Особенности выявления и обучения одаренных детей на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 07.02.2023

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Спасибина, Г. Ю. Особенности выявления и обучения одаренных детей на уроках хореографии в учреждениях дополнительного образования / Г. Ю. Спасибина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 265-268. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99855/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается: критерии выявления одаренных детей в учреждениях дополнительного образования не только с точки зрения физических, природных данных, но и с позиции психологических качеств, особенности обучения уникальных детей относительно их способностей, преобладание факторов развития среди одаренных детей.

Ключевые слова: одаренные дети, хореография, дополнительное образование, критерии, физические данные, уникальность, психологическое состояние, морально-волевые качества, учебная деятельность, природные данные, сцена, артистизм, темперамент, характер, способности, интеллектуальность, эмоциональность, самооценка, уровень самоконтроля.

Мы живем в постоянно меняющемся мире, где преобладают те или иные черты общества. Сейчас все чаще наблюдается процесс индивидуализации, который во многих сферах приводит к субъективной оценке себя и окружающих, поэтому преподаватели регулярно слышат реприманд, что ребенок уникальный, а его не замечают. Как определить является ли ребенок одаренным, и какие есть особенности в обучении, способствующие его дальнейшему развитию.

В учреждениях дополнительного образования приходят дети с разными физическими данными. При поступлении на отделение хореографии комиссия проверяет и оценивает несколько критериев: фактура, подъем, гибкость, выворотность, шаг, прыжок, музыкальность. Безусловно, сочетание всех составляющих на высоком уровне встречается крайне редко, однако при наличии хотя бы половины из перечня природных данных, можно развить до определенного уровня все остальные, к тому же не всегда прекрасные данные помогают в работе, например, при большом подъеме, который эффектно смотрится в балетках, в дальнейшем является препятствием для исполнения движений в пуантах в полном объеме, а иногда становится даже невозможным танцевать в них, или при x-образных ногах, которые дают изящную «линию», сложно делать туры, удерживать равновесие на полупальцах и «пальцах», или очень «мягкие» мышцы, которые дают шикарную гибкость и шаг, создают трудности при постановке корпуса, прыжках, так как больше подвержены растяжению, нежели сокращению. Можно сделать вывод, что все критерии при поступлении должны быть выше среднего уровня, для того чтобы была возможность развить баланс всех групп мышц, что сделает ребенка уникальным в сфере хореографии.

Одаренный ребенок, на мой взгляд, по мимо физических способностей, должен обладать широким спектром психологических качеств, например, таких как самодисциплина, самокритичность, выносливость, трудолюбие, терпение, решительность, целеустремленность, упорство, смелость. Совокупность всех этих качеств в сочетании с хорошими физическими данными дает возможность учащемуся работать над собой и добиваться значительных результатов, исходя из этого нужно понимать, что с первого занятия выявить такого ребенка невозможно, зачастую видно только природные данные, которые могут не иметь значение при отсутствии морально-волевых качеств и определенного психологического состояния, которое создается как внутри семьи, так и со стороны преподавателя на уроках, поэтому говорить об одаренности ребенка следует не ранее, чем через два года после начала обучения, когда возможно системное проявление сочетания всех вышеуказанных критериев.

Советский психолог, доктор педагогических наук Б. Г. Ананьев выделял несколько компонентов феноменальных людей: темперамент, характер, способности, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, умение общаться, самооценка, уровень самоконтроля [1, с. 58]. Остановимся на некоторых из них. По типу нервной деятельности уникальные личности по большей части обладают сильной нервной системой, так как приходится очень много работать вопреки сложностям, возникающим как со стороны своего внутреннего восприятия (лень, апатия, плохое самочувствие, настроение и т. д.), так и внешних факторов (выход на сцену, принятие успеха и поражения). Степень выраженности данного обстоятельства определяет тип темперамента: холерик — эмоционален, имеет хорошую работоспособность, что в сочетании с хорошими физическими данными дает отличный результат; флегматик и меланхолик — медлительны, ранимы, поэтому редко добиваются своих целей и не активны в физическом труде; сангвиник — подвижен, продуктивен, но без сильной мотивации трудоспособность резко снижена. Соответственно одаренные дети в хореографии чаще всего выявляются среди холериков, реже сангвиников, на этом основании можно сделать вывод, что преподаватели сталкиваются с проблемой частой смены настроения, эмоциональными вспышками, импульсивностью уникальных детей, следовательно в их обучении необходимо проявлять терпение, переключать на разный вид работы или чередовать, например, занимаясь выворотностью нижних конечностей, уделять внимание подъему и натянутостью колена, и, опираясь на возрастные особенности ребенка, психологически поддерживать.

