В статье автором рассматриваются основные аспекты функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в России. Выделяются ключевые особенности данной системы, а также перспективы ее развития в современных условиях на основе новейших инструментов и практик развития систем предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: предупреждение и ликвидация ЧС, единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, чрезвычайные ситуации, развитие системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Сегодня, в рамках функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС в России уже сформирована единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Нельзя не отметить наличие определенных особенностей ее функционирования, в связи с чем, рассмотрим их более детально.
В качестве нормативно-правовой основы для функционирования исследуемой системы является Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 16.06.2022) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Данный нормативно-правовой акт определяет основные моменты функционирования исследуемом системы, а также разделение полномочий между всеми участниками системы предупреждения и ликвидации ЧС в России [1].
Главной целью функционирования исследуемой системы является формирование условий для защиты населения от наступления ЧС и их последствий. Достижение данной цели обеспечивается на основе синергии деятельности органов регионального и местного значения, а также совокупности организаций, которые осуществляют работы в исследуемой сфере. При этом, наблюдается разделение функций и задач функционирования исследуемой системы исходя из текущего положения в стране: в мирное время и при наступлении военного положения происходит изменение данных задач в соответствии с изменяющимися социально-экономическими процессами в обществе.
Выделяется несколько основных режимов работы единой системы предупреждения и ликвидации ЧС в России. С целью наиболее наглядного их представления была составлена таблица 1.
Таблица 1
Основные режимы функционирования единой системы предупреждения и ликвидации ЧС [2]
Режим работы системы |
Условия ввода режима |
Осуществляемые мероприятия |
Режим повседневной деятельности |
Нормальная обстановка в государстве |
Мониторинг текущей ситуации в стране на основе совокупности параметров, оценке состояния опасных объектов и т. д. |
Режим повышенной готовности |
Возникновение прогноза о вероятности наступления ЧС |
Со стороны органов власти, задействованных в управлении процессами ликвидации и предупреждения ЧС, принимается руководство функционированием всех систем и звеньев. Создаются оперативные группы, позволяющие выявлять причины ухудшения ситуации, а также реализуется совокупность мероприятий в области усиления контроля состояния окружающей среды и опасных объектов, а также применение мероприятий в области защиты населения и готовности сил и средств предупреждения ЧС. |
Режим чрезвычайной ситуации |
Возникновение ЧС |
Организация работы по защите населения, определение границы зоны ЧС. Формирование условий для стабильной работы национальной экономики, ликвидация уже возникших последствий ЧС, контроль за состояние окружающей среды. |
Представленные выше режимы работы системы обеспечивают своевременное и качественное реагирование на все основные риски, связанные с возникновением ЧС. При этом, важно отметить и то, что наличие конкретных разделений основных функций и задач в области предупреждения ЧС позволяет оперативно привлекать всех специалистов к ликвидации последствий ЧС.
Одной из особенностей функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС в России является наличие достаточно разветвлённой структуры существующей информационной системы. Так, в составе единой информационной системы включаются:
– территориальные информационные системы, создаваемые с целью ликвидации ЧС и их последствий в рамках конкретных территорий. Здесь следует выделить, что для снижения уровня нагрузки на информационную инфраструктуру территориальные информационные системы формируются в соответствии с разделением по признаку отношения конкретной территории к субъекту федерации. Такой подход позволяет обеспечить эффективное решение проблемы предупреждения и ликвидации ЧС, а также принимать наиболее обоснованные решения в области развития исследуемой системы, поскольку на региональном уровне наблюдается наличие большего объема ресурсов, которые могут быть использованы для финансирования развития территориальных информационных систем;
– функциональные информационные системы, направленные на решение проблемы распределения полномочий и функций в области ликвидации и предупреждения ЧС. Функциональные системы формируются в деятельности отдельных органов власти, и, чаще всего, интегрируются в состав территориальных информационных систем. Это позволяет обеспечить наиболее качественное управление всеми основными процессами ликвидации и предупреждения ЧС на конкретной территории.
Несмотря на то, что существующая система предупреждения и ликвидации ЧС в России достаточно эффективна, что связано с существенным вниманием со стороны государственных органов власти вопросам ее развития, существует ряд перспективных направлений ее совершенствования. На наш взгляд, наиболее перспективными направлениями являются:
– развитие системы нормативно-правового регулирования в области предупреждения и ликвидации ЧС в России, а также совместных работ на международном уровне с дружественными странами;
– совершенствование практики распределения ответственности органов исполнительной власти всех уровней, что позволит обеспечить решение проблемы повышения качества реагирования на наступления чрезвычайных ситуаций;
– активное развитие процессов автоматизации информационно-коммуникационных технологий, используемых в рамках предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России, что позволит на основе использования технологий искусственного интеллекта обеспечить развитие системы предупреждения и ликвидации ЧС в России;
– активное развитие существующих организационных структур, задействованных в процессе предупреждения и ликвидации ЧС на основе новейших инструментов управления и развития внутренних процессов государственных организаций;
– развитие кадрового потенциала сотрудников, привлекаемых к реализации работ в сфере предупреждения и ликвидации ЧС.
Представленные выше направления совершенствования практики функционирования единой системы предупреждения и ликвидации ЧС не являются исчерпывающими, но их реализация позволит обеспечить существенное увеличение качества реализации мероприятий в области совершенствования практики работы отдельных органов, региональной власти, работающих в исследуемой сфере. Выделенные же выше специфические черты функционирования исследуемой системы позволяет сформировать наиболее обоснованные мероприятия в сфере развития системы предупреждения и ликвидации ЧС в России.
Реализация перечисленных направлений развития системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций позволит создать единое нормативное, правовое, организационное и информационное пространство, что позволит обеспечить более качественную подготовку кадров и эффективное решение задач по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени [2].
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 16.06.2022) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45914/492eda9f08b2b56e284a2ab0b4c8d3719f3a2585/?ysclid=ldvlj6taob661093105
- Защита и действия населения в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для высшей школы / Под руководством к. в.н. Е. И. Насса; под. ред. к.т.н. А. С. Клецова/ URL: https://www.msu.ru/info/struct/gochs-mgu/docs/zashita_i_deistviya_v_chs.pdf