Проблемы участия школьного психолога в профилактике сексуального насилия в школьной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 08.02.2023

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Русинова, С. И. Проблемы участия школьного психолога в профилактике сексуального насилия в школьной среде / С. И. Русинова, С. В. Шепелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99841/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы освещают насущную проблему нехватки квалифицированных школьных психологов в государственных образовательных учреждениях, а также предлагают пути решения данного вопроса.

Ключевые слова: Российская Федерация, сексуальный характер, преступление, изнасилование, школьный психолог, образование, проблема воспитания, ребенок, подростковый возраст, половое воспитание, дружба, отношения, семья, школа.

В настоящее время сложилась сложная ситуация в работе школьных психологов. Так как государственные образовательные учреждения не располагают необходимым количеством компетентных работников в данной сфере.

27.01.2022 года ФГБУ «Российская академия образования» (РАО) представила исследование по статистике и состоянию школьных психологических служб в России. Участниками здесь стали 20 620 директоров школ и 16 854 педагогов-психологов. Удалось охватить практически 70 % школьных психологов. Удалось вывить процентное соотношение о лицах, окончивших высшее учебное заведение по специальности, что составило 39 % от общей массы [1].

Почти 100 % школьников подвергаются травле со стороны сверстников за время обучения, как подсчитали специалисты центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды. При этом школьных психологов, способных помочь в разрешении различных проблем, в учебных заведениях категорически не хватает, такие неутешительные данные привела, в прошлом уполномоченный по правам ребенка в России, Анна Кузнецова. Темпы увеличения числа психологов в школах оставляют желать лучшего — увеличение за год всего лишь на 4,8 % [2]. Хотя запрос на них огромен.

«Учительская газета» в № 28 от 12 июля 2021 года [3] опубликовала небольшой опрос на тему «Довольны ли вы работой школьного психолога?». Выяснилось, что некоторые учащиеся, их родители, а также учителя недовольны. Учитель начальных классов Ольга П. из Великого Новгорода объяснила свое отношение так: «…Современные дети уже в начальной школе могут проявлять признаки агрессии, эгоцентризма, мешать учителю вести урок, конфликтовать с одноклассниками. Я считаю, школьный психолог должен с первых дней каждого учебного года брать под контроль все первые классы, ежедневно посещать уроки и внеклассные мероприятия с охватом абсолютно всех классов школы, приходить домой к трудным детям. Цель — максимально полное наблюдение за учащимися, их поведением в коллективе. А у нас работа психолога сводится к тестированиям».

Неквалифицированная работа психологов зачастую приводит к тому, что молодые девушки — школьницы не желают обращаться к специалистам. Небрежные разговоры, отрицание наличия реальной проблемы подростка, отсутствие расчёта необходимого времени, требующегося тому или иному ребёнку (в зависимости от ситуации) — все это отталкивает школьниц от обращения за помощью к школьным психологам. А ведь именно в подростковом возрасте у девушек возникают проблемы с противоположным полом. Семья должна оказывать «первую помощь» в таких вопросах, должна оберегать от плачевного опыта, окружать заботой поддержкой и любовью. Помогать ребенку необходимым советом для выхода из той или иной ситуации, которая кажется сложной. Друзья могут усилить родительскую поддержку. Чаще с друзьями делятся большим количеством переживаний, поскольку ощущают сильную близость — незначительное или полное отсутствие разницы в возрасте, наличие похожих проблем, частое общение, что приводит к укреплению дружбы. Однако такое уголовно-наказуемое деяние, как изнасилование, имеет место среди знакомых, друзей, а также в кругу семьи. Психолог, в силу своей профессии, умения разобраться в тонкостях подростковых проблем, должен обеспечить надлежащую помощь.

О необходимости заново выстраивать все направление школьной психологии задумывается и ранее Первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко. По его словам, ранее школьных психологов активно сокращали, однако теперь Министерство просвещения планирует выбрать совсем иной вектор работы [2].

На важность вмешательства родителей в процесс психологической помощи детям обратила внимание внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Москвы Анна Портнова. По ее словам, стоит организовывать семинары, которые помогут родителям разобраться, в каких случаях ребенок ими манипулирует, а где действительно возникают психические проблемы [2].

Актуальность этой проблемы с каждым годом лишь усиливается, в силу раннего появления большего желания в удовлетворении своих сексуальных потребностей в подростковом возрасте у мальчиков — пропаганда в средствах массовой информации, рвение подростка показать себя среди сверстников. К сожалению, не редки случаи насильственных действий сексуального характера в семье в отношении сыновей, братьев, племянников, иных родственников, однако в конечном итоге это может привести к желанию ребёнка восстановить социальную справедливость и вершить суд над иными лицами, в том числе и женского пола. Это также является причиной роста преступлений сексуального характера. С этого момента можно говорить о потенциальных преступниках.