Рассмотрим характер по классификации немецкого психиатра К.Леонгарда [8, с. 217]. Акцентуация может быть следствием как факторов наследственности, так и того или иного типа воспитания ребенка. К показателю воспитания, провоцирующим и закрепляющим акцентуацию относят, например, гиперопеку, потворствующее, жесткое, противоречивое воспитание, эмоциональное отвержение. Среди одаренных детей в хореографии преобладает гипертимный тип, они никогда не останавливаются в различной деятельности, охотно ставят перед собой цели и добиваются их, склонны к лидерству, обладают высокой самооценкой, соответственно при занятии с данными учащимися необходимо ежедневно формулировать задачи, усложнять их, мотивировать ребенка на дальнейшую работу; демонстративный тип любит находится в центре внимания, и, как правило, очень артистичен, такие дети способны танцевать душой на сцене, им легко поддаются любые образы, но необходимо следить за техническим исполнением, занимаясь индивидуально с ними, так как склонны избегать кропотливого труда, в то же время в учебной деятельности групповой формы готовы выполнять поставленные цели. Другие типы, представленные в классификации, не способны к результативной деятельности, потому что являются или пассивными, склонные к медлительности, подавленности, пессимистическому настрою (дистимический, тревожный, застревающий тип), или гиперактивными, неусидчивыми, импульсивны, зависимы от настроения (аффективно-лабильный, экзальтированный, эмотивный, возбудимый, экстровертированный).

Интеллектуальная сфера является базовой основой любой деятельности. Существуют легенды, что в хореографии ум не важен, однако это не так, чтобы станцевать достойно на сцене необходим четкий расчет расстояния, которое должен пройти артист за определенное количество комбинаций, соответственно необходимо скорректировать то или иное движение (сделать на месте или с продвижение «па» и мгновенно определить какое именно), к тому же часто происходят непредвиденные обстоятельства, например, кто-то пошел не в ту сторону или не представляется возможным сделать на определенной площадке большой прыжок, поэтому возникает импровизационный момент, кроме того, необходимо запомнить последовательность всех движений во всех номерах, другая категория — техническое исполнение, например, вращения, поднимания ног, которые построены исключительно на физических явлениях, поэтому можно сказать, что мозг у танцовщиков работает постоянно и чем лучше развит интеллект, тем больше склонностей достичь вершин мастерства. Как правило, одаренные дети по мимо достижений в хореографии, имеют отличные успехи в общеобразовательной школе.

Разделение эмоциональной и волевой сторон регуляции возможно в теоретическом плане, но с точки зрения психолого-педагогического аспекта, связанного с формированием этих сторон личности в условиях дополнительного образования, целесообразно рассматривать их регуляцию как единый механизм. Эмоционально-волевая сфера позволяет достигает высоких результатов как в учебном процессе, так и в конкурсной деятельности. Ребенок постоянно находится под влиянием предъявляемых к нему требований (дома, в школе), соответственно с совсем юного возраста начинается развитие выдержки и терпения как основы дисциплинированного поведения, осуществляется контроль состояний на сознательном («могу», «должен») и бессознательном («хочу») уровнях. Если дети овладевают навыком управления эмоциями с детства в кругу семьи (убирает игрушки за собой, слушается родителей), то, приходя в школу, они испытывают меньший стресс, поэтому уровень внимательности, усвояемости новых знаний выше, чем у сверстников с низким уровнем эмоционально-волевой сферы, поэтому результат деятельности значительно отличается. Одаренный ребенок имеет высокий уровень данных качеств, его отличает эмоциональная устойчивость и готовность собраться в нужный момент, что крайне важно в учебном процессе: активно заниматься, исправляя ошибки и замечания, вопреки плохому настроению, усталости, каким-либо эмоциональным проблемам, в этот момент необходимо со стороны преподавателя мотивировать учащегося на дальнейший результат; и при участии в конкурсах: умение оставить волнение, страх за кулисами и выйти на сцену уверенно, показывая результат тренировочной деятельности, и если данный навык в течение нескольких лет нарабатывается, преодолевая трудности физического и эмоционального характера, то в последствие он переходит в необходимый ресурс успешного личностного развития.

