Современные процессы глобализации характеризуются наличием тенденции к повсеместной информатизации общественных отношений и становлению технологического общества, обеспечивающего эффективность решения задач посредством автоматизации и информатизации практических любых сфер жизни. В настоящей статье исследуются нормативные и организационно-экономические проблемы внедрения информационных технологий в систему высшего образования Российской Федерации, а также вносятся предложения по повышению эффективности мероприятий, опосредующих цифровизацию образовательной среды в Российской Федерации.
Ключевые слова : цифровые технологии, цифровая экономика, цифровизация, высшее образование.
Modern processes of globalization are characterized by the presence of a tendency towards widespread informatization of public relations and the formation of a technological society that ensures the effectiveness of solving problems through automation and informatization of practically any spheres of life. This article examines the organizational and economic problems of introducing information technologies into the higher education system of the Russian Federation, and also makes proposals to improve the efficiency of measures that mediate the digitalization of the educational environment in the Russian Federation.
Keywords: digital technologies, digital economy, digitalization, higher education.
Современные процессы глобализации характеризуются наличием тенденции к повсеместной информатизации общественных отношений и становлению технологического общества, обеспечивающего эффективность решения задач посредством автоматизации и информатизации практических любых сфер жизни.
Информационно-коммуникационные технологий дали ощутимый скачок в становлении и развитии так называемого общества информационного потребления. При этом данные технологии, как на мировом, так и на национальном уровне стали приоритетными в развитии науки и образования, а в отдельных отраслях общественной жизни и критически важными для нормального функционирования протекающих процессов.
Столь стремительное развитие информационных технологий не могло не отразиться и на развитии современного образовательного процесса, где повсеместная информатизация остается приоритетной задачей современной системы образования в Российской Федерации, поскольку от ее качества и доступности напрямую зависит эффективность и качество образовательной подготовки
Например, 2020/2021 год продемонстрировал, как быстро образовательная сфера может адаптироваться в кризисной ситуации. Повсеместная информатизация и материально-техническая обеспеченность образовательных организаций сыграли важнейшую роль в адаптации системы высшего образования к кризисным условиям современного мира. Организации высшего образования перешли на удалённый формат оказания образовательных услуг. Обучающиеся при наличии одного лишь мобильного телефона могли получать задания от преподавателей, слушать лекции, участвовать в дискуссиях на вебинарах.
Вместе с тем, далеко не все обучающиеся обеспечены стабильным интернетом или же устройством, которое позволяет использовать интернет. Но это лишь одна сторона проблемы, так как большое количество образовательных учреждений высшего образования не может обеспечить пользователям образовательных услуг активное вовлечение в образовательный процесс в силу наличия системных нормативных и организационно-экономических проблем.
Предмет исследования
Нормативные и организационно-экономические проблемы внедрения информационных технологий в систему высшего образования Российской Федерации.
Методы исследования
В настоящей статье для выявления поставленных проблем использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, а также метод систематизации данных.
Основная часть
В современных реалиях развития Российского общества мы можем констатировать повсеместное распространение информационных технологий во все сферы общественной жизни и переходу к обмену данными посредством использования программного обеспечения. Данный процесс непосредственно затрагивает и образовательную среду посредством вовлечения обучающихся к применению средств информационно-коммуникационных технологий (далее по тексту — ИКТ) в процессе обучения [1, с. 132].
Проблемы исследования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», отсутствие единых регуляторов, унифицированных требований и стандартов разработки информационно-правовых систем, систем электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, отсутствие конкурентной индустрии производства образовательных ресурсов и сервисов, требующая совершенствования система повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, отсутствие четких требований к ИКТ-компетенциям педагогических работников и учета этих требований при аттестации создает определенные барьеры и препятствует дальнейшему использованию ИКТ в образовании, и в целом, снижает эффективность ресурсных затрат на всех уровнях образования.
Кроме того, несмотря на достаточно большой пласт рынка специалистов IT профиля, по сей день существует проблема дефицита квалифицированных кадров в области IT технологий, особенно, для нужд образовательной среды [2].
Сегодня существует обособленные, зачастую несовершенные, информационные образовательные системы и среды в федеральных и региональных органах управления образованием, в образовательных организациях.
Исследование, проведенное автором, позволяет утверждать, что развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий требует комплексного и системного подхода. В этой связи в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами, при переходе к программно-целевым методам бюджетного планирования, оптимальным является решение проблемы программно-целевым методом.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, отмечено, что российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития [3].
