Визуализация в современных реалиях: опыт теоретического анализа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 09.02.2023

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Шумова, В. О. Визуализация в современных реалиях: опыт теоретического анализа / В. О. Шумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 358-361. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99882/ (дата обращения: 15.11.2024).



Активное развитие технологий за последние десятилетия ускорило и упростило доступ к любой информации, которую ежедневно и в больших количествах потребляет каждый человек, имеющий доступ к интернету. В связи с этим окружающий нас мир претерпел значительные изменения: ускорился темп жизни, поскольку человек смог делегировать часть своей рутины умным девайсам и гаджетам, повысилась доступность образования, возникли новые виды деятельности, а многие уже существующие перешли в цифровой формат. Однако изменилась не только среда, но и сами люди: способы восприятия информации, её интерпретации и осознания. Появление “поколения визуалов”, для которых, в быстро меняющемся мире, важна доступность информации, объясняется её излишеством.

Для того, чтобы удержать внимание пользователя в этом бесконечном информационном потоке, специалисты постоянно работают над оптимизацией формата той информации, которую они предоставляют. Именно поэтому чаще всего информация в цифровой среде преподносится в своём конечном виде, пользователям не требуется прилагать больших усилий для её расшифровки, поскольку тексты сопровождаются яркими вложениями: фотографиями, картинками, короткими видеороликами. Те функции при восприятии текста, за которые во времена труднодоступности информации отвечало человеческое воображение, с лихвой покрывают технологические возможности.

Таким образом, с одной стороны мы можем наблюдать неконтролируемое разрастание и приумножение информации, которая передаётся от одного человека тысячам за секунду, а с другой — попытку каким-то образом структурировать её. Начинается борьба за внимание пользователя, которая и запускает процесс создание “визуального контента”, привлекающего людей по той причине, что визуально обработанная информация требует меньшего времени для её осмысления.

В условиях современного коммуникационного пространства, люди, тем не менее, сталкиваются с необходимостью тратить свои ресурсы для обработки и интерпретации больших информационных массивов. Как быть не мотивированным к изучению школьной литературы подросткам? Исследователям и учёным, работающим с огромным количеством научной и специальной литературы? Журналистам, перед которыми стоит задача написать такой текст, который захочется прочитать широкой аудитории?

Можем ли мы считать, что визуализация стала ключом к решению этих проблем?

Как было сказано ранее, визуализация активно применяется в цифровой среде для оптимизации процесса обрабатывания информации. Сегодня мы можем наблюдать повышенный интерес к визуализации со стороны специалистов и учёных различных сфер, среди них научно-образовательная, сфера искусства и коммуникаций. Многочисленные исследования, посвященные данному явлению, становятся закономерным следствием повсеместного использования визуализации и подтверждают актуальность проблемы.

Наше исследование ставит перед собой цель структурировать и уточнить существующую информацию по данной теме, а его выводы могут быть использованы в качестве теоретической базы для образовательной, просветительской и культурной деятельности. Например, в качестве помощи студентам при написании выпускных работ, на школьных уроках при изучении гуманитарных дисциплин или для визуального представления данных в журналистике.

Перед тем как начать рассуждение о поставленной проблеме, следует разобраться, что такое визуализация. Под термином “визуальный” обычно принято понимать нечто, воспринимаемое непосредственно зрением. Тем не менее, “визуальный” и “наглядный” — это не одно и то же, поскольку важнейшим компонентом визуализации считается процесс создания образа. С помощью этой операции человек решает познавательную задачу, в которой задействованы не только образное ощущение, но и воображение, мышление, личностный смысл. Получается, что задачи визуализации нельзя свести к наглядному изображению какой-либо информации. Визуализация призвана преобразовывать большие информационные массивы в графические образы, связанные общим смыслом.

Однако разными исследователями этот процесс понимался не одинаково. Мы можем отметить, что определение визуализации зависит от области её применения.