Умение общаться, на первый взгляд, не имеет отношения к одаренности в хореографии, но ведь повествование на сцене осуществляется за счет пластики тела и артистизма, соответственно, чем лучше танцор может рассказать сюжет номера, тем понятнее для зрителя становится композиция. И. В. Руссу в заметках о языке движений отмечала следующее: «Надо танцевать всем телом, всей душой, мыслями, чувствами. Главное, надо хорошо понять, что ты хочешь сказать зрительному залу. Надо найти жесты не только руки, плеча, спины, надо найти правильный ракурс всех деталей тела, надо найти поворот не только шеи, пальца, не только глаз, но и рот, который не говорит, но должен быть красноречив. Важно найти исходную точку жеста, оправдание жеста, богатство жеста, мысли жеста» [12, с. 181]. Человек одаренный сможет рассказать любую историю на сцене, будь то лирическая композиция или экстравагантная, зажигательная. Важно в процессе обучения не только найти «ниточку» к развитию данного таланта, но и постоянно совершенствовать, давать различные вариации с противоположными характерами.

Важным критерием, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется на основе субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Безусловно, становление ребенка происходит прежде всего в семье, а затем в школе. Существуют две противоположные стороны, которые в учебном процессе отличают одаренного ребенка от других. Понимание своих уникальных физических данных способствуют психологическому выходу из равновесия, потому что окружающие оценивают его не так, как всех, данное чувство заставляет думать о себе как о «странном», соответственно приводит либо к отчуждению, к которому очень восприимчивы талантливые дети, и скрытию своих возможностей, либо к завышенной самооценке, высокомерию, бестактности, что в последствии при низкой оценке его деятельности, дает чувство неудовлетворенности, повышенной ранимости. Задача преподавателя в данной ситуации создать благоприятные условия, при которых одаренный ребенок сможет адекватно оценивать свои возможности, за счет веры в его способности как развивающейся личности, что будет стимулировать его к самовосприятию и настрою на плодотворную работу в целом, в противном случае ребенок не сможет осознать возможности для внутреннего роста, что приведет к утрате многих ресурсов.

Зачастую у одаренных детей проявляется низкий уровень саморегуляции, так как достаточно рано формируется определенная зона интересов, которая поглощает уникального ребенка и ему становятся не интересны другие сферы деятельности, он старается их избегать, так как человек подсознательно всегда стремится к наименьшей затрате сил, поэтому важно развивать ребенка в различных направлениях, давать всестороннее представление об окружающем мире. Например, если ребенок имеет способности к классическому танцу, нельзя концентрироваться только на нем, необходимо давать возможность изучать и народно-сценический танец, и современный, уличные направления, что позволит в дальнейшем оценивать свои возможности, стремиться к познанию нового, ориентироваться в понимании своей будущей направленности в жизни.

Подводя итог, можно сказать, что одаренные дети в хореографии помимо своих уникальных физических способностей, имеют определенные эмоционально-волевые, интеллектуальные, личностные качества, которые отличают их от других сверстников, и за счет которых они добиваются результатов. Конечно, все критерии условны, и есть исключения по каким-либо пунктам, однако статистика дает понять, что именно преобладает у одаренных детей. В процессе обучения уникальных детей в учреждениях дополнительного образования необходимо следить за развитием всех составляющих как в физическом, так и психологическом плане. К сожалению, очень много примеров, когда одаренный ребенок сталкивается с трудностями восприятия себя относительно окружающих, становится уязвимым в психологическом плане, поэтому необходимо поддерживать его, давать понять, что данный факт уникальности является положительным моментом в жизни, при этом важно находить баланс, не допустить другой крайности — «звездной болезни».

