В данной статье устанавливается взаимосвязь между феноменом телесного образа «Я» и расстройствами пищевого поведения при помощи анализа понятий телесного образа «Я», «Я-физическое», «Я-телесное», образ тела и т. д., и поиска сходства данных понятий с феноменологией расстройств пищевого поведения. Также с помощью опоры на теории развития в статье рассматривается возможный путь формирования расстройства пищевого поведения при нарушении телесного образа «Я».
Ключевые слова : телесный образ Я, расстройства пищевого поведения, образ тела, телесность, недифференцированная телесность.
Постановка проблемы
Во многих экономически развитых странах мира наблюдается ярко выраженная тенденция к увеличению числа людей, страдающих нарушениями пищевого поведения, которые зачастую сопровождаются тяжёлыми соматическими и эндокринными заболеваниями, приводящими в конечном итоге к психосоциальной дезадаптации. В отечественных исследованиях проблемы нарушения пищевого поведения в большей степени обсуждались в связи с медицинскими задачами. Психодиагностические методы, как правило, использовались в сочетании с психофизиологическими методиками и дополняли клинические наблюдения, поэтому не в достаточной мере применялись возможности сравнительного подхода в психологии. В частности, недостаточно разработана область психологических особенностей, мотивации поведения людей, так или иначе связанных с нарушениями в области пищевого поведения [9], что и является проблемой исследования.
Если исходить из того, что человек — это биопсихосоциальная модель, в которую входят биологическая природа и физическое тело, психологические процессы и психика, общество и ближайшее окружение, то человек не может полноценно функционировать без одного из этих элементов. Можно утверждать, что особенности пищевого поведения, как пример поведения и области мотивации человека, напрямую связаны с данной моделью. Если в какой-либо сфере человеческой жизни нарушается гомеостаз — в теле, психологическом состоянии, социуме, то может произойти дисбаланс и в пищевых привычках. И наоборот, особенности пищевого поведения могут оставить большой отпечаток на отношениях человека с миром, т. е. на образе телесного «Я» в том числе [5].
Характеристика понятий «пищевое поведение», «расстройство пищевого поведения» с психологической точки зрения
Под пищевым поведением современными исследователями понимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в различных условиях, поведение, ориентированное на образ собственного тела, деятельность по формированию этого образа. Процесс принятия пищи человеком с момента рождения и в течении всей последующей жизни тесно связан с межличностным взаимодействием. Еда — неотъемлемая составляющая процесса общения, социализации: кормление ребенка матерью, празднование различных событий, проведение мероприятий, установление и формирования деловых и дружеских взаимоотношений [4]. Расстройства пищевого поведения — это комплексы симптомов, которые возникают из-за длительного воздействия поведенческих, эмоциональных, психологических, межличностных и социальных факторов (Вознесенская Т. Г., 1990; Вахмистров А. В., 2001; Минабутдинов Ш. Р., 1996; Гаврилов М. А., 1998).
Расстройства пищевого поведения включают в себя следующие подтипы:
Нервная анорексия — критично малое потребление или отказ от пищи, приводящее к сверхнизкой массе тела и сопутствующим соматическим заболеваниям вследствие истощения;
Нервная булимия — чрезмерное потребление пищи, после которого следует избавление от нее путем вызова рвотного рефлекса или приема лекарственных средств (слабительного, мочегонного и т. д.)
Компульсивное переедание — приступообразное потребление больших количеств пищи за короткий промежуток времени [4].
Также рассматривается вопрос о включении в число расстройств пищевого поведения орторексию — нарушение приёма пищи, характеризующееся навязчивым стремлением к «здоровому и правильному питанию», что приводит к значительным ограничениям в выборе продуктов питания.