Вместе с тем, по итогам 2022 года количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а именно изнасилований, в России снизилось на 4,2 %. (всего зарегистрировано 3311 уголовных дел/материалов проверок по ст. 131 УК РФ), исходя из официальной статистики по состоянию преступности ФКУ ГИАЦ МВД РФ. За период с января по декабрь 2021 года было зарегистрировано 3457 уголовных дел/материалов проверок по исследуемой статье, а за период с января по декабрь 2020 года — 3535 [4].

Школьные психологи не углубляются в проблему школьниц, подвергшихся или подвергающихся насилию, рассматривая её уже со сформировавшейся взрослой и зрелой точки зрения. Они не пытаются понять реальных настроений, эмоций ребёнка, его истинных переживаний. Имеют место случаи «высмеивания» девочек, убеждения в провокационном поведений самой потерпевшей. А значит, в дальнейшем девушка будет винить в случившемся себя, испытывать чувство стыда. Страх рассказать кому-либо будет притуплять желание справедливости.

В школах стран Европы с 1955 года (Швеция) пользуются популярностью такие предметы, как «Половое воспитание», «Отношения и сексуальное образование». Занятия начинаются ещё на дошкольных курсах и продолжаются до конца обучения. Ученикам рассказывают о физиологии секса, контрацепции, беременности, любви и партнёрстве, взаимном согласии и уважении. Уроки в школах добровольные, и родители имеют права от них отказаться. В некоторых странах предмет является обязательным. В Шотландии есть две программы: «Здоровое уважение» и «Призванные любить». Первая похожа на ту, что преподают в Англии и Уэльсе. Вторую программу создали для католических школ. Детям рассказывают, что вступать в половую связь до брака не положено, а нужно это не для удовольствия, а для создания семьи. При этом школьников учат здоровому отношению к телу и уважению к другим. Помимо базы — физиологии и безопасности — ученикам рассказывают о гендерных ролях, ориентации, сексуальных правах человека. Министерство здравоохранения Германии создало просветительский ресурс Zanzu [5]. Он переведён на несколько языков. На сайте можно найти образовательные тексты и иллюстрации о беременности, отношениях, сексуальности, заболеваниях. Контент Zanzu одобрил международный консультативный комитет европейских экспертов в области сексуального и репродуктивного здоровья.

Есть мнение, что уроки полового воспитания плохо влияют на психику детей и развращают их. Но статистика [6] показывает, что в странах, где ввели «секспросвет» для школьников, ниже уровни подростковой беременности и венерических заболеваний.

В рамках рассматриваемой проблемы, можно выделить, что предметы по половому воспитанию необходимо поручать лицам, имеющим дипломы государственного образца по медицинской и психологической направленностям, для наиболее всесторонней проработки проблем у школьников. Такие учителя смогут не только надлежащим образом рассказывать детям о взрослой жизни, о половом развитии, проблемах, связанными с ним, о морально-нравственном состоянии подростков, о его защите и безопасности, но также оказывать квалифицированную помощь детям-подросткам, оказавшимся в трудной ситуации. Это может быть как предмет моей научной статьи — изнасилования, так и травля в школе, в кругу друзей или знакомых, «буллинг».

Вместе с тем, наряду с дисциплиной «половое воспитание», учебному отделу школ стоит отдать приоритет институту семьи. Это может быть как отдельный курс, так один единый. Ведь семья — это базовая ценность, которая напрямую влияет на ощущение счастья, уюта и ощущения состояния защищенности у ребенка. По статистике на 2021 год (с января по май), в России развелось 251 008 пар, а поженились 267,5 тысяч пар. Что составляет 94 % разводов и только 6 % браков [7].

Такое поведение взрослых может негативно сказываться на детях. Подростку важно видеть общение родителей, их действия по отношению друг к другу, чтобы в дальнейшем выстраивать свои отношения с противоположным полом.

Введение такой дисциплины, как половое (нравственное) воспитание, в школьный курс позволит девочкам быть менее стеснительными при общении со своими родителями, или специалистами — при возникновении противоправных действий сексуального характера. В свою очередь, учителей — психологов этот предмет обучит необходимым навыкам общения с детьми-подростками, с верной тактикой обсуждения их проблем, умением слушать и подбирать правильные слова.

