В статье поднимается проблема использования музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку в рамках социокультурного пространства. Автор делает особый акцент на активную работу с музыкально-поэтическим фольклором для снятия напряжения на уроке и оптимизации процесса овладения иностранным языком.
Ключевые слова: иностранный язык, музыкально-поэтический фольклор, социокультурная компетенция.
В современное время все больше внимания уделяется преподаванию иностранного языка, так как проблема существования личности в социокультурном пространстве становится очень актуальной. Проблема формирования коммуникативной компетенции является одной из важных целей современного иноязычного образования. Однако сложно сформировать иноязычную компетенцию без обращения к культурным особенностям страны изучаемого языка. Поэтому мы можем сказать, что решение данной проблемы неразрывно связано с приобретением обучающимися социокультурных и страноведческих знаний.
Диалог культур, как результат социокультурной направленности обучения иностранным языкам, приобщает обучающихся к культуре стран изучаемого языка и помогает им правильнее понять культуру собственной страны, тем самым ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку.
Реализация принципа диалога культур в школе способствует формированию у обучаемых в условиях иноязычного учебного общения таких необходимых качеств как:
– культурная непредвзятость, толерантность и социокультурная наблюдательность;
– готовность к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде [2].
Однако существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся: языковой барьер, английское произношение, восприятие на слух. Все эти трудности ставят перед человеком преграду, он не может побороть себя и начать разговаривать на английском языке. И, как результат, отсутствие мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка.
Использование музыкальных произведений на занятиях иностранного языка в школе — это не новая технология, но учителя не часто пользуются ею, так как считают, что это только отвлекает обучающихся от занятия, мотивируя это тем, что на предмет «иностранный язык» отводится небольшое количество часов. Но мы считаем, что использование музыкальных произведений именно в школе — это весьма эффективный способ обучения.
Почему изучение английского языка через песни считается эффективным способом? Дело в том, что тексты песен состоят из коротких предложений, которые связаны рифмой и легко запоминаются при многократном прослушивании. Дети не только слышат текст, но и «переживают» историю героев, что действует на их чувства и эмоции.
Кроме того, песня — это великолепное средство повышения интереса, как к стране изучаемого языка, так и к самому языку, а также эффективный способ повторения языкового материала.
Как показывает практика, использование музыки на уроках иностранного языка способствует запоминанию нового материала, снижает усталость, привносит в процесс изучения языка элемент праздничности и развивает память и мышление обучающихся, то есть развивает личность обучающегося.
Но, подбирая музыкальный материал для урока, необходимо учитывать такие критерии, как языковая ценность, возраст и интересы обучающихся, четкая дикция исполнителя, ритмичность и запоминаемость и лингвострановедческая ценность музыкального контента.
Песенный материал можно применять на разных этапах урока и с разной целью. Например, в качестве фонетической зарядки дети могут напевать различные считалочки. Такой вид деятельности поможет достичь сразу несколько целей: отработать произношение и повторить/закрепить изученный лексический материал. Очень эффективно использование музыкального контента в процессе освоения лексических и грамматических аспектов.
Однако овладение иностранным языком означает не только изучение грамматики, лексики, но, прежде всего, изучение того культурного богатства, которым владеет народ страны изучаемого языка. Но для расширения социокультурного пространства в рамках дисциплины «Иностранный язык» необходимо знакомиться, как с иноязычной культурой, так и с культурой своей страны, находя сходства и различия. И отличным средством может послужить музыкально-поэтический фольклор.
Аутентичная фольклорная песня отражает своеобразие культуры своих создателей, их эстетические запросы, внутренний мир людей, их мировоззрение, представляя с методической точки зрения материал для обучения иностранному языку и подготовки школьников для вступления в диалог культур [3, с.16].
Использование песенного контента, в конечном счете, помогает учителю снять психологическое напряжение на уроке, а детям — высвободить свою энергию и проявить все свои способности.
Однако для эффективности процесса обучения важно выбрать правильные формы и методы работы с песней. Сюда входит разработка различных упражнений и заданий, разрешение проблемных ситуаций и организация игровых моментов, как во время аудиторных занятий, так и на факультативных занятиях по иностранному языку.
Алгоритм работы может быть следующим: сначала ввести незнакомые слова и словосочетания перед прослушиванием песни. После прослушивания проводится беседа на понимание текста. Возможно, надо будет общими усилиями сделать перевод. Когда с текстом все дети ознакомлены, выполняются упражнения для эффективного усвоения материала. Затем можно переходить к воспроизведению песни. Это происходит в несколько этапов:
1) прослушивание и интонирование;
2) чтение текста с правильной интонацией;
3) разучивание песни;
4) совместное исполнение с учителем;
5) исполнение песни обучающимися без учителя.
Дальше можно провести дополнительную работу с выбранным музыкальным материалом. Например, конкурс на лучшее исполнение или инсценировка, обсуждение проблемы, затронутой в песне.
Для развития социокультурной компетенции в тексте должны находиться страноведческие сведения из различных областей, например, географии, истории, социальной жизни.
Таких песен большое количество. Например, песни легендарной группы The Beatles. В содержании их песен затронуты и политические, и бытовые проблемы. Материал песен богат информацией, необходимой для развития социокультурной компетенции.
Однако стоит заметить, что необходимо тщательно отбирать музыкальный материал для занятий, так как некоторые песни могут содержать факты, которые не желательны при изучении английского языка детям школьного возраста. Текст песни не должен пропагандировать жестокость и насилие, а должен быть им интересен и близок их возрасту.
Помимо всего вышеперечисленного, песня помогает сплочению группы. Она исполняется чаще всего в мини-группах или хором. А в ходе предварительной работы над текстом непроизвольно происходит общение обучающихся [1, с. 29].
Также с помощью музыки мы можем снизить умственную нагрузку, создать приятный психологический климат на уроке, повысить мотивацию к учебной деятельности и активизировать языковую деятельность. Однако, какой бы полезной не была форма работы с музыкальными произведениями, не стоит забывать, что она не может заменить учебники и полноценный курс обучения.
Итак, использование музыкального материала в процессе изучения иностранного языка способствует не только совершенствованию навыков произношения, развитию правильной артикуляции, лучшему усвоению лексики и грамматики, но, что наиболее важно, способствует расширению кругозора у обучающихся в рамках социокультурного пространства и, как результат, развитию личности обучающегося.
Литература:
- Гебель С. Ф. Использование песни на уроках иностранного языка [Текст] / С. Ф. Гебель // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 5. — С. 28–31.
- Кочергина И. Г. Регионоведческий компонент содержания обучения иностранному языку / И. Г. Кочергина // [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/doklad-regionovedcheskiy-komponent-soderzhaniya-obucheniya-inostrannomu-yaziku-736049.html (Дата обращения 10.02.2023).
- Романовская О. Е. Методика работы с музыкально-поэтическим фольклором в курсе обучения английскому языку в школе [Текст] / О. Е. Романовская // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 8. — С. 16–22.