Анализ феномена телесного образа «Я» на основании трудов отечественных и зарубежных учёных
В современном обществе тело человека, то есть его внешность, работоспособность, соответствие идеалам красоты является инструментом, который зачастую имеет прямое влияние на различные сферы жизни человека, к примеру — на профессиональную, личностную и социальную успешность. Можно утверждать, что с большой долей вероятности представления о теле и внешности напрямую коррелируют с представлениями человека о своём месте в обществе и самом себе в целом. Вместе с тем, в современном мире можно наблюдать выраженную тенденцию роста сферы услуг, ориентированных помощь в удовлетворении потребности формирования красивого тела. В свою очередь способы формирования красивого тела могут быть как здоровыми (спортивные секции и залы, домашние тренажеры, учебная литература, диетическое питание), так и деконструктивными — использование небезопасных для здоровья методов: медикаментов, диет, способов совладания с голодом и способов избавляться от пищи.
Общеизвестно, что у человека при выраженном желании трансформировать свое тело, особенно если это стремление имеет деадаптивный характер, основную роль играют не объективные телесные параметры, а сложноорганизованное единство восприятия, ощущения и отношения к своему телу. Наука психология рассматривает представление индивида о чувстве собственной привлекательности для окружающих и своих телесных параметрах в понятиях «Я-телесное» или «Я-физическое», которые в свою очередь образуют собой Я-концепцию. Различные исследователи (Р. Бернс, Е. Т. Соколова, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова, М. Владимирова, И. С. Кон, А. Ш. Тхостов, А. А. Налчаджян, Черкашина А. Г., Черкашин В. И. и др.) акцентируют внимание на том, что представления человека различных параметрах своего тела — размерах, привлекательности, форме, являются одним из основных источников формирования представлений личностью о собственном Я.
По мере взросления внешность человека прежде всего всё больше подвергается оценке со стороны социума, которая напрямую оказывает значительное влияние на формирование самовосприятия индивида. Некий обобщённый идеальный образ каждого индивида складывается из этнокультурного контекста, эталонов и стандартов красоты, диктуемых данным контекстом, социальных установок и ожиданий, а также стереотипных реакций других людей. Другими словами, формирование образа телесного «Я» личности является результатом влияния социально-психологических факторов и представляет собой процесс дуалистического характера. С одной стороны — выступает общество, оказывающее своё влияние через суждения, представления, мнения ближайшего окружения человека и стереотипы с идеалами, типичные для данного общества. С другой стороны, каждый человек самостоятельно осмысляет и осознаёт своё собственное личное отношение к своему телу и физической привлекательности, а также выделяет индивидуальные критерии значимости своего тела. Таким образом становится очевидно, что феномен Я-телесного является актуальным для изучения психологической наукой и может выступать в качестве предмета изучения в различных отраслях психологии. Вместе с тем, в рамках клинической психологии становится доступно изучение отдельных аспектов восприятия телесности человеком при помощи исследования искажения физического образа Я. Стоит также отметить, что такая дисциплина как имиджелогия занимается изучением способности человека к самопрезентации и трансформации внешности в соответствии с потребностью личности. В то же время исследованием проблемы корреляции телесного образа Я и структуры самосознания занимается такая отрасль науки как психология личности. И наконец, возрастная психология в рамках развития самосознания и самоотношения в детском и подростковом возрастах рассматривает вопросы развития Я-телесного и формирование Я-концепции у человека.
В некоторых работах понятия телесное «Я» и «схема тела» выступают в качестве синонимов. Например, если обратиться к разъяснению «Я-концепции» в большом психологическом словаре под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, то можно заметить, что такое понятие как физический Я-образ будет выступать в качестве одного из уровней Я-концепции [2].
Также в таких дисциплинах как клиническая психология и физиология можно не редко встретить смешение понятий «схема тела» и «образ тела». Однако при более глубоком изучении специальной литературы по этим дисциплинам прослеживается следующие определения, присваиваемые данным понятиям — схемы тела выступает в качестве интегрального физиологического сенсомоторного эквивалента тела в коре головного мозга, тогда как образом тела называют осознаваемое субъектом ментальное представление о собственном теле.
