Разработка алгоритма автоматического управления лопатками направляющих аппаратов компрессора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 08.02.2023

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Алхажжи, Моханнад Хусейн. Разработка алгоритма автоматического управления лопатками направляющих аппаратов компрессора / Моханнад Хусейн Алхажжи. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99878/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье приводится алгоритм автоматического управления лопатками направляющих аппаратов компрессора с учетом изменения параметров атмосферного воздуха (влажности и температуры) на малых высотах на входе в газотурбинный двигатель.

Ключевые слова : влагосодержание, направляющий аппарат, система автоматического управления, газотурбинный двигатель.

В настоящее время генеральным направлением развития как отечественного, так и зарубежного газотурбостроения является рост параметров рабочего тела на входе в турбину.

Повышение коэффициента полезного действия и мощностей газотурбинных двигателей требует усовершенствования и усложнения вспомогательных систем, обеспечивающих безаварийность работы и приемлемые эксплуатационные характеристики на всех режимах эксплуатации. Использование поворотных лопаток направляющего аппарата (НА) компрессора повышает ресурс газотурбинного двигателя (ГТД), экономичность, эффективность в широком диапазоне работы (особенно актуально для авиадвигателей, работающих в условиях морского климата и на малых высотах).

Как известно, повышенная влажность атмосферного воздуха является одним из негативных факторов окружающей среды для авиационной техники, при этом меняются свойства рабочего тела, что приводит к ухудшению параметров компрессора и других элементов и изменению режима работы двигателя.

При отрицательных и малых значениях температуры атмосферного воздуха, даже при высокой относительной влажности, влагосодержание составляет менее 0,005. Однако в условиях полета на малой высоте и при больших значениях температуры и относительной влажности воздуха влагосодержание может достигать значений 0,04...0,08. В этом случае влияние влажности воздуха на работу двигателя становится заметным [1].

На рис. 1. изображена зависимость степени повышения полного давления воздуха от расхода воздуха от относительной плотности тока. Сплошными и пунктирными линиями обозначены характеристики и рабочие линии компрессора в открытом и прикрытом положении лопаток НА соответственно. Видно, как увеличение угла поворота лопаток смещает границу помпажа вверх на пониженной частоте вращения в условиях низкого расхода воздуха (из-за высокой влажности в атмосфере) [2].

Характеристики компрессора, регулируемого поворотом лопаток НА

Рис. 1. Характеристики компрессора, регулируемого поворотом лопаток НА

Очевидна необходимость разработки новых (современных) частных методик программы управления ГТД с учетом влияния влажности воздуха на характеристики компрессора, а также комплексных методик оценки влияния этих факторов на характеристики ГТД при эксплуатации в условиях влажного климата. На рис. 2. представлена структура разрабатываемой методики.

Структура методики оценки влияния влажности воздуха на характеристики ГТД

Рис. 2. Структура методики оценки влияния влажности воздуха на характеристики ГТД

В целях поддержания заданного режима работы двигателя с требуемой точностью при изменении внешних условий (в условиях низкого расхода воздуха из-за высокой влажности в атмосфере) или изменение режима в соответствии с предусмотренной программой управления и предотвращение неустойчивой работы элементов силовой установки на установившихся и переходных режимах, обеспечение необходимого запаса газодинамической устойчивости , повышенных КПД на нерасчетных режимах осевого компрессора с высоким достигается одновременным поворотом лопаток НА нескольких ступеней [3]. На рис. 3. показаны поворотные лопатки НА компрессора. Цапфа каждой лопатки 3 соединяется при помощи рычага 2, с поворотным кольцом 1. При необходимости изменения расхода воздуха кольцо 1 поворачивается, при этом поворачиваются одновременно все рычаги 2 и, соответственно, лопатки НА 4 [4].

Поворотные лопатки направляющих аппаратов компрессора

Рис. 3. Поворотные лопатки направляющих аппаратов компрессора

На рис. 4. представлен алгоритм автоматического управления лопатками НА компрессора с учетом изменения характеристик рабочего воздуха на малых высотах на входе в двигатель.

