Юридическая ответственность государственных служащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 09.02.2023

Статья просмотрена: 686 раз

Библиографическое описание:

Емельянова, Е. А. Юридическая ответственность государственных служащих / Е. А. Емельянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99861/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящей статье идет речь о понятии и видах юридической ответственности. В статье проявляется заключение о том, что необходимо продолжать совершенствование российского законодательства, устанавливающего меры юридической ответственности, позволяющего осуществлять общую правовую превенцию.

Ключевые слова: юридическая, уголовная, административная, дисциплинарная ответственность, государственный служащий.

This article deals with the concept and types of legal liability civil servants. The article concludes that it is necessary to continue improving the Russian legislation, which establishes measures of legal responsibility, allowing for general legal prevention.

Keywords: legal, criminal, administrative, disciplinary responsibility, civil servant.

В юридической литературе в качестве юридической ответственности выступает определенная законом процессуальная форма, которая выражается в виде обязанности лица или организации подвергаться определенному лишению личного, имущественного и организационного характера за совершенное правонарушение.

В настоящее время в обществе растет уровень правонарушений, в связи с этим, в правовой науке, все чаще встречаются дискуссии, которые затрагивают разграничение новых, самостоятельных видов юридической ответственности. В качестве примера можно привести финансовую, бюджетную юридическую ответственность, и принятие данных видов ответственности в систему юридической ответственности. Данное разграничение является необходимым, с целью предотвращения развития правонарушений, и выявления четкого направления ответственности, к которому может быть привлечен правонарушитель.

Регулирование отношений, которые связаны с государственными и муниципальными служащими, осуществляется на основе подзаконных нормативно-правовых актах. Но, все нормативно-правовые акты, подчиняются основному закону — Конституции РФ [1].

Так, например, стоит отметить Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон № 79-ФЗ) и в Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации (далее по тексту — Федеральный закон № 25-ФЗ), в данных нормативно-правовых актах, закреплены основные положения о государственной гражданской и муниципальной службе [4]. Кроме этого, следует выделить Федеральный Закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон № 58-ФЗ). В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 58-ФЗ разграничиваются понятия федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации. Главная схожая черта данных понятий заключается в том, что такие служащие осуществляют профессиональную служебную деятельность. Но, в любой деятельности возможны правонарушения, со стороны служащих, именно поэтому далее рассмотрим виды ответственности, которые применяются к государственным служащим.

Стоит отметить также различия в видах дисциплинарных взысканий, которые могут применяться к служащим, в том случае, если им было совершен проступок. Так, согласно Федеральному закону № 79-ФЗ в отношении государственного служащего представителем нанимателя, в качестве которого выступает руководитель государственного органа либо лицо, замещающее государственную должность, а также их представитель, которые осуществляют от имени Российской Федерации либо ее субъекта полномочия нанимателя, вправе применить дисциплинарные взыскания.

В соответствии с Федеральным законом № 58-ФЗ, в отношении муниципального служащего представитель нанимателя (работодатель), в лице которого может выступать глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования либо иное лицо, обладающее соответствующими полномочиями по исполнению обязанностей представителя нанимателя (работодателя), вправе применить дисциплинарные взыскания. Взыскания, применяемые к государственным и муниципальным служащим соответственно:

– Замечание;

– Выговор;

– Предупреждение о неполном должностном соответствии;

– Увольнение с гражданской/муниципальной службы.

За каждый дисциплинарный проступок, может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарная ответственность является мерой государственного воздействия карательного характера лиц за нарушение дисциплины, то есть за дисциплинарный проступок. В качестве основной функции дисциплинарной ответственности выступает карательно-штрафная, которая осуществляется с помощью использования дисциплинарных взысканий. Проведя анализ дисциплинарной ответственности государственных служащих, стоит отметить, что в современном законодательстве отсутствует контроль за соответствием примененного дисциплинарного взыскания, а также тяжести совершенного правонарушения. В связи с этим, стоит определить ограниченный перечень дисциплинарных взысканий в отношении всех государственных служащих. К примерам дисциплинарных проступков можно отнести такие как: систематическое опоздание на работу, невыполнение трудовых обязанностей в полном объеме, отсутствие на рабочем месте в установленное рабочее время, потеря служебной вещи, и иные противоправные действия, которые могут за собой повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности. Но, до момента применения дисциплинарного взыскания, согласно ст. 58 Федеральный закон № 79-ФЗ, представитель нанимателя обязан затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме [3]. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Также, перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка, которая проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению государственного служащего.

С целью того, чтобы государственный служащий был привлечен к юридической ответственности, необходимо правильно квалифицировать деяния, которые были совершены лицом, для того, чтобы законно и обоснованно привлечь государственного служащего к юридической ответственности. Именно поэтому, стоит знать различия между преступлением и проступком. Основным уровнем определения служит наличие противоправности и общественной опасности. Рассмотреть форму вины, размер причиненного ущерба, место совершение преступления и иные признаки, с помощью которых возможно сделать вывод о привлечение к определенному виду юридической ответственности.