Рассматривая труды отечественных исследователей, такие как Т. С. Леви, В. А. Подорога, Д. А. Бескова, И. М. Быховская, В. М. Розин, Б. В. Марков и др., можно заметить, что все они в той или иной степени рассматривают такой феномен психологической науки как «телесность». Так по определению Д. А. Бесковой «телесность — феноменологическая реальность, представляющая собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире». По мнению данного исследователя феномен «телесность» является одной из составляющих Высшей Психической Функции и может быть изучен не только как феномен восприятия, но и самосознания, формирующимся в совместной деятельности с другими людьми [2].
Другой исследователь — И. М. Быховская, предполагает, что телесность нужно различать в трёх пространствах, в которых перманентно пребывает человек и его тело — природного, социального и культурного. Исходя из этой гипотезы, выделены и описаны три «типа» тела — природное, социальное и культурное тело [4]. Также Т. С. Леви указывает на необходимость рассмотрения телесности в единстве онтогенетического и индивидуального, социокультурного и исторического развития. Согласно данному исследователю, «одухотворенное тело» включает в себя индивидуально-психологические и смысловые компоненты уникального человеческого существа [7].
При изучении вопроса о восприятии индивидом своего тела, вышеуказанные исследователи декларируют, что при нормальном здоровом функционировании субъект испытывает состояние неосознаваемой физиологической комфортности [18], «прозрачности» своего тела, а как в случае соматического заболевания, так и при наличии психологических проблем тело может ощущаться как некомфортное, неподходящее по размеру или внешнему виду.
Проанализировав труды Е. Т. Соколовой в части взаимосвязи образа телесного Я и самооценки было обнаружено, что существует высокая положительная корреляция между удовлетворенностью своим телом и общей удовлетворенностью собой. Люди, которые обладают некоторыми физическим особенностям, зачастую страдают от насмешек. Также согласно исследованиям Е. Т. Соколовой нередко насмешки над людьми с физическими особенностями могут иметь такой характер и интенсивность, что агрессор начинает приписывать человеку с физическими отклонениями отрицательные душевные качества хотя в реальности он их не имеет. Данный феномен проявлен наиболее остро в детских и юношеских коллективах [17].
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать о том, что феномена телесного образа «Я» достаточно разработан в теоретическом плане, при этом явно наблюдается определенный дефицит практически направленных исследований в данной области.
Определение взаимосвязи между феноменом телесного образа «Я» и расстройствами пищевого поведения на основании изученной литературы
В научной литературе обсуждаются различные гипотезы, объясняющие развитие расстройств пищевого поведения у человека. Примером могут послужить данные о том, что зачастую у людей страдающих компульсивными перееданиями или анорексией еда и контроль над ней служит своего рода эмоциональным регулятором и способом не испытывать тяжёлые переживания по тому или иному поводу. В некотором роде, диеты, переедание и «очищение» могут использоваться как способ ощутить свою витальность при алекситимии, справиться с тяжелыми чувствами, чувствовать контроль над телом и собственной жизнью. Очевидно, что такое поведение в конечном итоге оказывает разрушающее влияние на эмоциональное и физическое здоровью человека, уничтожая его самоуважение и подменяя истинное чувство компетентности и самоконтроля [3].