Алгоритм автоматического управления лопатками направляющих аппаратов компрессора

Рис. 4. Алгоритм автоматического управления лопатками направляющих аппаратов компрессора

В модель вводятся исходные данные, определяется угол отрыва потока воздуха от лопаток, определяется минимальный расчетный угол поворота лопаток, а затем определяется требуемый расход воздуха на конкретном режиме работы. При изменении параметров рабочего тела лопатки НА компрессора поворачиваются для обеспечения значения текущего расхода, равного значению требуемого расхода на данном режиме работы двигателя.

Изменение запасов газодинамической устойчивости каскадов компрессора при увеличении влагосодержания может быть существенным. Поэтому непрерывное изменение углов установки лопаток НА является эффективным способом управления компрессорами, обеспечивающим высокий уровень эксплуатационных характеристик двигателя.

Литература:

  1. Биксаев А. Ш. Анализ методов защиты авиационных газотурбинных двигателей от вредных факторов среды эксплуатации // Молодой ученый. 2013. № 8. С. 75.
  2. Кистойчев А. В. Проектирование лопаточного аппарата осевых компрессоров ГТУ / А. В. Кистойчев // Уральский энергетический институт. Екатеринбург. 2014г. — 360 с.
  3. Черкасов А. Н., Грасько Т. В. Системы управления авиационных силовых установок: Учебное пособие. — Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018. — 127 с.
  4. Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой сгорания РД33–2С: учебное пособие / Под редакцией В. В. Кулешова. — Издание ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 1986. — 295 с.
Основные термины (генерируются автоматически): автоматическое управление, атмосферный воздух, газотурбинный двигатель, направляющий аппарат компрессора, рабочее тело, расход воздуха, высокая влажность, компрессор, направляющий аппарат, характеристика компрессора.


Ключевые слова

газотурбинный двигатель, система автоматического управления, влагосодержание, направляющий аппарат

Похожие статьи

Анализ видов предвключенных устройств и способов компановок насосов при повышенном газосодержании перекачиваемой среды

В статье рассматриваются конструкции предвключенных устройств для скважинных нефтяных насосов и компоновки различных входных модулей. Проводится анализ данных устройств и способов компоновки с точки зрения их работоспособности при различном газосодер...

Регулирования параметров теплонасосной установки

В данной статье рассматривается устройство теплонасосной установки. Опи-сывается её область применения, основные технологические параметры и способы их ре-гулирования. Выдвинута гипотеза, что возможно использование второго компрессора вместо дросселя...

Теплообменный аппарат для газоперекачивающих станций, работающих с использованием синтез-газа

В статье рассмотрены способы охлаждения синтез-газа, получаемого непосредственно на перекачивающей станции, с целью его дальнейшего использования в топливной смеси для ГТД.

Обзор существующих систем кондиционирования воздушных судов

В данной статье рассматриваются современные системы кондиционирования воздуха летательных аппаратов, их принципиальные схемы, а также достоинства и недостатки.

Оценка эффективности работы элементов системы охлаждения тепловозных дизелей

В статье представлена математическая модель системы охлаждения магистрального тепловоза серии 2ТЭ10М, позволяющая выполнять расчет параметров теплообменных аппаратов с учетом их технического состояния.

Разгрузка паровых турбин как средство повышения динамической устойчивости электрических систем

В статье обосновано применение разгрузки паровых турбин с целью повышения запасов устойчивости электроэнергетических систем при больших возмущениях. Приведены основные принципы действия импульсной разгрузки паровых турбин и электрогидравлического пре...

Оптимальные параметры регулирования режимов работы газотурбинных установок

В статье дан анализ основных параметров регулирования и характеристики надежности работы газотурбинных установок в условиях Узбекистана. Приведено краткое описание процессов в ГТУ, взаимосвязи ее контролируемых параметров, а также обоснована важность...