Реализация этой цели предполагает решение таких приоритетных задач, как обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
Кроме того, как отмечают отдельные исследователи, назрела объективная необходимость в повсеместном вовлечении населения в процессы цифровизации, поскольку цифровизация системы высшего образования должна идти в связке с процессами обучения преподавателей и обслуживающего персонала высших учебных заведений необходимыми цифровыми компетенциями [4].
Как верно отмечает Варкулевич Т. В., «чем выше уровень квалификации кадрового состава университета, тем выше качество всех обеспечиваемых им процессов, тем выше эффективность деятельности университета как с точки зрения выполнения показателей мониторинга Минобрнауки России, так и со стороны бизнес-сообщества, тем привлекательнее он для абитуриентов. Таким образом, взаимозависимость эффективной кадровой политики и повышения эффективности вуза в целом не вызывает сомнения» [5, с. 45].
Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642, предусмотрено решение задач по развитию инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования, включающие в себя следующие обязательные элементы, образующие собой комплексную систему модернизации и информатизации образовательного процесса [6].
Однако, как показывает практика, в настоящее время в нормативных правовых актах РФ, регулирующих отношения в сфере информационного права как комплексной отрасли, не в полной мере учтены особенности дистанционного образования, существует необходимость разработки и применения иных норм информационного права, специфических требований к лицензированию организаций, применяющих дистанционные образовательные технологии, поскольку отсутствует единообразие в использовании понятий «электронное обучение» и «дистанционное образование».
Необходимо учитывать, что нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации носит многоуровневый характер и включает в себя целый комплекс взаимосвязанных документов федерального, регионального и муниципального уровней, служащих содержательными ориентирами и нормативно-методологической основой для разработки локальной правовой документации самого образовательной организации.
Вопросы разработки учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов, могут рассматриваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими вопросами, связанными с внедрением электронного обучения и формирования информационной среды образовательной организации.
Принимая во внимание значимость ИКТ в современных условиях, применение ИКТ для обеспечения интеграции РФ в мировое сообщество, требуется решать задачи, связанные с эффективной нормативной регламентацией. За счет подобной регламентации обеспечиваются гарантии защиты интересов и устойчивого развития участников образовательного пространства.
И. М. Рассолов указывает ряд особенностей регламентации отношений в сети Интернет. Автор отмечает, что понятия, на которых основывается регулирование указанных отношений, являются новыми, и их использование требуется для успешного входа РФ в сообщество стран, развитых в информационном отношении.
Автор прогнозирует, что в ближайшем будущем будет обеспечена возможность введения на мировом уровне общих характеристик, отражающих эффективность регламентации виртуального пространства сети Интернет [7, с. 34].
При функционировании образовательной среды, в которой присутствуют в т. ч. и курсы электронного обучения, происходит обмен документами в электронной форме посредством информационно-телекоммуникационных сетей, именуемый электронным документооборотом.
Как полагает Л. А. Лапина, ключевая проблема подобного документооборота состоит в том, чтобы обеспечивать достоверность документов.
Причина состоит в существенных отличиях обмена документами в электронной форме в сопоставлении с обычным обменом документами, форма которых является бумажной. Решение проблемы, связанной с подтверждением подлинности присутствующей в электронном документе информации возможно на основе использования электронной подписи, обеспечивающей возможность гарантирования неизменности содержания документа, установления автора документа [8, с. 122].
Существует потребность в проведении работы, направленной на то, чтобы создавать электронную документацию, обеспечивать значимость в юридическом отношении электронного документооборота.
Регламентирующие соответствующие вопросы нормативно-правовые акты ориентированы на признание электронной подписи, документов, существующих в электронной форме, на регулирование электронных документов ряда госорганов, относящихся в первую очередь к органам исполнительной и судебной власти [9, С. 28].
При проведении данного исследования изучено содержание нормативных положений, предусмотренных федеральным законодательством, относящихся к соотношению между электронным обучением и образованием в дистанционной форме.
Электронное обучение, согласно Закону об образовании, предусматривает организацию образовательного процесса на основе применения информации, которая используется в процессе осуществления образовательных программ и содержится в базах данных (далее по тексту — БД), а также на основе применения сетей и средств, обеспечивающих обработку и передачу указанной информации.
Образование в дистанционной форме обеспечивается за счет технологий, которые реализуются в процессе взаимодействия на расстоянии между учителями и учащимися на основе применения сетей.