Исследовав точку зрения правовых деятелей, стоит отметить неоднозначную специфику рассмотрения ответственности служащего. Например, И. С. Самощенко считает, что одинаковым действием виновного нарушается как трудовая дисциплина, так и порядок государственного управления. Следовательно, деяние одновременно может выступать в качестве дисциплинарного проступка и административного правонарушения или уголовного преступления. Но, необходимо все-таки основываться на том, что для каждого вида ответственности характерно индивидуальное основание наступления ответственности. А именно, основанием наступления дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарный проступок [6]. Если же на практике встречаются такие случаи, при которых один вид правонарушения может послужить основанием возникновения другого вида юридической ответственности, то данная ситуация может привести к смешению определенных видов юридической ответственности. Кроме этого, правоведами, в юридической науке, увеличивается обсуждение вопроса о возможности признания поступков, порочащих честь и достоинство в качестве отдельного основания дисциплинарной ответственности гражданских служащих.

Помимо дисциплинарной ответственности, государственный служащий может быть привлечен к административной ответственности. Административная ответственность выступает в качестве отдельного вида ответственности в публичном праве. Административным правонарушением, согласно ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность [2]. Стоит отметить ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которой, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. А также, основанием для привлечения государственного служащего к административной ответственности, является то, что государственный служащий совершил деяние, которое содержит в себе черты дисциплинарного проступка и административного правонарушения. Исходя из анализа практики, можно выделить, что основанием привлечения должностных лиц к административной ответственности выступают те правонарушения, которые непосредственно не имеют отношения с осуществлением обязанностей, которые входят в служебные полномочия, компетенцию. Компетенция должностного лица устанавливает определенную возможность правомерных действий субъекта административного права. Нарушение данной компетенции, в свою очередь, влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Следовательно, государственный служащий, может быть привлечен к административной ответственности, вследствие чего ему будет назначено административное наказание, предупреждение или штраф. Предупреждение выносится в письменной форме, а, в свою очередь штраф, выступает в качестве денежного взыскания. Для того, чтобы определить меру административного наказания, необходимо учитывать характер и тяжесть совершенного нарушения, обстоятельства, при которых было совершено правонарушение и иные действия государственного служащего.

В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, которая выражается в виде наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Также, ст. 5.63 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, согласно данной статье, за совершенные деяния предусмотрен административный штраф.

Следовательно, государственные служащие могут быть привлечены к административной ответственности на тех основаниях, которые привлекаются физические лица. Для того, чтобы, государственной служащий был привлечен к административной ответственности, обязательно должны быть соблюдены два условия, такие как:

– Совершение должностным лицом административного правонарушения при осуществлении служебной деятельности;

– Наличие у субъекта административного права, который совершил противоправные деяния, статуса должностного лица согласно должностному или административному регламенту.

Кроме административной ответственности, государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. Привлечение к уголовной ответственности государственного служащего является наиболее тяжелой ответственностью в российском законодательстве. Так как, в основном, уголовная ответственность представляет собой лишение свободы, исправительные работы, огромные штрафы, а также, после исполнения уголовной ответственности остается негативное свойство — судимость. В качестве основного признака должностных преступлений выступают корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица, либо корыстный мотив. Например, такими могут быть, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки.

Рассмотрим более подробно, какие именно противоправные деяния регулируются законодательством, и ответственность за них. Глава 30 УК РФ регулирует преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Согласно ст. 285 УК РФ в том случае, если должностное лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам судьбы с помощью корыстной или иной личной заинтересованности, вследствие чего произошло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо интересов общества, гражданин привлекается к уголовной ответственности [5]. В данном случае, уголовное наказание выражается в виде штрафа до восьмидесяти тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Помимо злоупотребления должностными полномочиями, в уголовном законодательстве, предусмотрена уголовная ответственность государственных служащих за служебный подлог, согласно ст. 292 УК РФ. Служебный подлог выражается в том, что должностное лицо или государственный служащий, внес в официальные документы заведомо ложные сведения, исправления, искажающие их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Кроме этого, в соответствии со ст. 286 УК РФ, государственный служащий может быть привлечен к уголовной ответственности вследствие превышения должностных полномочий. Согласно ст. 293 государственный служащий привлекается к уголовной ответственности вследствие своей халатности. Иными словами, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Следовательно, уголовные преступления государственных служащих, чаще всего, состоят в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.

В настоящее время, привлечение государственных служащих к юридической ответственности, выражается, прежде всего, в тенденции развитии института юридической ответственности. А именно, рост количества новых преступлений, фискальная направленность административных и уголовных деяний. И для того, чтобы более тщательно урегулировать вопрос о правомерном привлечении государственных служащих к юридической ответственности, необходимо, применять практику, которая, без сомнения, является неким критерием истины.

Таким образом, юридическая ответственность государственных гражданских служащих представляет собой юридическую обязанность гражданского служащего соблюдать и исполнять в процессе служебной деятельности возложенные на него должностные обязанности, или претерпеть неблагоприятные последствия личного, материального или организационного характера, вследствие ненадлежащего исполнения или неисполнения им возложенных на него должностных обязанностей, нашедших выражение в форме правонарушения.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  4. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  6. Душкин В. О. Ответственность государственных служащих субъектов Российской Федерации // Студенческий вестник. 2022. № 21–5(213). С. 38–41.
Основные термины (генерируются автоматически): юридическая ответственность, административная ответственность, служащий, дисциплинарная ответственность, должностное лицо, уголовная ответственность, Российская Федерация, административное правонарушение, дисциплинарный проступок, РФ.