Например, Т. Ф. Семьян называет визуализацию отражением зрительного опыта героев или автора, представленным в сюжете художественного произведения и закреплённым композиционно, через физический уровень текста. Для Н. Б. Маньковской визуализацией представляется интерпретация художественного текста в визуальных искусствах (театре, кинематографе, выставках и др.) [5].

Также вопросами визуализации занимались такие исследователи, как Н. А. Беляев [6] в области маркетинга, А. А. Афанасьев [7] в области менеджмента. Визуализация рассматривалась в контексте медицины [8] на цифровом канале, посвящённом вопросам технологий и бизнеса.

В нашей статье под визуализацией мы понимаем процесс преобразования невербальных данных в вербальные, который осуществляется для дальнейшего анализа этих данных.

Например, студенты и магистры прибегают к визуализации научных данных в своих выпускных работах, когда обрабатывают результаты каких-либо практических исследований: сводят их в таблицы, графики, диаграммы и т. д. Это значительно упрощает процесс восприятия информации, повышает её наглядность и позволяет перейти к её анализу, практическим выводам и заключениям.

Визуализация в школах на уроках литературы тоже не является редкостью. Ведь ни для кого не секрет, что необходимость освоить школьную программу по литературе вызывает у многих школьников зевоту. Так, некоторые из приёмов визуализации художественных текстов активно применяются на школьных уроках литературы для поднятия мотивации и интереса: создание коллажей, монтаж видеороликов, составление литературной картографии, ведение читательских дневников. Эти приёмы помогают активизировать собственное воображение учеников и позволяют почувствовать им свою причастность к культуре. Для преподавателей стратегически важно предоставлять информацию своим ученикам в доступном и понятном для последних формате. По этой причине методы и подходы в образовательном процессе постепенно переосмысливаются и видоизменяются.

Для журналистики визуализация является серьёзным инструментом, поскольку, как было отмечено ранее, с развитием цифровых технологий появилась необходимость в завладении внимания каждого нового пользователя. Другими словами, журналисту недостаточно просто предоставить информацию, поэтому грамотно оформленный текст (структурно, информационно, наглядно) является существенным преимуществом, выгодно выделяющим его среди прочих текстов.

Кроме того, визуализация используется различными экспертами в области искусства, истории и литературы для создания всевозможных выставок, посвящённых конкретным деятелям искусства, художникам, историческим личностям, писателям. Например, мультимедийная выставка “Ван Гог. Письма к Тео”, раскрывающая детали переписки Ван Гога с его братом, выставка “Перерыть все вопросы в этом романе”, приуроченная к 150-ому юбилею романа “Преступление и наказание”, или интерактивная выставка “Романовы 1613–1917”, посвящённая царской семье. К этой же категории имеет смысл отнести кинематографические адаптации художественных текстов.

Визуализация используется повсеместно и с течением времени приобретает всё большее научное, образовательное и культурное значение. Это подтверждается и возрастающим количеством новых исследований в самых разных областях, но связанных, тем не менее, с изучением визуализации, её возможностей и перспектив.

Ещё в 2010 году была опубликована научная работа Н. В. Потаповой “Природа визуализации”, в которой исследовались причины возникновения этого явления. Н. В. Потапова рассматривала визуализацию как черту психологического сознания, благодаря которой может осуществляться работа с реальностью [9].

Более поздняя статья (2019 год) Б. Е. Егоровича под названием “Визуализация как актуальное направление распространения информации” имела скорее прикладной характер. В этой статье визуализация рассматривалась в качестве способа представления информации в цифровом пространстве. Автор статьи анализировал официальный сайт одного из районов России и приёмы визуализации, которые использовали разработчики при его создании. Б. Е. Егорович сделал вывод о том, что применение визуализации в цифровой и информационной среде облегчает взаимодействие с аудиторией [10].

Множество публикаций последних лет были посвящены интегрированию визуализации в образовательный процесс для того, чтобы повысить эффективность восприятия и усвоения информации и, как следствие, эффективность самого процесса.

Итак, визуализация представляет в наглядном виде те изучаемые явления, наглядное восприятие которых ранее было немыслимым. Таков новый формат представления информации.

