Использование сенсорных макетов в работе с детьми раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 13.02.2023

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Попова, С. В. Использование сенсорных макетов в работе с детьми раннего возраста / С. В. Попова, О. В. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99936/ (дата обращения: 19.12.2024).



Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Как известно, ведущим видом детской деятельности является игра. Именно поэтому мы, как педагоги-практики ищем разнообразные пути обновления предметно-пространственной развивающей среды группы.

Наряду с традиционными методиками для развития детей дошкольного возраста мы используем инновационные педагогические технологии. Одной из перспективных технологий является технология макетирования.

Развивающая среда групп раннего возраста нашего детского сада, традиционно наполнена оборудованием для сенсорного развития малышей, обеспечивает их двигательную активность и стимулирует игровую деятельность. Одним из компонентов развивающей среды детей раннего возраста в нашем детском саду, являются сенсорные макеты .

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Маке́т ( фр. maquette масштабная модель ) модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину , лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Макет — модель, предварительный образец, пробный образец чего-либо. Предназначен для представления объекта; используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта невозможно [1].

В нашем случае, сенсорный макет — это, все то, что нас окружает, только в мини формате. Это — деревня, бабушкин огород, лужайка с бабочками, ферма с домашними животными, городские улицы с машинами и многое другое.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей раннего возраста с макетами способствуют:

— речевому и познавательному развитию

— расширению кругозора

— развитию мелкой моторики и обогащению тактильного опыта.

Мы обогащаем развивающую среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. В этом смысле использование технология макетирования является наиболее эффективным средством. Использование сенсорных макетов способствует реализации основных образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Помимо развития мелкой моторики, сенсорные макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дошкольники познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений.

Что же представляет из себя сенсорный макет?

Сенсорный макет — это емкость, которая заполняется наполнителем.

Наполнителем могут быть всевозможные крупы (гречка, рис, макароны, фасоль, горох и т. д. их можно покрасить в разные цвета с помощью пищевого красителя); природные материалы (камешки, шишки, листья, орехи, песок и т. д). Тематика сенсорных макетов безгранична… это может быть ферма с домашними животными, дикие животные, динозавры, море, зима, лето и т. д.

Мы создаем сенсорные макеты в пластиковых контейнерах для игрушек, они удобны в хранении и достаточно вместительны. Такие макеты полифункциональны, легко трансформируемы, вариативны. В группе в достаточном количестве имеются разнообразные материалы, игрушки, обеспечивающие свободный выбор детей.

Как правило, создавая сенсорный макет, мы стараемся сделать его тематически направленным. Таким образом мы соблюдаем основной принцип построения воспитательно-образовательной работы — тематический.

http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/26/dsc_0734.jpg

При работе с макетами мы соблюдается принцип интеграции образовательных областей, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

Таблица 1

Примерный тематический план использования сенсорных макетов в работе с детьми раннего возраста.

Тема

Макет

Задачи

«Осень»

Осеннее содержание, без животных. Шишки, желуди, не большие шишки и веточки деревьев.

— Обогащение тактильного опыта.

— Развитие мелкой моторики.

— Обогащение словарного запаса, развитие речи

«Огород»

Греча, фигурки овощей(морковь, свекла, капуста) из соленого теста

— Развитие зрительно-моторной координации.

— Обогащение словарного запаса, развитие речи.

— Обогащение тактильного опыта и мелкой моторики

«Деревенское подворье»

Двор (фигурки животных, постройки для животных), наполнитель, греча, пшено, сено.

— Способствовать развитию у детей интереса к домашним животным

— Развитие зрительно-моторной координации.

— Обогащение словарного запаса, развитие речи.

— Обогащение тактильного опыта и мелкой моторики

«Зимний лес»

Наполнитель: манка, искусственный снег. Фигурки деревьев, елей.

— Познакомить детей с приметами зимы.

— Обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.

— Развитие зрительно-моторной координации

«Снеговик»

Наполнитель: манка, искусственный снег. Фигурки снеговика из различных материалов: соленого теста, воздушного пластилина, ткани.

— Познакомить детей с зимними играми на улице.

— Обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.

— Развитие зрительно-моторной координации

«Городок»

Город поле для игры (дома, здания магазина, школы, кафе, и т. д. дорога, машины, фигурки людей)

— Познакомить детей с различными постройками. Обогащение словарного запаса, развитие речи.

— Обогащение тактильного опыта и мелкой моторики

Мы рекомендуем использовать сенсорные макеты в работе с дошкольниками, начиная с раннего возраста. Тематическое содержание и наполненность усложняется с возрастом и интересами детей. Это может быть ферма с домашними животными и древние динозавры, морское дно с затонувшим кораблем, автомобильная мастерская и многое другое.

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод:

Сенсорные макеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию речи, познавательного мышления, любознательности, умению взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, мелкой моторики.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. http://doshkolnik.ru/okr-mir/9996-ispolzovanie-maketov-v-dou-kak-innovacionnaya-tehnologiya-poznavatelnogo-razvitiya-doshkolnikov.html
  3. Артюхова, И. С. Играем, дружим, растем. Сборник развивающих игр. Группа раннего возраста / И. С. Артюхова, В. Ю. Белькович. — М.: Русское слово — учебник, 2015.
  4. Дмитриева, В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В. Г. Дмитриева. — М.: Издательство «Эксмо» ООО, 0.
  5. Дмитриева, Виктория Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или прикоснемся к прекрасному / Виктория Дмитриева. — М.: АСТ, Сова, 2006.
  6. Игры с детьми раннего возраста. — М.: Сфера, 2011.
  7. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., Гном и Д., 2000.
  8. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение Сюжетных игр детей. — СПб. Речь; М. Сфера, 2010
  9. Тимофеичева, И. В. «Ладушки». Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста / И. В. Тимофеичева, О. Е. Оськина. — М.: Перспектива, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, макет, развитие речи, ранний возраст, тактильный опыт, зрительно-моторная координация, сенсорный макет, словарный запас, Обогащение, Развитие.


Похожие статьи

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование пиктограмм и визуального расписания при работе с детьми с особенностями развития

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Использование ИКТ-технологии на основе мультимедиа в коррекционной работе

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников

Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников морфологическим операциям

Использование ростовой куклы при организации предметной деятельности с детьми раннего возраста

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование пиктограмм и визуального расписания при работе с детьми с особенностями развития

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Использование ИКТ-технологии на основе мультимедиа в коррекционной работе

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников

Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников морфологическим операциям

Использование ростовой куклы при организации предметной деятельности с детьми раннего возраста

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Задать вопрос