Двадцать первый век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: телевизоры, телефоны, компьютеры, но, чем теснее современные технологии связаны с нашей повседневной, жизнью- тем больше и больше детей с речевыми нарушениями. Нет нужды искать друзей, учиться взаимоотношениям со сверстниками. Игра в планшете заменяет друга, а время пролетает незаметно.
Обращаясь к историческому аспекту развития речи общества, можно с точностью сказать, что вначале как средство общения были жесты, в дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. Но потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась словесная речь, такая, как мы ее сейчас знаем. Но еще долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Продолжали совершенствоваться движения рук, ведя за собой развитие речи.
Ход развития речи ребёнка мало чем отличается. Первыми развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; последующее совершенствование речевых реакций на прямую зависит от степени тренировки движений пальцев.
Наблюдая за детьми и взрослыми, можно заметить существенную закономерность — «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Иногда трудно подобрать нужные слов, и не только дети, даже взрослые люди помогают себе жестами. Наблюдая за маленькими детьми, увлеченно рисующими, пишущими или играющими- можно заметить, как они помогают себе, непроизвольно высунув язык.
За последние десятилетия, в нашей стране, да и во всем мире замечается тенденция к росту числа детей с отклонениями в развитии речи. Принимая во внимание то, что речевые отклонения появляются в дошкольном возрасте, их необходимо вовремя обнаруживать и корректировать.
У детей с нарушениями в речи замечается проявленная в разнообразной степени совокупная моторная недостаточность, и, кроме того, отличия в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук непосредственно сопряжены с вербальной функцией. Сложности в общении отрицательно влияют на процесс адаптации в ДОУ и социализации в целом.
Систематические упражнения движений пальцев рук- отличная тренировка, способствующая увеличению трудоспособности коры головного мозга.
Уже в младшем дошкольном возрасте формируется умение осуществлять малые движения с объектами, а уже шести-семи годам, в основном, завершается формирование мелких мышц кисти и определенных зон коры головного мозга. Важно, чтобы к этому возрасту, дети были подготовлены к усвоению новых движений и навыков.
Тренировки мелких движений пальцев рук активно применяются при стимулирование речевого развития. В работе с детьми большое значение придаётся использованию игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук, при условии своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Этим решаются сразу две задачи: во-первых, это влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит руку к письму, что в будущем помогает избежать трудностей во время школьного обучения.
Для улучшения ручной моторики хорошо подходят физические игры и упражнения. С помощью специальных упражнений дети учатся свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук. Это- подготовительный этап, перед занятиями по мелкой моторике. С помощью несложных упражнений дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. Задача педагога- следить, чтобы действия выполнялись правильно, без лишнего напряжения.
Важным показателем развития мелкой моторики является овладение навыками самообслуживания. У ребёнка старшего дошкольного возраста не должно быть затруднений в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. п. Важно участие детей в домашних делах, например, таких как уборка игрушек. Такая повседневная нагрузка имеет не только высокую нравственную ценность, но и является хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.
Для развития моторики также важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Например, рисование, лепка, аппликация, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек, и т. д. Каждая из этих методик — эффективный путь для подготовки детской руки к письму. В старшем дошкольном возрасте умение точно, произвольно выполнять движения возрастает, и дети выполняют сложные задания, требующие точности и согласованности движений кистей и пальцев рук.
Особое значение для «постановки руки» имеет уровень развития графической моторики. Хорошо подходят упражнения на штриховку, обведение фигур или предметов по трафаретам, при этом можно использовать как простые, так и цветные карандаши. Не надо забывать, что эти упражнения несут большую нагрузку на зрение и время таких занятий не должно превышать пять- семь минут.
Еще, для развития мелкой моторики — можно использовать физкультминутки. Можно предложить физкультминутку, как элемент двигательной активности для переключения с одного на другой вид деятельности, для снятия нагрузки и повышения работоспособности, связанной с малоподвижной деятельностью или настольными играми. Пальчиковую гимнастику лучше проводить стоя, примерно в середине занятия, тогда она выполнит уже две важные цели и не потребует много времени. Во-первых, отвлечет детей и поможет расслабиться, во-вторых, станет хорошим упражнением на развитие мелкой моторики.
Физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением дает ряд преимуществ: наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие, а речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной.
Если ребенку сложно самостоятельно выполнять движения, то можно включить упражнения в индивидуальные занятия, в процессе их выполнения ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого, затем самостоятельно. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов — потешек, поговорок и скороговорок. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, можно использовать «Театр пальчиков и языка», иначе говоря, в работе с детьми можно применить сопряжённую гимнастику. В сопряжённой гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающие общую работоспособность ребёнка на занятиях. Проводимая в хорошем темпе, с весёлым настроением, со сменой поз, сопряжённая гимнастика может применятся и как физминутка. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их «Театром пальчиков и языка». Имеются опорные рисунки, на которых показаны необходимые позы для языка и рук. Можно создать новые нехитрые сюжеты — это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться высоких результатов. Работая по разным направлениям, привлекая родителей к совместной работе можно создать благоприятную базу для качественной подготовки к обучению в школе.
Литература:
- Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001.
- Нищева Н. В. Учебно-методическое пособие- конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.
- Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000.
- Мухина В. С. Детская психология. — М.: Апрель-пресс, 2004.