Естественно, одаренный ребенок имеет прежде всего природные данные, однако, чтобы его феномен проявился, необходимо множество составляющих, но главная задача ложится на преподавателей, ведь это большая ответственность выявить, развить, направить ребенка на результат, сохранить равновесие всех компонентов, сформировать как личность в хореографическом направлении. Сочетание всех качеств одаренного ребенка, ответственных родителей, профессионального преподавателя дает нам возможность видеть на сценах Большого и Мариинского театров великих, талантливых артистов, профессионалов своего дела, которыми восхищается весь мир.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. М.: Педагогика, 1980. 287с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997. 96с.
  3. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. 512с.
  4. Зинченко Ю. П. Борис Герасимович Ананьев: послание в будущее // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2007. — №. 4. — С. 8–10.
  5. Кузьмина Н. В. Борис Герасимович Ананьев — основоположник акмеологической теории фундаментального образования // Человек и образование. — 2007. — №. 3–4. — С. 3–9.
  6. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. Воронеж: МОДЭК, 2008. 478с.
  7. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416с.
  8. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 544с.
  9. Леонтьев А. Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии. -1960.-№ 1.
  10. Мазилов В. М. Теория и метод в психологии. — Ярославль, 1998. — С. 92–93.
  11. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993. 127с.
  12. Никитин В. Ю. Психолого-педагогические критерии отбора одарённых детей в хореографическом искусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 176–183.
  13. Синягина Н. Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. М.: М-во образования Рос. Федерации: Исполн. дирекция по Президент. программе «Дети России», 2001. 131с.
  14. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. Воронеж: «МОДЭК», 2004. 334с.
  15. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. 128с.
  16. Юркевич В. С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. — М., 1997. — С. 260–270.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, одаренный ребенок, дополнительное образование, возможность, данные, качество, психологический план, психологическое состояние, учебная деятельность, учебный процесс.


Похожие статьи

Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстет...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению особенностей воспитания одаренных детей младшего школьного возраста, представлены и проанализированы группы данной категории детей. Рассмотрены качества педагогов и способы работы им с данными детьми.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Особенности становления навыков саморегуляции в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются актуальные требования Федерального государственного стандарта, курирующего процесс освоения школьниками навыков саморегуляции в начальных классах. Описываются отличительные возрастные особенности детей 7–11 лет, рассматривает...

Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива

Период обучения в школе один из наиболее важных этапов жизни каждого человека. За одиннадцать лет обучения ребенок приобретает необходимые знания, оттачивает умения и навыки, совершенствует свои способности. Вместе с интеллектуальной сферой активно р...

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Влияние профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков

В данной научной статье проанализированы ключевые показатели влияния выбранного профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков. В результате исследования установлено, что у детей двенадцатилетнего возраста специализированного пр...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Похожие статьи

Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстет...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению особенностей воспитания одаренных детей младшего школьного возраста, представлены и проанализированы группы данной категории детей. Рассмотрены качества педагогов и способы работы им с данными детьми.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Особенности становления навыков саморегуляции в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются актуальные требования Федерального государственного стандарта, курирующего процесс освоения школьниками навыков саморегуляции в начальных классах. Описываются отличительные возрастные особенности детей 7–11 лет, рассматривает...

Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива

Период обучения в школе один из наиболее важных этапов жизни каждого человека. За одиннадцать лет обучения ребенок приобретает необходимые знания, оттачивает умения и навыки, совершенствует свои способности. Вместе с интеллектуальной сферой активно р...

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Влияние профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков

В данной научной статье проанализированы ключевые показатели влияния выбранного профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков. В результате исследования установлено, что у детей двенадцатилетнего возраста специализированного пр...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Задать вопрос