Особенности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 09.02.2023

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Савранский, В. А. Особенности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС / В. А. Савранский, Р. Р. Махмутов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99919/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автором рассматриваются основные аспекты функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в России. Выделяются ключевые особенности данной системы, а также перспективы ее развития в современных условиях на основе новейших инструментов и практик развития систем предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: предупреждение и ликвидация ЧС, единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, чрезвычайные ситуации, развитие системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Сегодня, в рамках функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС в России уже сформирована единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Нельзя не отметить наличие определенных особенностей ее функционирования, в связи с чем, рассмотрим их более детально.

В качестве нормативно-правовой основы для функционирования исследуемой системы является Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 16.06.2022) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Данный нормативно-правовой акт определяет основные моменты функционирования исследуемом системы, а также разделение полномочий между всеми участниками системы предупреждения и ликвидации ЧС в России [1].

Главной целью функционирования исследуемой системы является формирование условий для защиты населения от наступления ЧС и их последствий. Достижение данной цели обеспечивается на основе синергии деятельности органов регионального и местного значения, а также совокупности организаций, которые осуществляют работы в исследуемой сфере. При этом, наблюдается разделение функций и задач функционирования исследуемой системы исходя из текущего положения в стране: в мирное время и при наступлении военного положения происходит изменение данных задач в соответствии с изменяющимися социально-экономическими процессами в обществе.

Выделяется несколько основных режимов работы единой системы предупреждения и ликвидации ЧС в России. С целью наиболее наглядного их представления была составлена таблица 1.

Таблица 1

Основные режимы функционирования единой системы предупреждения и ликвидации ЧС [2]

Режим работы системы

Условия ввода режима

Осуществляемые мероприятия

Режим повседневной деятельности

Нормальная обстановка в государстве

Мониторинг текущей ситуации в стране на основе совокупности параметров, оценке состояния опасных объектов и т. д.

Режим повышенной готовности

Возникновение прогноза о вероятности наступления ЧС

Со стороны органов власти, задействованных в управлении процессами ликвидации и предупреждения ЧС, принимается руководство функционированием всех систем и звеньев. Создаются оперативные группы, позволяющие выявлять причины ухудшения ситуации, а также реализуется совокупность мероприятий в области усиления контроля состояния окружающей среды и опасных объектов, а также применение мероприятий в области защиты населения и готовности сил и средств предупреждения ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации

Возникновение ЧС

Организация работы по защите населения, определение границы зоны ЧС. Формирование условий для стабильной работы национальной экономики, ликвидация уже возникших последствий ЧС, контроль за состояние окружающей среды.

Представленные выше режимы работы системы обеспечивают своевременное и качественное реагирование на все основные риски, связанные с возникновением ЧС. При этом, важно отметить и то, что наличие конкретных разделений основных функций и задач в области предупреждения ЧС позволяет оперативно привлекать всех специалистов к ликвидации последствий ЧС.

Одной из особенностей функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС в России является наличие достаточно разветвлённой структуры существующей информационной системы. Так, в составе единой информационной системы включаются:

– территориальные информационные системы, создаваемые с целью ликвидации ЧС и их последствий в рамках конкретных территорий. Здесь следует выделить, что для снижения уровня нагрузки на информационную инфраструктуру территориальные информационные системы формируются в соответствии с разделением по признаку отношения конкретной территории к субъекту федерации. Такой подход позволяет обеспечить эффективное решение проблемы предупреждения и ликвидации ЧС, а также принимать наиболее обоснованные решения в области развития исследуемой системы, поскольку на региональном уровне наблюдается наличие большего объема ресурсов, которые могут быть использованы для финансирования развития территориальных информационных систем;

– функциональные информационные системы, направленные на решение проблемы распределения полномочий и функций в области ликвидации и предупреждения ЧС. Функциональные системы формируются в деятельности отдельных органов власти, и, чаще всего, интегрируются в состав территориальных информационных систем. Это позволяет обеспечить наиболее качественное управление всеми основными процессами ликвидации и предупреждения ЧС на конкретной территории.

Несмотря на то, что существующая система предупреждения и ликвидации ЧС в России достаточно эффективна, что связано с существенным вниманием со стороны государственных органов власти вопросам ее развития, существует ряд перспективных направлений ее совершенствования. На наш взгляд, наиболее перспективными направлениями являются:

– развитие системы нормативно-правового регулирования в области предупреждения и ликвидации ЧС в России, а также совместных работ на международном уровне с дружественными странами;

– совершенствование практики распределения ответственности органов исполнительной власти всех уровней, что позволит обеспечить решение проблемы повышения качества реагирования на наступления чрезвычайных ситуаций;

– активное развитие процессов автоматизации информационно-коммуникационных технологий, используемых в рамках предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России, что позволит на основе использования технологий искусственного интеллекта обеспечить развитие системы предупреждения и ликвидации ЧС в России;

– активное развитие существующих организационных структур, задействованных в процессе предупреждения и ликвидации ЧС на основе новейших инструментов управления и развития внутренних процессов государственных организаций;

– развитие кадрового потенциала сотрудников, привлекаемых к реализации работ в сфере предупреждения и ликвидации ЧС.

Представленные выше направления совершенствования практики функционирования единой системы предупреждения и ликвидации ЧС не являются исчерпывающими, но их реализация позволит обеспечить существенное увеличение качества реализации мероприятий в области совершенствования практики работы отдельных органов, региональной власти, работающих в исследуемой сфере. Выделенные же выше специфические черты функционирования исследуемой системы позволяет сформировать наиболее обоснованные мероприятия в сфере развития системы предупреждения и ликвидации ЧС в России.