Похожие статьи

Конституционная ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В статье дается определение конституционно-правовой ответственности, которая определяется как ответственность, которая предусмотрена только нормами Конституции РФ и может наступить при нарушении конституционных обязанностей, анализируется ее особенно...

Гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц по законодательству Российской Федерации. Пути оптимизации современного законодательства по гражданско-правовой ответственности

В настоящей статье раскрываются понятие и основания гражданско-правовой ответственности, как одному из видов юридической ответственности, даются предложения по оптимизации современного законодательства по гражданско-правовой ответственность.

К вопросу о видах юридической ответственности некоторых субъектов строительной деятельности

В статье рассматривается одна из составляющих правового статуса субъектов строительной деятельности, которая касается юридической ответственности, установленной за нарушение норм российского законодательства, регламентирующего строительную деятельнос...

Интеллектуальная собственность как объект административно-правовой защиты

В данной статье рассматривается интеллектуальная собственность как объект административно-правовой защиты. Понятие «интеллектуальная собственность» в настоящее время не закреплено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в ...

Сущность административной ответственности, понятие и отличие от иных видов юридической ответственности

В статье автор рассматривает вопрос о различных точках зрения на понятие административной ответственности, а также отличие ее от иных видов юридической ответственности.

Административное правонарушение как основание административной ответственности

В статье рассматривается понятие и состав административного правонарушения. Уделяется внимание административной ответственности. На основании проведенного анализа, делается вывод, что привлечение лица к административной ответственности возможно исклю...

К вопросу о правовой природе института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Современное законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с установлением административного надзора в отношении определенной категории граждан, дает возможность неоднозначного толкования рассматриваемого института. В частности, возникают труд...

Проблематика определения административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации

В течение многих лет в рамках, как правовой теории, так и правоприменительной деятельности проблема определения понятия «должностное лицо» остается одной из наиболее актуальных. Наличие неопределенности в вопросе определения правового содержания, в т...

Проблематика назначения административной ответственности за правонарушения должностных лиц

Административная ответственность должностных лиц является одной из часто обсуждаемых и дискуссионных вопросов в современной правовой науке. Проблематика привлечения к административной ответственности должностных лиц играет важную практическую роль, п...

Анализ законодательства, регулирующего административно-правовой статус должностных лиц

В статье проведен анализ основных норм действующего законодательства, направленного на регулирование административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации, с определением наиболее значимых моментов.

Похожие статьи

Конституционная ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В статье дается определение конституционно-правовой ответственности, которая определяется как ответственность, которая предусмотрена только нормами Конституции РФ и может наступить при нарушении конституционных обязанностей, анализируется ее особенно...

Гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц по законодательству Российской Федерации. Пути оптимизации современного законодательства по гражданско-правовой ответственности

В настоящей статье раскрываются понятие и основания гражданско-правовой ответственности, как одному из видов юридической ответственности, даются предложения по оптимизации современного законодательства по гражданско-правовой ответственность.

К вопросу о видах юридической ответственности некоторых субъектов строительной деятельности

В статье рассматривается одна из составляющих правового статуса субъектов строительной деятельности, которая касается юридической ответственности, установленной за нарушение норм российского законодательства, регламентирующего строительную деятельнос...

Интеллектуальная собственность как объект административно-правовой защиты

В данной статье рассматривается интеллектуальная собственность как объект административно-правовой защиты. Понятие «интеллектуальная собственность» в настоящее время не закреплено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в ...

Сущность административной ответственности, понятие и отличие от иных видов юридической ответственности

В статье автор рассматривает вопрос о различных точках зрения на понятие административной ответственности, а также отличие ее от иных видов юридической ответственности.

Административное правонарушение как основание административной ответственности

В статье рассматривается понятие и состав административного правонарушения. Уделяется внимание административной ответственности. На основании проведенного анализа, делается вывод, что привлечение лица к административной ответственности возможно исклю...

К вопросу о правовой природе института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Современное законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с установлением административного надзора в отношении определенной категории граждан, дает возможность неоднозначного толкования рассматриваемого института. В частности, возникают труд...

Проблематика определения административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации

В течение многих лет в рамках, как правовой теории, так и правоприменительной деятельности проблема определения понятия «должностное лицо» остается одной из наиболее актуальных. Наличие неопределенности в вопросе определения правового содержания, в т...

Проблематика назначения административной ответственности за правонарушения должностных лиц

Административная ответственность должностных лиц является одной из часто обсуждаемых и дискуссионных вопросов в современной правовой науке. Проблематика привлечения к административной ответственности должностных лиц играет важную практическую роль, п...

Анализ законодательства, регулирующего административно-правовой статус должностных лиц

В статье проведен анализ основных норм действующего законодательства, направленного на регулирование административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации, с определением наиболее значимых моментов.

Задать вопрос