В статье авторы исследованы инновационные технологии и приемы обучения на уроках литературы.
Ключевые слова: инновационные технологии, инновационные приемы, технология критического мышления.
Современное образование направлено на достижение высокого уровня знаний, на развитие творческих способностей обучающихся. Следовательно, чтобы учащиеся достигли такого успеха, учителю необходимо применять инновационные технологии, методы и приемы обучения. Инновационные технологии (ИТ)— это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях [1, с. 109]. Инновационные технологии значительно облегчают изучение нового материала, так как такие технологии обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии его индивидуальным особенностям.
Так, изучая тему на уроке литературы «Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи», можно применить технологию критического мышления и ряд следующих инновационных приемов таких, как:
— «фишбоун»,
— «мозговой штурм»,
— «синквейн»
— «открытый микрофон».
Также можно использовать следующие задания:
- работа с текстом,
- работа с интерактивными заданиями.
На первом этапе согласно ФГОС учащиеся по предложенному заданию учителя определяют тему урока, определив ее, обозначают цель.
На втором этапе — актуализация знаний, при применении приема «мозговой штурм», обучающие вспоминают, повторяют биографию поэта-М. Ю. Лермонтова. Этот этап значительно облегчит восприятие и понимание изучаемого материала.
Следующим этапом урока будет изучение новой темы. Здесь учащиеся знакомятся с стихотворением поэта, важно обязательно выполнить данное задание, так как следующим заданием будет заполнение «фишбоуна». Данный прием направлен на развитие критического мышления учащихся. Чтобы заполнить «фишбоун», учащиеся должны ответить на вопрос: «Почему в стихотворении тучи холодные и равнодушные?»
Рис. 1. Фишбоун
Далее, чтобы ответить на вопрос, учащиеся должны указать и написать причину чувства одиночества и тоски туч и ответить на вопрос «Почему в стихотворении тучи холодные и равнодушные?» В итоге они сами приходят к ответу.
Опираясь на самостоятельно добытые знания, учащиеся составляют «синквейны», что дает возможность сопоставить образ туч в стихотворении с поэтом.
Образ туч |
Поэт |
|
|
Составив оба «синквейна», учащиеся сравнивают образ туч с автором и самостоятельно приходят к итогу: поэт-изгнанник страдает от разлуки с родиной, тоскует. Даже если образ туч имеет черты сходства с поэтом, но все же есть черты различия .
Следующий этап, завершающий урок, — рефлексия. Здесь можно применить либо прием «открытый микрофон», либо дать интерактивное задание. С помощью «открытого микрофона» учащиеся подводят итоги урока. А интерактивное задание позволяет выявить результат знаний.
Так, применение технологии обучения — эффективное средство, помогает развивать профессиональные умения, творческие способности обучающихся, активизирует познавательную деятельность учащихся, тем самым повышая уровень подготовленности выпускников образовательных организаций [2, с. 255].
Подобным образом можно проводить уроки литературы, и важно отметить, что уроки, составленные по ФГОС с применением инновационных технологий и приемов, активизирует творческие способности, значительно улучшает качество знаний учащихся, развивает мыслительную их деятельность. Использование инновационных приемов, технологий развивает умение самостоятельно искать и добывать знания, а не получать знания в готовом виде.
Литература:
1. Крылова, Л. С. Современные инновационные технологии в образовании / Л. С. Крылова, Н. С. Крылова. — Текст: непосредственный // Вестник научных конференций. — 2020. — № 3–2(55). — С. 107–109.
2. Харабаджах М. Н. Проблема готовности учителя к внедрению инновационных педагогических технологий в школе // Проблемы современного пед. образования. 2020. — № 66–1. С. 254–256.
3. Шевченко, О. И. Педагогические технологии в образовательном процессе / О. И. Шевченко, И. И. Ветров. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 51–53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4450/ (дата обращения: 03.01.2023).