Усовершенствование насоса на основе гидропривода для добычи нефти из малодебитных скважин за счёт установки в рабочей камере устройства для прогрева масла

Опыт использования машин в холодное время года, а также статистика, показывает что около 70 % всех проблем связаны с узлами и деталями гидропривода, что логично, ведь нет обеспечения теплового режима работы деталей гидропривода (гидроцилиндры, гидром...

Утилизация тепла уходящих газов при помощи теплообменного аппарата

В данной статье рассматривается утилизация тепла уходящих газов, которая является важнейшим направлением повышения эффективности и снижения выбросов вредных веществ в атмосферу. За счет утилизации тепла происходит снижение температуры дымовых газов, ...

Способы снижения эмиссии газотурбинных двигателей

Рассмотрены разнообразные способы совершенствования конструкции камер сгорания (КС) авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с целью снижения эмиссии вредных веществ. На основании анализа конструкционных принципов, а также требований, предъявляемых...

Похожие статьи

Анализ видов предвключенных устройств и способов компановок насосов при повышенном газосодержании перекачиваемой среды

В статье рассматриваются конструкции предвключенных устройств для скважинных нефтяных насосов и компоновки различных входных модулей. Проводится анализ данных устройств и способов компоновки с точки зрения их работоспособности при различном газосодер...

Регулирования параметров теплонасосной установки

В данной статье рассматривается устройство теплонасосной установки. Опи-сывается её область применения, основные технологические параметры и способы их ре-гулирования. Выдвинута гипотеза, что возможно использование второго компрессора вместо дросселя...

Теплообменный аппарат для газоперекачивающих станций, работающих с использованием синтез-газа

В статье рассмотрены способы охлаждения синтез-газа, получаемого непосредственно на перекачивающей станции, с целью его дальнейшего использования в топливной смеси для ГТД.

Обзор существующих систем кондиционирования воздушных судов

В данной статье рассматриваются современные системы кондиционирования воздуха летательных аппаратов, их принципиальные схемы, а также достоинства и недостатки.

Оценка эффективности работы элементов системы охлаждения тепловозных дизелей

В статье представлена математическая модель системы охлаждения магистрального тепловоза серии 2ТЭ10М, позволяющая выполнять расчет параметров теплообменных аппаратов с учетом их технического состояния.

Разгрузка паровых турбин как средство повышения динамической устойчивости электрических систем

В статье обосновано применение разгрузки паровых турбин с целью повышения запасов устойчивости электроэнергетических систем при больших возмущениях. Приведены основные принципы действия импульсной разгрузки паровых турбин и электрогидравлического пре...

Оптимальные параметры регулирования режимов работы газотурбинных установок

В статье дан анализ основных параметров регулирования и характеристики надежности работы газотурбинных установок в условиях Узбекистана. Приведено краткое описание процессов в ГТУ, взаимосвязи ее контролируемых параметров, а также обоснована важность...

Усовершенствование насоса на основе гидропривода для добычи нефти из малодебитных скважин за счёт установки в рабочей камере устройства для прогрева масла

Опыт использования машин в холодное время года, а также статистика, показывает что около 70 % всех проблем связаны с узлами и деталями гидропривода, что логично, ведь нет обеспечения теплового режима работы деталей гидропривода (гидроцилиндры, гидром...

Утилизация тепла уходящих газов при помощи теплообменного аппарата

В данной статье рассматривается утилизация тепла уходящих газов, которая является важнейшим направлением повышения эффективности и снижения выбросов вредных веществ в атмосферу. За счет утилизации тепла происходит снижение температуры дымовых газов, ...

Способы снижения эмиссии газотурбинных двигателей

Рассмотрены разнообразные способы совершенствования конструкции камер сгорания (КС) авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с целью снижения эмиссии вредных веществ. На основании анализа конструкционных принципов, а также требований, предъявляемых...

Задать вопрос