В статье автор определяет базовые этапы жизненного цикла разработки компьютерных игр, анализирует преимущества и недостатки данной модели производства.
Ключевые слова: разработка игр, игровая индустрия, жизненный цикл разработки компьютерных игр, GDLC.
Введение
В последние годы игровая индустрия переживает значительный рост: по оценкам Grand View Research, среднегодовые темпы роста в период с 2020 по 2027 год составят 10,7 % [1]. Это обусловлено увеличением числа игроков во всем мире и повышением доступности игровых платформ.
Стремительный рост индустрии компьютерных игр привел также к повышению внимания к процессам создания игр. Все более очевидной становится важность структурированного подхода к разработке. Практика международных компаний показывает использование систематизированного метода для создания новых продуктов — так называемый жизненный цикл разработки игр (Game Development Life Cycle, далее GDLC).
В данной статье рассматриваются основы GDLC, его определение и общие этапы. Также анализируются его достоинства и недостатки, чтобы обеспечить полное понимание GDLC и влияние на игровую индустрию.
Что такое жизненный цикл разработки игр (GDLC)
Концепцию структурированного подхода к разработке игр можно проследить с первых дней развития индустрии видеоигр в 1970-х и 1980-х годах. По мере развития и усложнения индустрии стала очевидной необходимость в систематическом подходе, что привело к созданию GDLC. Данный метод развивался на протяжении многих лет, компании адаптировали его под свои конкретные проекты.
Жизненный цикл разработки игр (GDLC) — это структурированный процесс создания видеоигры. Одним из источников, определяющих GDLC, является книга Л. Леви и Д. Новак «Game Development Essentials: Game QA and Testing» [2]. В ней авторы определяют GDLC как «структурированный подход к разработке игр, который разбивает весь процесс на управляемые этапы, каждый из них имеет конкретные цели и результаты».
GDLC предназначен для обеспечения организованного подхода к созданию новых проектов, гарантируя, что все критические аспекты процесса — управление ресурсами, обеспечение качества и вывода игр на рынок вовремя и в рамках бюджета, — будут рассмотрены и учтены.
Общепринятые этапы GDLC
В различных источниках по разработке игр описаны разные этапы GDLC. Например, одним из первых авторов стал Арнольд Хендрик, указав в своей статье «Project Management for Game Development» 5 этапов GDLC:
- Прототипирование — создание первоначального дизайна, концепт-артов и нескольких прототипов
- Пре-продакшн — составление документации в виде документа дизайна игры.
- Продакшн — создание активов, исходного кода и интеграцией этих аспектов.
- Бета-тестирование — тестирование продукта небольшой группы пользователей, чтобы получить от них отзывы.
- Жизнь — игра уже прошла тестирование и готова к выпуску [3].
Однако игровая индустрия постоянно развивалась, международные компании расширяли и дополняли этот метод разработки, в ходе чего GDLC вырос до 8 фундаментальных этапов:
- Инициация. На этом этапе разработчики определяют тип и вид игры, целевую аудиторию, тему, героев и т. д.
- Создание команды. Данный этап включает в себя отдельные пункты: наем, разработка структуры команды, определение работы для членов команды.
- Технико-экономическое обоснование. Здесь проводится анализ требований для разработки, ценообразования и технических вопросов. Предварительная подготовка программного обеспечения.
- Пре-продакшн. На этом этапе разрабатывается сюжет и сценарий, создается дизайн геймплея, программисты выбирают подходящий движок для разработки. Имея набросок игры, концепт-арт и уровни игры, дизайнеры строят прототип. После этого пишется документация для художественного оформления, техническая команда переходит на следующий этап.
- Продакшн. Здесь к работе подключаются дизайнеры, художники и программисты. Дизайн-документация транслируется в код, производится визуальная разработка, моделирование, текстурирование, анимация, оценка.
- Альфа-версия. На этом этапе игра является играбельной, но неполной. Происходит альфа-тестирование и исправление ошибок геймплея.
- Бета-версия. В бета-версии игра полная и окончательная. Проводится бета-тестирование, исправление ошибок, балансировка.
- Релиз. В релизной версии игра выпускается на рынок [4].
Важность каждого этапа напрямую зависит от концепта игры. Например, для сюжетно-ориентированных проектов важным этапом будет инициация, так как на нарративный дизайн влияют в первую очередь предполагаемый геймплей, платформа, модель монетизации [5], а также пре-продакшн. Если игра ориентирована, например, на азартных игроков, то важным этапом будет релиз, в который входит маркетинг и продвижение.
Согласно статье «Game development life cycle guidelines», авторы Р. Рамадан и Я. Видьяни насчитывают минимум 7 вариаций этапов GDLC [6]. Международные компании научились расширять и адаптировать их под свои проекты. Компании из стран СНГ на данный момент тоже перенимают опыт мировых игровых студий. В научных работах появляются похожие модели производства с этапами продакшна, альфа- и бета-тестированием [7]. Однако в силу отсутствия крупных игровых проектов в странах СНГ, в т. ч. в России [8], использование GDLC ограничивается классическими этапами GDLC.
Также в сообществе разработчиков, в том числе русскоязычном, существуют другие модели жизненного цикла разработки, такие как V-образная или спиральная. Однако, например, в ходе исследования «Об актуальности V-образной модели жизненного цикла в сфере разработки видеоигр» авторы пришли к выводу, что данные модели отличаются друг от друга незначительно [9]. Кроме того, большинство таких вариаций базируются на главных аспектах GDLC, рассматриваемого в данной статье.
Таким образом, классический GDLC может быть расширен или изменен в зависимости от специфики компании и проекта. Следуя GDLC, разработчики могут учесть все критические аспекты производства, что приведет к созданию высококачественных игр.