Рассмотрим, как недостаточно сформированный или искаженный образ телесного «Я» может послужить причиной формирования расстройств пищевого поведения. В соответствии с теорией личности М. Малер [6], одним из самых важных в развитии ребенка является возрастной период с рождения до трех лет. Данный период характеризуется интенсивным ростом и развитием ребёнка как с физиологической, так и с психической точки зрения, является периодом формирования представлений о себе. На данном этапе происходит осознание своего Я и различение Я от Не-Я. В том случае, если от нуля до трёх лет ребёнка его мать была эмоционально доступной и поддерживала стремление ребёнка к первичной сепарации, то к трем годам у ребенка формируется положительный образ матери, который он может удерживать внутри, даже когда матери нет рядом. В этом случае начало процесса сепарации проходит безболезненно, ребенок начинает осознавать и исследовать свое «Я» отдельно от материнского [8; 12]. В случае если мать противится первичной сепарации ребёнка, удерживая его или отталкивая, его «Я» остается неразвитым и недифференцированным, возникает неструктурированная область личности. Во взрослом возрасте человек не способен осознавать границы телесного образа Я, восприятие собственного тела и его потребностей оказывается затруднено.
Заключение
Мы предполагаем, что недифференцированная телесность может компенсироваться, в том числе, посредством расстройств пищевого поведения. В таком случае, переедание, отказ от пищи или «очищение» от пищи и последующий дискомфорт служат для того, чтобы получить доступ к ощущению своего тела и его границам в качестве суррогата дефицитарной сепарации.
Соответственно, формирование расстройства пищевого поведения у человека напрямую связано с недостаточной сформированностью телесного образа «Я», но существует и обратная связь этих двух феноменов. Известно, что при некоторых расстройствах пищевого поведения, таких, как булимия, анорексия и компульсивное переедание, схема тела человека может меняться быстрее, чем данные изменения интегрируются в телесном образе «Я». Человек, страдающий расстройством, теряет возможность воспринимать свое тело таковым, каким оно является в реальности. Люди, истощенные анорексией, находят у себя лишний вес, а набравшие вес в результате компульсивного переедания воспринимают себя меньшими по объему.
Таким образом, недостаточная сформированность или нарушение телесного образа «Я» могут как служить причиной расстройств пищевого поведения, так и усугублять их течение.
Литература:
- Айламазян А. М., Князева Т. С. Связь моторики с личностными характеристиками человека. // Вопросы психологии. 2008. № 2.
- Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: ПраймЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Вахмистров А. В. Клинико-психологический анализ различных форм эмоциогенного пищевого поведения // Альманах клинической медицины. — 2001. — № 4
- Дорожевец А. Н. Искажение образа физического Я у больных ожирением и нервной анорексией: Автореферат дис.... канд. психол. наук. М., 1986.
- Залевский Г. В., Кузьмина Ю. В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33.
- Крэйн У. Психология развития человека: 25 главных теорий. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
- Леви Т. С. Психология телесности в ракурсе личностного развития / Т. С. Леви // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2007.
- Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007.
- Малкина-Пых И. Г. Терапия пищевого поведения. М.: Эксмо, 2007.
- Менделевич В. Д. Расстройства зависимого поведения (к постановке проблемы) // Российский психиатрический журнал. — 2013. — № 1.
- Никитин В. Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурды. М.: КогитоЦентр, 2006.
- Николаева В. В. О психологической природе алекситимии. Интернет-журнал «Ломоносов». 2000. URL: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1155658
- Николаева Н. О. История и современное состояние исследований нарушений пищевого поведения (культурные и психологические аспекты) // Клиническая и специальная психология. 2012. № 1.
- Райх В. Характероанализ. М.: Республика, 1999.
- Расстройства пищевого поведения у детей и подростков», сборник статей под редакцией М. А. Бебчук. Изд.: М. 2019.
- Сергеева Л. С. Телесно-ориентированная психотерапия: Класcические и современные направления: Хрестоматия / Авт.-сост.Л. С. Сергеева. СПб.: СПб РОФ «Практическая психотерапия», 2000.
- Соколова Е. Т. Исследование образа тела в зарубежной психологии / Е. Т. Соколова, А. Н. Дорожевец // Вестник Московского ун-та, Сер. 14. Психология. — 1985. — № 4.
- Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М.: изд-во МГУ, 1989
- Суворова М. Как победить пищевую зависимость. М.: Эксмо, 2013.
- Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.