Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 09.02.2023

Статья просмотрена: 529 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцева, А. В. Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода / А. В. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99885/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.

Ключевые слова: коррекционно-логопедическая работа, комплексный подход, общее недоразвитие речи, нарушения звукопроизношения, формирующий этап.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Известные гуманисты-просветители Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо рассматривали правильную речь как обязательную часть общего развития и как средство воспитания детей [3].

Однако по данным Министерства просвещения, 87 % детей дошкольного возраста имеют нарушения речи. Среди детей с речевой патологией, дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу — около 40 % [1]. Согласно психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной при общем недоразвитии речи нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексика, грамматика, фонетика [3].

Нарушения звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи, является самым частотным и сложным дефектом, так как фонетические несовершенства в дошкольном возрасте приводят к возникновению специфических ошибок в процессе овладения письмом и чтением и препятствуют успешному усвоению программного материала в школе [5].

Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. С. Ляпидевского, Т. Б. Филичевой. Поэтому коррекционно-логопедическая работа должна основываться на комплексном подходе, который предполагает взаимодействие всех участников процесса, организацию единого образовательного пространства, соблюдение единых педагогических требований для более результативной и менее затратной по времени коррекционно-логопедической работы [2, 4].

В данной статье мы представляем формирующий этап исследования, который проводился на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21». Контингент исследуемых составили дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их родители (законные представители) и педагоги дошкольной образовательной организации.

Для организации эффективного комплексного подхода, а именно, взаимодействия с родителями (законными представителями) в процессе коррекционно-логопедической работы с экспериментальной группой исследования, для повышения уровня компетентности родителей в процессе коррекции звукопроизношения, мы создали родительский клуб «Школа родителей» и разработали локальный акт, регламентирующий деятельность клуба.

Непосредственное руководство родительским клубом осуществляет учитель-логопед. В практической деятельности клуба принимают участие все педагоги дошкольной образовательной организации: учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели.

Деятельность родительского клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы. Встречи в клубе организуются 1 раз в месяц. Заседания клуба представляют собой родительские встречи в различных формах, где педагоги проводят теоретические и практические занятия и мастер-классы по направлениям коррекционной работы. Выдержки из готового плана работы клуба представлен в таблице 1.

Таблица 1

Выдержки из годового плана деятельности клуба «Школа родителей»

Дата

Содержание мероприятия

Ноябрь

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика — основа правильного произношения». Обогащение родителей (законных представителей) знаниями о значении артикуляционной гимнастики в процессе коррекции звукопроизношения и практическими приемами выполнения упражнений. В ходе мастер-класса родители (законные представители) узнают о важных правилах выполнения гимнастики и совместно с педагогами выполняют упражнения. Организатор учитель-логопед

Апрель

Практическое занятие по теме «Дидактические игры и упражнения по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи». Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей мышления и внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Знакомство родителей (законных представителей) с вариантами дидактических игр направленных на развитие мышления и внимания у детей с общим недоразвитием речи

Для организации эффективного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации непосредственно в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы создали локальный акт «Об организации взаимодействия педагогов в процессе коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», согласно которому, специалисты и воспитатели обогащают педагогический опыт и профессиональные компетенции по средствам проведения теоретических семинаров и мастер-классов для своих коллег по актуальным вопросам коррекционно-развивающей работы при коррекции общего недоразвития речи.

Семинары и мастер-классы организуются один раз в два месяца согласно плану, представленному в таблице 2.

