В статье представлена работа ГБПОУ ВО «Александровский промышленно-правовой колледж», направленная на создание цифрового образовательного пространства региона, обеспечивающая профессиональную и социальную компетентность будущих специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях.
Ключевые слова: IT-школьник, IT-специалист, цифровое образовательное пространство Владимирской области, школьник, студент, профессионал.
Цель, поставленная в государственной программе развития образования на 2018–2025 годы перед ПОО, заключается в увеличении вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышении её глобальной конкурентоспособности, обеспечении востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося [2, с. 164].
Национальный проект «Образование» обеспечивает в первую очередь достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов; направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [2, с. 165].
В соответствии с указанным, основным направлением работы ГБПОУ ВО «Александровский промышленно-правовой колледж» в сложившейся ситуации становится создание условий для формирования и развития у школьников личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях [1, с. 22].
Колледж активно участвует в реализации федерального проекта по ранней профориентации школьников «Билет в будущее». В рамках этого проекта с 2020 года на базе мастерских и лабораторий колледжа, оснащенных новейшим оборудованием, проводятся экскурсии и профессиональные пробы для школьников г. Александрова и Александровского района. Данная работа позволяет школьникам познакомиться с колледжем и выявить для себя приоритетные направления подготовки.
За счет мероприятий национального проекта «Образование» в каждом регионе России обеспечивается развитие системы образования, происходит развитие инфраструктуры — строительство школ, обновление материально-технической базы образовательных организаций и оснащение их современным оборудованием [3].
Сегодня наше общество находится в непростой ситуации, когда мы все понимаем, что «цифровая экономика», это не просто красивые слова. А задачи, поставленные нашим государством в «Программе развития цифровой экономики в России до 2035 года», становятся наиболее актуальными [4].
Цифровая экономика вошла во все сферы жизни общества и общество должно быть к этому готово. В связи с этим наиболее остро стоит вопрос формирования цифровой грамотности населения и подготовки квалифицированных кадров в области IT-технологий.
ГБПОУ ВО «Александровский промышленно-правовой колледж» участвуя в реализации федеральных проектов, открыло два структурных подразделения «Технопарк-33» и Центр цифрового образования детей «IT-куб». Работа данных подразделений направлена на создание цифрового образовательного пространства в регионе, что позволяет из IT-школьника сформировать профессионального IT-специалиста, конкурентоспособного и востребованного на рынке труда.
В 2018 году открыто структурное подразделение «Технопарк-33», которое реализует 6 актуальных IT-программ дополнительного образования школьников от 7 до 18 лет, в том числе:
– «Образовательная робототехника на базе Лего» 1-ый уровень.
– «Образовательная робототехника на базе конструктора «Эвольвектор» 2-ой и 3-ий уровни (проектная группа).
– «Образовательная робототехника на базе квадрокоптера R-WINGS» 3-й уровень (проектная группа).
– «Робототехника на конструкторах VEX IQ».
– «Основы программирования на языке Scratch».
В структурном подразделении «Технопарк-33» ежегодно обучается 120 детей.
Образовательные программы Технопарка-33 адаптированы с учетом возрастных особенностей детей и на доступном для их понимания языке.
Результаты подготовки по IT-программ дополнительного образования школьники представляли на олимпиадах и чемпионатах по робототехнике, в том числе:
– III Всероссийский робототехнический фестиваль «RoboEMERCOM — 2019» году в рамках Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность — 2019», организаторами которого выступали МЧС России и МВД России, 2019 год.
– Областная олимпиада по робототехнике среди студентов колледжей Владимирской области на базе ДТ «Технопарк-33» ГБПОУ ВО «Гусевский стекольный колледж», 2019, 2020 гг.
– Областная олимпиада «Робостарт-2021» в г. Владимир, Кванториум-33, 2021 г.
– Областная олимпиада по робототехнике среди студентов колледжей Владимирской области на базе ДТ «Технопарк-33» ГБПОУ ВО «Гусевский стекольный колледж». 2021 г. Студенты колледжа заняли первое и второе места.
– Региональные соревнования «Робостарт 2022», обучающиеся отделения «Технопарк-33» заняли второе место.
В рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в 2022 году открыто структурное подразделение — Центр цифрового образования детей «IT-куб».
Работа Центра направлена на реализацию программ дополнительного образования школьников по направлениям, связанным с современными цифровыми технологиями, которые позволят формировать у детей новое мышление в области IT-технологий. Центр рассчитан на постоянное обучение 400 чел. за учебный год в возрасте от 7 до 18 лет.
Название «IT-куб» использует образ геометрической фигуры, потому что обучение ведется по шести основным направлениям — по числу граней куба:
– Программирование на Python;
– Программирование на Jawa;
– Мобильная разработка. Мобильный разработчик — специалист, который создает программные приложения для мобильных устройств (смартфонов, планшетов, смарт-часов, электронных книг и других портативных гаджетов).
– VR/AR разработка. VR/AR-разработчик — это программист, который разрабатывает приложения виртуальной и дополненной реальности. VR предполагает полное погружение в созданный мир. Гарнитура в виде очков и шлема создаёт имитацию реальности. Так же используется для работы на симуляторах (самолеты, машины, медицина, сварка и т. д.)
– Системное администрирование. Системное администрирование — это процесс, от которого зависит жизнедеятельность офиса: исправность компьютерной техники, безопасность сети и техническая поддержка пользователей.
– Программирование роботов. Программирование роботов — это разработка схемы управления тем, как машина взаимодействует с окружающей средой и достигает своих целей.
Таким образом, в ГБПОУ ВО «Александровский промышленно-правовой колледж», начиная с самого раннего возраста, ведется обучение школьников IT-технологиям. За время обучения в школе ребенок может освоить до 10 направлений дополнительного образования в колледже, что дает ему замечательную возможность дальнейшего обучения по IT-специальности в колледже. Это является необходимым условием, обеспечивающим профессиональную и социальную компетентность будущих специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях. В результате, после получения образования в этом так востребованном сегодня направлении, мы получаем квалифицированного специалиста для любой сферы деятельности, для любого предприятия региона.
Литература:
1. Кашкарова И. В., Терентьева Т. Н. Профессиональный интерес как психолого-педагогический фактор, влияющий на результативность в практической подготовке студентов // Практическая подготовка в современной модели практикоориентированного общего и среднего профессионального образования в регионе, г. Владимир, 01 июня 2022 г., Владимир: ГАОУДПО ВО ВИРО, 2022. — 56 с.
2. Мазина, О. Н. Технология развития профессионального интереса у студентов профессиональной образовательной организации / О. Н. Мазина. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 164–170. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8044/ (дата обращения: 18.05.2022).
3. Национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ» — URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/.
4. Совещание по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий и связи. 10.06.2020 г. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63493.