Реализация перечисленных направлений развития системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций позволит создать единое нормативное, правовое, организационное и информационное пространство, что позволит обеспечить более качественную подготовку кадров и эффективное решение задач по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени [2].

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 16.06.2022) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45914/492eda9f08b2b56e284a2ab0b4c8d3719f3a2585/?ysclid=ldvlj6taob661093105
  2. Защита и действия населения в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для высшей школы / Под руководством к. в.н. Е. И. Насса; под. ред. к.т.н. А. С. Клецова/ URL: https://www.msu.ru/info/struct/gochs-mgu/docs/zashita_i_deistviya_v_chs.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, ликвидация, исследуемая система, единая государственная система, единая система предупреждения, защита населения, предупреждение, система, область предупреждения, развитие системы предупреждения.


Ключевые слова

чрезвычайные ситуации, предупреждение и ликвидация ЧС, единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, развитие системы предупреждения и ликвидации ЧС

Похожие статьи

Совершенствование государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации

В статье авторы рассматривают понятийный аппарат в области чрезвычайных ситуаций, комплекс превентивных мероприятий по минимизации ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Механизмы и инструменты создания эффективной системы экономической безопасности предприятия

В экономической науке немало ученых посвятили свои труды экономической безопасности предприятия. В статье определены основные теоретические подходы к трактовке понятия «экономическая безопасность предприятия», сформулированы цели и задачи экономическ...

Финансовый контроль как способ обеспечения экономической безопасности государства

Статья посвящена вопросам финансового контроля в сфере обеспечения экономической безопасности государства. Раскрыты задачи, поставленные для достижения эффективности функционирования финансовой системы государства. Представлены угрозы экономической б...

Перспективные направления совершенствования системы мониторинга и прогнозирования ЧС

В статье автором рассматриваются ключевые направления развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особое внимание уделяется определению роли информационно-коммуникационных технологий в процессе мониторинга, а также вопросам ...

Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности

В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России. Даются предложения для дальнейшего совершенствования нормативно-правовых актов при обеспечении экономической безопасности Российской Фед...

Место и роль МЧС России в механизме современного российского государства

В статье рассматривается актуальные вопросы, связанные с существованием и функционированием МЧС России в действующей системе федеральных органов исполнительной власти, а также рассматриваются вопросы, связанные с развитием указанного государственного...

Государственное управление в области безопасности в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности государственного управления в области безопасности в Российской Федерации, проанализирована структура органов управления в области безопасности, задачи и функции органов власти в указанной области, а также выявлен...

Совершенствование системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ, проанализирована система информационной безопасности, полномочия органов государственной власти в сфере обеспечения информаци...

Взаимосвязь между национальной и региональной экономической безопасностью: термины, виды (компоненты)

Статья посвящена экономической безопасности. Затронута тема истоков формирования экономической безопасности в России. Проведя сопоставление определений, приведенных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года и ...

Система управления рисками как механизм обеспечения экономической безопасности таможенными органами России

Данная статья отражает содержание экономической безопасности Российской Федерации с точки зрения деятельности таможенных органов, а также раскрывает систему управления рисками в качестве механизма предотвращения экономических угроз на примере Централ...

Похожие статьи

Совершенствование государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации

В статье авторы рассматривают понятийный аппарат в области чрезвычайных ситуаций, комплекс превентивных мероприятий по минимизации ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Механизмы и инструменты создания эффективной системы экономической безопасности предприятия

В экономической науке немало ученых посвятили свои труды экономической безопасности предприятия. В статье определены основные теоретические подходы к трактовке понятия «экономическая безопасность предприятия», сформулированы цели и задачи экономическ...

Финансовый контроль как способ обеспечения экономической безопасности государства

Статья посвящена вопросам финансового контроля в сфере обеспечения экономической безопасности государства. Раскрыты задачи, поставленные для достижения эффективности функционирования финансовой системы государства. Представлены угрозы экономической б...

Перспективные направления совершенствования системы мониторинга и прогнозирования ЧС

В статье автором рассматриваются ключевые направления развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особое внимание уделяется определению роли информационно-коммуникационных технологий в процессе мониторинга, а также вопросам ...

Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности

В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России. Даются предложения для дальнейшего совершенствования нормативно-правовых актов при обеспечении экономической безопасности Российской Фед...

Место и роль МЧС России в механизме современного российского государства

В статье рассматривается актуальные вопросы, связанные с существованием и функционированием МЧС России в действующей системе федеральных органов исполнительной власти, а также рассматриваются вопросы, связанные с развитием указанного государственного...

Государственное управление в области безопасности в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности государственного управления в области безопасности в Российской Федерации, проанализирована структура органов управления в области безопасности, задачи и функции органов власти в указанной области, а также выявлен...

Совершенствование системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ, проанализирована система информационной безопасности, полномочия органов государственной власти в сфере обеспечения информаци...

Взаимосвязь между национальной и региональной экономической безопасностью: термины, виды (компоненты)

Статья посвящена экономической безопасности. Затронута тема истоков формирования экономической безопасности в России. Проведя сопоставление определений, приведенных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года и ...

Система управления рисками как механизм обеспечения экономической безопасности таможенными органами России

Данная статья отражает содержание экономической безопасности Российской Федерации с точки зрения деятельности таможенных органов, а также раскрывает систему управления рисками в качестве механизма предотвращения экономических угроз на примере Централ...

Задать вопрос