Таблица 2

Выдержки из годового плана работы педагогов по коррекции нарушений звукопроизношения

Дата

Содержание мероприятия

Октябрь

Мастер-класс «Приемы автоматизации звуков в образовательной деятельности всех специалистов». Просвещение педагогов в процесс коррекции звукопроизношения. Знакомство с играми и упражнениями, которые можно использовать в образовательной и игровой деятельности для закрепления результата правильного звукопроизношения на разных этапах звукопостановки. Организатор учитель-логопед

Февраль

Семинар по теме «Использование подвижных игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Просвещение педагогов о способах использования двигательных и речевых навыков. А также применение специальных музыкальных композиций для коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Организаторы инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель

Для организации комплексного подхода мы внесли нововведение и в коррекционную работу с детьми. Для эффективной коррекции звукопроизношения у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи мы разработали локальный акт «Применение приемов автоматизации звуков в коррекционной деятельности всех специалистов». Положение регламентирует обязанность педагогов использовать способы коррекции звукопроизношения в рамках своих индивидуальных образовательных занятий. В связи с этим, помимо основных коррекционно-развивающих направлений, специалисты и педагоги дошкольной образовательной организации, работая в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом, включают в занятия дополнительные элементы работы.

Учитель-логопед работает над развитием артикуляционной моторики, развитием правильного физиологического и речевого дыхания, развитием правильного артикуляционного уклада для определенного звука, постановкой звука, автоматизацией звука в разных позициях: изолированно, в слогах, в словах, во фразах, в связной речи. Развитием навыков дифференциации звуков.

Воспитатели закрепляют скорректированные логопедом звуков в разных видах деятельности и по средствам тетради взаимодействия. Выполняют артикуляционную, дыхательную гимнастику, упражнения для автоматизации звуков на разных этапах работы: изолированно, в слогах, в словах, во фразах, в связной речи. Контролируют правильное произношение звуков.

Инструктор по физкультуре закрепляет скорректированные логопедом звуки во взаимосвязи с движениями. Использует упражнения для выработки правильного физиологического дыхания. Использует упражнения для развития общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации движений. Контролирует правильное произношение звуков.

Музыкальный руководитель закрепляет скорректированные логопедом звуки во взаимосвязи с музыкальным сопровождением. Использует упражнения для выработки правильного фонационного выдоха. Работает над просодической стороной речи. Развивает у детей музыкальный и речевой слух. Контролирует правильное произношение звуков.

Педагог-психолог закрепляет скорректированные логопедом звуки в разных видах познавательной и игровой деятельности, в упражнениях по развитию мелкой моторики рук. Контролирует правильное произношение звуков.

Таким образом, мы организовали взаимодействие со всеми участниками коррекционно-логопедического процесса: с родителями (законными представителями), с педагогами дошкольной образовательной организации и с детьми.

Литература:

  1. Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5–6-летних детей с общим недоразвитие речи // Логопед. 2017. № 2. С. 43–51.
  2. Гриднева И. А. Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Москва: Просвещение, 2011. 174 с.
  3. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Москва: Просвещение, 2006. 196 с.
  4. Кротова Т. В. ДОУ и родители: пути сотрудничества // Управление ДОУ. 2006. № 4. С. 15–19
  5. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Москва: Гном пресс, 2010. 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, ребенок, дошкольная образовательная организация, коррекционно-логопедическая работа, комплексный подход, коррекционная работа, правильное произношение звуков, дошкольный возраст, локальный акт.


Похожие статьи

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии

В статье рассматриваются организационно-методические аспекты комплексного подхода к формированию речемыслительной деятельности у старших дошкольников с нарушениями речи на коррекционно-развивающих занятиях. Анализируются методологические основания, п...

Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается развитие речи детей в онтогенезе, состояние речевого развития детей при различных нарушениях в развитии, логопедическая диагностика детей с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ.

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, что при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями старших дошкольников с речевой недостаточностью, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением в...

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Похожие статьи

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии

В статье рассматриваются организационно-методические аспекты комплексного подхода к формированию речемыслительной деятельности у старших дошкольников с нарушениями речи на коррекционно-развивающих занятиях. Анализируются методологические основания, п...

Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается развитие речи детей в онтогенезе, состояние речевого развития детей при различных нарушениях в развитии, логопедическая диагностика детей с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ.

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, что при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями старших дошкольников с речевой недостаточностью, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением в...

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Задать вопрос