Автор исследует возможные правовые проблемы при осуществлении защиты прав и интересов несовершеннолетних как в судебных инстанциях, так и в административных, когда возникают коллизии норм, и предлагает модель политики государственных структур при защите нарушенных прав и интересов детей, соединяющую в себе как нормативную деятельность, так и практическую, учитывая наибольший интерес детей, особенности повседневной жизни, материальные трудности при конкретных ситуациях.
Ключевые слова: несовершеннолетние, защита прав, интересы, правовой статус.
Современное российское законодательство подробно рассматривает вопросы защиты детей в различных областях общественных отношений. Государство в соответствии с нормами международного права в полной мере взяло на себя обязанности по обеспечению благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей. Улучшение правового положения детей в Российской Федерации, создание эффективных государственных механизмов защиты прав несовершеннолетних, полноценной системы их социальной поддержки — ключевая цель национального развития.
Нельзя не согласиться с мнением ученых-юристов, считающих, что в настоящее время в России существует огромный массив нормативных актов различных отраслей права, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с детством. Однако слабо представлена межотраслевая и межпредметная связь, что, в свою очередь, приводит к коллизиям, декларированности многих норм или их слабой реализации [1, с. 31].
В настоящее время в России существует огромный массив нормативных актов различных отраслей права, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с детством.
Несмотря на то, что элементы правового статуса несовершеннолетнего содержатся в различных отраслях российского права, регулирующих правоотношения в данной сфере: конституционным, гражданским, семейным, трудовым, административным, уголовным, уголовно-исполнительным, гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, все-таки имеются пробелы и коллизии в определении ключевых для данной сферы понятий. Так, например, законодатель до сих пор не сформулировал понятие надлежащего воспитания ребенка, хотя за ненадлежащее воспитание ребенка предусмотрена административная ответственность родителей.
Не закреплено в юридических правах и обязанностях понятие законных интересов и вряд ли данное понятие нуждается в выделении в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Так, H. A. Шайкенов пишет: «Все интересы, выраженные в праве, находятся под правовой защитой, и поэтому вполне правомерно рассмотрение их как «охраняемых законом»... Охраняемые законом интересы включают в себя как законные, так и юридические интересы... Интересы, которые находятся в сфере правового регулирования, но не обеспеченные субъективными правами... целесообразно обозначать термином «законные интересы», а... интересы, реализация которых обеспечена субъективными правами... — «юридические интересы»» [2, с. 105].
В юридической науке принято рассматривать законные интересы в широком и узком смысле слова (P. E. Гукасян, Н. В. Витрук и др.). В широком смысле — это интересы, закрепленные в субъективных правах и обязанностях, а также интересы, выраженные в особом понятии «законные интересы». В узком же смысле — только последние.
Также несогласованность регионального и федерального законодательства, дублирование норм, отсутствие единой государственной законодательной политики в данной сфере приводит к тому, что на территории России фактически отсутствует единый правовой статус ребенка, т. е. совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным и федеральным законодательством, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Кроме того, отсутствуют единые, системные нормативно-правовые механизмы обеспечения функционирования различных институтов исполнительной власти решающих задачи в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также отсутствуют механизмы взаимодействия данных институтов между собой, что отрицательно влияет на судебную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в то время, как повышается роль закона и суда в охране прав граждан. Судебные процедуры все глубже продвигаются в административно-правовую сферу, создавая устойчивые и независимые механизмы защиты законных прав и интересов граждан [3, с. 63].
В этой связи создание модели эффективной системы административно-правового управления в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних способствовало бы накоплению соответствующей практики межинституционального, межотраслевого и межпредметного взаимодействия, которая стала бы базой для дальнейшей эволюции законодательства в данной области, привела бы к углублению связей различных отраслей права в сфере защиты прав несовершеннолетних, так как административная правоспособность несовершеннолетних отличается от других категорий граждан РФ. Дети относятся к категории субъектов административной опеки и в силу своей слабой социальной защищенности нуждаются в специальной помощи государства. К сожалению, невнимание административно-правовой науки к этим категориям граждан в прошлом не позволяет четко определить границы, содержание, виды и основания возникновения отношений административной опеки [4, с. 151].
Ведь формально несовершеннолетние обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина РФ, но и специальными нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления [5, с. 41].
Анализ действующего законодательства о правах и обязанностях несовершеннолетних, показывает, что в настоящее время нет четкого определения правового положения этой категории граждан. Федеральное законодательство, определяя общие гарантии прав ребенка, не закрепляет в полной мере правового статуса несовершеннолетних. В различных отраслях права — административном, гражданском, семейном, уголовном содержатся нормы, лишь частично регулирующие правовое положение несовершеннолетних как участников тех или иных общественных отношений.
Для решения проблемы правового регулирования статуса несовершеннолетних граждан, необходимо дальнейшее изучение взаимодействия и взаимовлияние норм различных отраслей права, что даст возможность комплексно изучить все юридические грани правового статуса рассматриваемой категории граждан. В современных социально-экономических условиях прослеживается необходимость совершенствования законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, разработки комплексных нормативных документов на федеральном и региональном уровнях. При этом крайне важно опираться не только на международный, но и на имеющийся в данной сфере положительный опыт субъектов РФ.
При этом необходимо учитывать, что реализация прав несовершеннолетних на практике зависит не только от закона, как от правовой формы, но и от внимания и усмотрения администрации, от индивидуальной мотивировки чиновников и их личной заинтересованности. Государство и его структуры должны уделять особое внимание борьбе с формализмом, проявлениями крайнего безразличия к правам детей в нашей стране.
Литература:
- Абрамов В. И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Саратов, 2007.
- Шайкенов H. A. Правовой статус личности и ее интересы // XXVI съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982.
- Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
- Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. — 2-е изд., изм. и доп. — М, 2005.
- Таибова О. Ю. Государственное управление в области охраны и защиты прав несовершеннолетних: административно-правовой аспект. Дис. канд. юрид. наук. СПб. 2016.