аккуратно одежду. Пытаюсь развить этот навык, но одежда падает, не выворачивается, не хочет иметь своё место. Как заевший телефон «вещи выворачиваем, аккуратно вешаем на спинку стула»

в) готовиться к уроку

г) мыть руки, перед завтраком и обедом моем руки с мылом, вытираем бумажным полотенцем, полотенце выбрасываем в урну. Навык доведён до автоматизма.

д) убирать за собой (после технологии и изо). Стараемся действовать по алгоритму. Складываем в папку цветную бумагу, картон, ножницы, клей, закрываем папку, относим на хранение.

3) Формировать навык: дежурство в классе. «Ты сегодня дежурная, нужно подготовить доску к уроку». [3]

Над коррекцией поведения учащихся с РАС работают все специалисты команды сопровождения: учитель, тьютор, психолог, логопед, дефектолог. На индивидуальных занятиях с этими специалистами ребёнок ведёт себя хорошо. На уроке уроках ведёт себя по-разному. В первый год обучения читать вообще не хотела. Клала руки на парту, а на них голову. Могла залезть под парту. Выйти из класса. Тьютор — Ты куда?

Ребёнок — В туалет. (Девочка шла в туалет, чтобы поговорить с собой.) Если не хотела слушать, просто демонстративно затыкала уши пальцами. Может рисовать во время урока на листочке. Когда отвечает во время урока, сильно волнуется, речь невнятная, у ребёнка математический склад ума. Математика идёт на ура.

Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Дать ребёнку почувствовать принадлежность к классному коллективу.

Литература:

  1. Вишнякова Е. А. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ/ сост. Е.А.Вишнякова Липецк: ГАУД по ЛО «ИРО» 2017
  2. Карпенкова И. В. «Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы.-М.ЦППРиК «Тверской» 2010.
  3. Никольская О. С. Баенская Е. Р. Либлинг М. М. Аутичный ребёнок: пути помощи М. Теревинф. 2012
  4. «Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях». Информационный материал Карпенковой И.В Кузьминой Е. В. Москва 2011
  5. Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи. Вып.8: Науч.-практич. Сб. М.Теревинф 2014.
  6. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. Авторы-составители: специалисты Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования в Мурманской области. Мурманск 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, навык, урок, время урока, Девочка, зрительный контакт, карандаш, обучение, особый ребенок, правильное поведение.


Похожие статьи

Помощь лицам с расстройствами аутистического спектра

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии

Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра

Практический опыт работы тьютора с агрессивным поведением детей и подростков с аутизмом

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Использование информационных технологий в работе с детьми с ментальными нарушениями

Методы и приёмы работы с детьми с задержкой психоречевого развития

Звуковой тест как метод исследования особенностей мышления лиц с нарушением зрения

Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра как неотъемлемая часть подготовки руки к письму

Рассматривается проблема речевого развития детей с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется письменной речи и подготовке к письму. Описан сравнительный анализ подготовки к письму детей с РАС.

Похожие статьи

Помощь лицам с расстройствами аутистического спектра

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии

Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра

Практический опыт работы тьютора с агрессивным поведением детей и подростков с аутизмом

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Использование информационных технологий в работе с детьми с ментальными нарушениями

Методы и приёмы работы с детьми с задержкой психоречевого развития

Звуковой тест как метод исследования особенностей мышления лиц с нарушением зрения

Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра как неотъемлемая часть подготовки руки к письму

Рассматривается проблема речевого развития детей с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется письменной речи и подготовке к письму. Описан сравнительный анализ подготовки к письму детей с РАС.

Задать вопрос