Существует потребность в формировании локальной нормативной основы введения в практику деятельности образовательных учреждений электронного обучения.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно принимать локальные акты в соответствии с регламентирующим сферу образования законодательством РФ.
Комплекс принимаемых в образовательном учреждении локальных актов должен регулировать в т. ч. и вопросы, связанные с формированием заказа в отношении создания учебно-методического обеспечения, в частности, образовательных ресурсов, создаваемых в электронной форме.
Федеральными и региональными госорганами осуществляется создание и ведение государственных информационных систем с целью обеспечить государственное регулирование образовательной деятельности, сформировать информационное обеспечение управления системой образования.
В частности, осуществляется создание и ведение государственных информационных систем, предусмотренных статьей 98 Закона об образовании.
Ведение указанных информационных систем (далее по тексту — ИС) осуществляется в соответствии с принципами программно-технического, методологического, организационного характера, которые обеспечивают совместимость данных ИС с прочими государственными ИС и сетями, в т. ч. инфраструктурой — коммуникационной и информационно-технологической, которые используются для того, чтобы предоставлять государственные и муниципальные услуги.
При этом обеспечивается соблюдение требований, предусмотренных законодательством о государственной и иной тайне, безопасность и конфиденциальность имеющихся в данных системах персональных данных.
Условием результативной реализации процесса создания ИКТ в сфере образования, и их успешного применения выступает понимание сущности такой категории, как свободное программное обеспечение.
Указанное программное обеспечение представляет собой платформу, являющуюся привлекательной с финансовой точки зрения, соответствующую критериям надежности и безопасности, позволяющую сознавать информационные системы в госсекторе и коммерческой сфере.
Основу указанного ПО составляют принципы, на которых базируются открытые системы. Развитие данных систем представляет собой ведущую тенденцию в развитии информационных систем и технологий, средств компьютерной техники, которые обеспечивают поддержку соответствующих технологий.
Реализация идеологии открытых систем наблюдается в современных разработках всех ведущих компаний, поставляющих компьютерную технику, ПО, прикладные информационные системы.
В некоторых государствах, таких как КНР, Франция, Испания, Бразилия, свободное ПО применяется на уровне государства.
Использование указанного ПО совместно с ПО российские разработки представляет собой наиболее рациональный подход к формированию отечественной программной платформы.
Свободное ПО представлено программными продуктами, реализация которых сопровождается переходом права в отношении их свободной установки, использования, изменения, распространения.
Соответственно, все пользователи свободных программ, в отличие от пользователей программ, не относящихся к указанной категории, представляют собой владельцев приобретенного ПО, и не зависит от воли правообладателя, разработчика.
Исходный код программного продукта, как и сам программный продукт, охраняются как авторские произведения, в отношении которых автор, правообладатель вправе ограничивать способы их использования, порядок распространения и изменения в т. ч. в случае открытого (опубликованного) исходного кода программного продукта.
Все несанкционированные изменения подобного программного кода квалифицируются в качестве нарушения авторских прав. При этом применительно к подобному ПО производится предоставление свободной лицензии, предусматривающей передачу покупателю определять способ использования ПО, осуществлять его распространение, изменение.
В основном получение прибыли, разрабатывающими подобное ПО компании, обеспечивается на основе оказания услуг, связанных с технической поддержкой предлагаемых ими программных продуктов.
В то же время у пользователя есть возможность не привлекать разработчиков (к примеру, за счет обучения собственного специалиста работе с соответствующим ПО).
Соответственно, свободное ПО, требующееся для того, чтобы создавать и использовать комплексы электронного обучения, представлено в виде ПО, которое распространяется, изменяется или с минимальными ограничениями, или в отсутствие тех или иных ограничений. Подобное ПО позволяет обеспечивать доступность образования для осуществления принципов, предусмотренных Всемирной декларацией о высшем образовании.
Выводы
Полагаем, что на современном этапе модернизация национального образования должна строиться на принципах повсеместной информатизации и развиваться в этой сфере по следующим направлениям:
1) Обновление и модернизация материально-технической базы образовательных организаций новыми средствами ИКТ, позволяющими обеспечить качественно новый уровень ведения образовательного процесса и предоставления педагогическому персоналу новых средств достижения высокого качества проводимых занятий. Данный процесс на национальном уровне получил свое название как «педагогическая информатика».