Распространение влияния визуализации обусловливается значимостью визуального восприятия для современного человека, процесс познания которого приобретает иное качество с развитием и общедоступностью современных цифровых технологий, а также с повышением информационной нагрузки. Таким образом, визуализация является ключом к интерпретации, анализу и обработки больших массивов информации, с её помощью становится возможным оптимизировать процесс познания как таковой, что является критически важным фактором для современных реалий.

Литература:

  1. Бородина, С. Д. Визуализация как тенденция форм культуры, искусства, коммуникации / С. Д. Бородина. — Текст: непосредственный // Вестник ТГГПУ. — 2011. — № 4. — С. 296–302.
  2. Маньковская, Н. Б. Визуализация текста: приключения и злоключения / Н. Б. Маньковская. — Текст: непосредственный // Киноведческие записки. — 2008. — № 89/90. — С. 125–140.
  3. Полякова, Е. В. Визуализация как эффективный метод представления информации в сознании человека / Е. В. Полякова. — Текст: непосредственный // Альманах современной науки и образования. — 2012. — № 4 (59). — С. 180–181.
  4. Научная визуализация как метод анализа научных данных. — Текст: электронный // Научная визуализация: [сайт]. — URL: http://sv-journal.org/2012–4/06/index.html#b1. (дата обращения: 23.09.2022).
  5. Колодяжная В. Д. Визуализация литературного текста в пространстве музейной экспозиции/ В. Д. Колодяжная // Международный научно-исследовательский журнал.- 2017. — № 9 (63).
  6. Беляев, Н. А. Визуализация данных: инфографика как инструмент маркетинга / Н. А. Беляев. — Текст: непосредственный // Вестник ЮУрГУ. — 2015. — № 4. — С. 125–130.
  7. Афанасьев, А. А. Технология визуализации данных как инструмент совершенствования процесса поддержки принятия решений / А. А. Афанасьев. — Текст: электронный // Инженерный вестник Дона: [сайт]. — URL: http://www.ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_66_Afanasyev.pdf_da5aca6ae5.pdf (дата обращения: 15.12.2022).
  8. Визуализация в медицине. — Текст: электронный // TADVISER: [сайт]. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Визуализация_в_медицине (дата обращения: 15.12.2022).
  9. Потапова, Н. В. Природа визуализации / Н. В. Потапова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 64–66.
  10. Борисов, Е. Е. Визуализация как актуальное направление распространения информации / Е. Е. Борисов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 611–614.
Основные термины (генерируются автоматически): визуализация, внимание пользователя, информация, образовательный процесс, прием визуализации, процесс познания, текст, цифровая среда.


Похожие статьи

Феномен инновационного и традиционного в высшей школе: социологический аспект

Конструирование медиареальности в СМК на лингвистическом уровне: приемы и особенности

Инновационное общество: сущность и предпосылки возникновения

Понимание текста как проблема современной лингвистики и гуманитарного познания

Комментарий в современном информационно-коммуникативном пространстве: перспективы лингвистического исследования

Современная парадигма школьного образования: изменение философии оценивания

Визуальный язык картографии: эволюция графического образа и его состояние в эпоху электронной коммуникации

Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри

Современная модель взаимодействия гражданского общества с политической элитой: геополитический контекст

Влияние когнитивного искажения на развитие навыков критического мышления на уроках истории: проблемы и пути решения

Похожие статьи

Феномен инновационного и традиционного в высшей школе: социологический аспект

Конструирование медиареальности в СМК на лингвистическом уровне: приемы и особенности

Инновационное общество: сущность и предпосылки возникновения

Понимание текста как проблема современной лингвистики и гуманитарного познания

Комментарий в современном информационно-коммуникативном пространстве: перспективы лингвистического исследования

Современная парадигма школьного образования: изменение философии оценивания

Визуальный язык картографии: эволюция графического образа и его состояние в эпоху электронной коммуникации

Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри

Современная модель взаимодействия гражданского общества с политической элитой: геополитический контекст

Влияние когнитивного искажения на развитие навыков критического мышления на уроках истории: проблемы и пути решения

Задать вопрос