Достоинства и недостатки GDLC
В статье «A review of game development methodologies» Ю. Хамари, М. Керяненом и Ю. Холопайненом отмечается, что GDLC широко используется в индустрии разработки видеоигр благодаря соответствию большинству проектов [10]. Безусловно, использование общепринятой модели жизненного цикла разработки игр имеет ряд преимуществ:
- Планирование и организация. GDLC обеспечивает дорожную карту для процесса разработки, которая помогает командам эффективно планировать и организовывать работу, а значит — разумно использовать ресурсы, минимизировать риски задержек и превышения бюджета.
- Коммуникация. GDLC помогает прояснить обязанности членов команды и обеспечивает им понимание процесса разработки. Коммуникация между членами команды улучшается, снижается риск недопонимания.
- Контроль качества. GDLC обеспечивает системный подход к тестированию, помогает выявить проблемы до выхода игры. В релиз выпускается более качественный продукт, улучшая репутацию разработчика.
- Поддержка после выпуска игры. GDLC предполагает послерелизную поддержку и обновления, повышая вовлеченность игроков, их удовлетворенность. Это создает лояльную базу пользователей, увеличивает продолжительность жизни игры.
В целом, использование GDLC помогает компаниям создавать игры высокого качества эффективным и результативным образом, а также гарантировать, что их проекты будут завершены вовремя и в рамках бюджета.
Однако, надо иметь в виду, что в GDLC существуют некоторые потенциальные проблемы:
- Негибкость. GDLC предполагает структурированный подход к разработке игр, который подходит не для всех проектов. В некоторых случаях GDLC слишком жесткий и ограничивает творческий потенциал команды.
- Риск чрезмерной инженерии. В некоторых случаях в ходе GDLC у команд возникает соблазн добавить ненужные элементы или функции в игру. Это приводит к чрезмерной инженерии продукта с неинтересным или отталкивающим геймплеем.
- Отсутствие адаптивности. GDLC основан на предположенях о процессе разработки, и зачастую изменения в игровой индустрии, такие как новые платформы или технологии, делают эти предположения устаревшими. Командам приходится адаптировать GDLC в ответ на эти изменения, что отнимает время и, порой, кажется невыполнимой задачей.
Хотя GDLC имеет много преимуществ, важно тщательно изучить конкретные потребности и цели проекта по разработке игр, прежде чем принимать решение о его использовании. В одних случаях может быть важнее гибкий и итеративный подход, в других — структура и строгость GDLC.
Заключение
Данная статья подчеркивает важность жизненного цикла разработки игр (GDLC) как важнейшего аспекта современной разработки игр. GDLC — это систематический и организованный подход к разработке игр, включающий различные этапы, от предварительного производства до тестирования и выпуска. GDLC был широко принят в игровой индустрии, и его использование способствовало успеху многих игровых проектов.
Однако, как и любая другая методология, GDLC имеет плюсы и минусы. С одной стороны, GDLC обеспечивает четкую структуру разработки игр и помогает гарантировать, что будут предприняты все необходимые шаги для вывода игры на рынок. С другой стороны, некоторые разработчики игр могут посчитать GDLC слишком жестким и ограничивающим, и предпочесть более гибкий подход к разработке игр.
В заключение следует отметить, что хотя GDLC не лишена своих проблем, она остается важным инструментом для компаний-разработчиков. Понимая основные аспекты GDLC, можно принимать обоснованные решения о том, как лучше подходить к разработке игр и воплощать свои проекты в жизнь.
Литература:
- Video Games Market Size Analysis Report, 2020–2027 / Grand View Research. — Текст: электронный // Grand View Research: [сайт]. — URL: https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/video-games-market (дата обращения: 10.01.2023).
- Levy L., Novak J. Game development essentials: Game QA & testing. — Delmar Learning, 2009.
- Hendrick, A. Project Management for Game Development / A. Hendrick. — Текст: электронный // mmotidbits: [сайт]. — URL: http://mmotidbits.com/2009/06/15/project-management-for-game-development/ (дата обращения: 17.11.2022).
- Juego, Studios What Is the Game Development Life Cycle? / Studios Juego. — Текст: электронный // Game Developer: [сайт]. — URL: https://www.gamedeveloper.com/business/what-is-the-game-development-life-cycle- (дата обращения: 4.02.2023).
- Чистовская, О. В. Влияние классификации видеоигры на ее нарратив / О. В. Чистовская // Молодой ученый. — 2021. — № 17(359). — С. 11–14. — EDN DYRWHS.
- Ramadan R., Widyani Y. Game development life cycle guidelines //2013 International Conference on Advanced Computer Science and Information Systems (ICACSIS). — IEEE, 2013. — С. 95–100.
- Бирюкова, А. Д. Жизненный цикл разработки компьютерных игр / А. Д. Бирюкова, М. В. Новикова // Вестник научных конференций. — 2016. — № 12–4(16). — С. 24–25. — EDN XXALUR.
- Chistovskaia, O. Video games category AAA as an inaccessible art form for Russia / O. Chistovskaia // Recent scientific investigation: Proceedings of XX International Multidisciplinary Conference, Shawnee, USA, 03 мая 2021 года. — Shawnee: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2021. — P. 32–38. — DOI 10.32743/UsaConf.2021.5.20.267810. — EDN TBXUBI.
- Козлов С. В., Ходченков В. Ю. Об актуальности V-образной модели жизненного цикла в сфере разработки видеоигр/Научные исследования: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции //Научный редактор. — 2021. — С. 74.
- A review of game development methodologies / Hamari, J., Keränen [и др.]. — Текст: непосредственный // Simulation & Gaming. — 2015. — № 46(5). — С. 607–630.