Таким образом, от возможности эпизодического применения средств ИКТ в образовательном процессе, мы переходим к повсеместному применению и внедрению информационных технологий в учебном процессе на всех уровнях образования, начиная от общего, заканчивая высшим образованием. Эффективность реализации данного направления находится в прямой зависимости от технической оснащенности и развитости материально-технической базы отдельно-взятой образовательной организации.
2) Внедрение и использование в учебном процессе современных технологий и разработок в области информационных коммуникаций, обеспечивающих, в первую очередь, возможность дистанционного доступа к массивам научной и учебной информации как национального, так и международного уровня.
3) Все большее распространение и популярность приобретают такие нестандартные формы ведения образовательного процесса как использование методов и технологий дистанционного получения образования, что непосредственно влияет как на доступность образования для любых социальных слоев населения, так и на общее качество образовательного процесса, позволяя получать доступ к образовательным ресурсам любого уровня.
4) Модернизация системы образования на всех уровнях, ориентированное, прежде всего на качество освоения необходимых компетенций и навыков обучающимися, выработку принципиально новых способов подготовки людей к реалиям современной действительности и подготовки к жизни в обществе, построенном на повсеместной технологизации и информатизации.
Фактор обеспеченности технологической части занимает далеко не последнее место. На сегодняшний день разработана очень серьёзная программная база, с помощью которой реализуются отдельные информационные технологии.
Серьёзной преградой является несоответствие технических средств программным средствам, данная проблема вызывает торможения реализации поставленной задачи и приводит к нулевой отдаче от затраченных сил и средств.
Ещё одной проблемой крупной проблемой является разнородность подхода на разных уровнях образования, в следствии это вызывает проблемы у учащихся при переходе с одного уровня на другой и требует новой траты на адаптацию к подходу данного уровня.
Неоднородность решений, связанных с материальной и информационно-технической оснащённостью в угоду экономии создает трудности при переходе учащихся на следующий уровень, данная проблема является тормозящим фактором в стремлении войти в мировую образовательную систему.
Самым серьёзным затруднением на пути к массовой информатизации является отсутствие соответствующих ЭВМ, большинство оборудования является продуктом устаревшим и неэнергоэффективным, вследствие чего не соответствует экологической безопасности работы с компьютером.
Основой в части технологической базы современного IT общества являются информационные телекоммуникационные технологии, они являются основными источниками развития современного общества и занимают крупную часть в экономиках разных стран. Они генерируют возможности для беспрепятственного использования невероятных информационных баз и знаний, все эти процессы приводят к серьёзным преобразованиям в социальном и экономическом плане и формируют базу для образования информационного общества.
Литература:
- Тихомирова Н. В. Обучение персонала вуза в условиях перехода к информационному обществу / Н. В. Тихомирова, С. А. Кочерга // Инновации в образовании. — 2017. — № 7. — С. 130–142.
- Масюк Н. Н., Кирьянов А. Е., Бушуева М. А. Подготовка кадров для цифровой эпохи. В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика / Н. Н. Масюк, А. Е. Кирьянов, М. А. Бушуева // Сборник статей 10-й Международной научно-практической конференции, посвященной 255-летию Вольного экономического общества России: в 2 т. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Курский филиал); КРОО Общероссийской общественной организации «Вольное экономическое общество России». — Курск, 2020. — С. 21–28.
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Рос-сийской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 15.01.23).
- Масюк Н. Н., Бушуева М. А., Кирьянов А. Е. Институциональная трансформация региональной экономической системы в условиях перехода к цифровой экономике. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов / Н. Н. Масюк, М. А. Бушуева, А. Е. Кирьянова // Сборник научных статей VI международной научно-практической конференции. — Орел, 2020. — С. 105–108.
- Варкулевич Т. В., Белоглазова В. А. Организационно-методические основы эффективной кадровой политики государственного вуза / Т. В. Варкулевич, В. А. Белоглазова // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2018. — № 2 (23). — С. 43–47.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 19.05.2021) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения 15.01.23).
- Рассолов И. М. Право и интернет: теоретические проблемы. / И. М. Рассолов. — М.: НОРМА, 2019. — 308 с.
- Лапина М. А., Информационное право: учеб. пособие для вузов. / М. А. Лапина, А. Г. Ревин. — М.: Закон и право, 2016. — 212 с.
- Наумов В. Цифровая среда доверия / В. Наумов, Е. Авакян, А. Чубурков // Закон. — 2019. — № 9. — С. 25–38.