Литература:

  1. Один специалист на 148–882 учащихся: статистика по школьным психологам. — Текст: электронный // https://urgaps.ru: [сайт]. — URL: https://urgaps.ru/news/1095 (дата обращения: 06.02.2023).
  2. Александра, Баландина «Никому не помогают»: как психологи допускают травлю в школах / Баландина Александра. — Текст: электронный // https://www.gazeta.ru/: [сайт]. — URL: https://www.gazeta.ru/social/2020/10/05/13281403.shtml (дата обращения: 06.02.2023).
  3. Карпенко, К. Е. Школьные психологи: ожидания и реальность / К. Е. Карпенко. — Текст: электронный // https://ug.ru/: [сайт]. — URL: https://ug.ru/shkolnye-psihologi-ozhidaniya-i-realnost/ (дата обращения: 06.02.2023).
  4. Согласно сборнику ФКУ ГИАЦ МВД РФ состояние преступности в России за указанные периоды (Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации. — Текст: электронный // https://mvd.ru/: [сайт]. — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/35396677/, https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762 (дата обращения: 06.02.2023).)
  5. https://www.zanzu.be/: [сайт]. — URL: https://www.zanzu.be/ru (дата обращения: 06.02.2023).
  6. Вероника, Захарова «Не будем об этом говорить»: уроки полового воспитания в российских школах / Захарова Вероника. — Текст: электронный // https://pedsovet.org/: [сайт]. — URL: https://pedsovet.org/article/ne-budem-ob-etom-govorit-uroki-polovogo-vospitania-v-rossijskih-skolah (дата обращения: 06.02.2023).
  7. Александр, Михайлович Институт семьи развалился! Виноваты современные психологи-блогеры?! / Михайлович Александр. — Текст: электронный // https://flirt-style.ru/: [сайт]. — URL: https://flirt-style.ru/forum/threads/14014/ (дата обращения: 06.02.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Россия, сексуальный характер, подростковый возраст, половое воспитание, проблема, психолог, школьный психолог, друг, материал проверок.


Похожие статьи

Педагогические конфликты — неизбежные спутники школьной жизни

Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликтов как важной социально-психологической проблеме общества. Автор ставит своей целью вырабатывать навыки технологии разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях, адекватно...

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...

Проблема преступности среди несовершеннолетних в РФ

Статья посвящена изучению проблемы преступности в подростковом возрасте и способы ее решения. Рассматриваются причины становления несовершеннолетних на путь преступлений.

Школа и общество: мнимые и реальные взаимные ожидания

Данная статья описывает взаимодействие государства, общества и школы в условиях модернизации образования. Указываются возникающие противоречия запросов между участниками образовательного процесса.

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников

В данной статье рассмотрена проблема профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Рассмотрены уровни профессионального самоопределения. Выявлены и представлены пути решения этой проблемы.

Изучение этнического самосознания будущих педагогов начального образования

В статье рассмотрена проблема этнической идентичности, приведены результаты диагностики этнического самосознания будущих учителей начальных классов.

Сравнение подхода к юному материнству в России и зарубежных странах

В статье рассмотрена проблема юного материнства и как пытаются ее разрешить страны запада в сравнении с Россией, а также значимость этой проблемы и пути ее разрешения.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Похожие статьи

Педагогические конфликты — неизбежные спутники школьной жизни

Настоящая статья посвящена рассмотрению конфликтов как важной социально-психологической проблеме общества. Автор ставит своей целью вырабатывать навыки технологии разрешения конфликтов в личной жизни, на работе и в международных отношениях, адекватно...

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...

Проблема преступности среди несовершеннолетних в РФ

Статья посвящена изучению проблемы преступности в подростковом возрасте и способы ее решения. Рассматриваются причины становления несовершеннолетних на путь преступлений.

Школа и общество: мнимые и реальные взаимные ожидания

Данная статья описывает взаимодействие государства, общества и школы в условиях модернизации образования. Указываются возникающие противоречия запросов между участниками образовательного процесса.

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников

В данной статье рассмотрена проблема профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Рассмотрены уровни профессионального самоопределения. Выявлены и представлены пути решения этой проблемы.

Изучение этнического самосознания будущих педагогов начального образования

В статье рассмотрена проблема этнической идентичности, приведены результаты диагностики этнического самосознания будущих учителей начальных классов.

Сравнение подхода к юному материнству в России и зарубежных странах

В статье рассмотрена проблема юного материнства и как пытаются ее разрешить страны запада в сравнении с Россией, а также значимость этой проблемы и пути ее разрешения.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Задать вопрос