В статье анализируются криминогенные детерминанты коррупционной преступности. Автор анализирует экономические, политические, организационные, социально-психологические, кадровые и правовые факторы коррупционной преступности.
Ключевые слова: коррупционная преступность, преступление коррупционной направленности, криминогенные факторы.
Общество в целом равнодушно относится к коррупционным проявлениям. Так, отношение населения к проституции намного хуже, чем к коррупции: 37 % опрошенных граждан оправдали взяточничество, и лишь 25 % нашли оправдания проституции. Признание коррупции в обществе среди государственных должностей является главной причиной образования криминальной мотивации. Главной причиной коррупции в России является жадность и аморальность российских чиновников (43 %), далее неэффективность государства и не совершенствование законов (35 %), и низкий уровень правовой культуры и законопослушания большинства населения (18 %) [5].
Респонденты высказали мнения по вопросу детерминации коррупции в России. 56,6 % опрошенных считают, что истоки коррупции кроются, во-первых, в недостаточном контроле деятельности государственных и муниципальных служащих, во-вторых, в недостаточной эффективности наказания за коррупционные преступления; 45 % — в низком нравственном уровне чиновников; 43 % — в низком уровне правовой культуры в обществе; 37,7 % — в несовершенстве законодательной базы; 11,3 % — в низком уровне оплаты труда чиновников.
Причинами коррупционных преступлений респонденты назвали: «отсутствие времени и (или) возможностей для решения проблем законным путем» (54 %); «желание добиться более качественного результата, качественной работы со стороны должностных лиц» (46,7 %); «излишние притязания, проверки и бюрократия со стороны должностных лиц» (по сути, сами вымогают) (45,4 %); «все дают взятки, так принято» (17,5 %).
На вопрос о целях, которых хотели добиться граждане с помощью коррупции, большинство респондентов (90,4 %) ответили: «достигнуть личных выгод»; «получить качественные услуги (например, медицинские), образование или какие-либо навыки» (38,1 %); «повлиять на сложившиеся устои» (14,9 %); «достучаться до власти» (11,3 %); 1,7 % затруднились ответить. Следовательно, в основном представления о коррупции ассоциируются с получением личных выгод в системе публичной службы.
Респонденты высказали мнения по поводу возможности влияния СМИ на уровень коррупции в России. 33,1 % опрошенных считают, что СМИ могут и должны воздействовать на коррупционную ситуацию в стране, но при условии постоянного контроля полноты и достоверности информации.
По мнению 9,6 % респондентов, СМИ являются серьезным механизмом в борьбе с коррупцией. 10,6 % опрошенных считают, что вероятность такого влияния зависит от уровня СМИ, и доверяют только федеральным каналам. 15,9 % респондентов ответили: «Скорее нет, чем да», у 26,2 % сложилось отрицательное мнение, основанное на том, что СМИ тоже коррумпированы, контроль их деятельности затруднен.
Таким образом, исследование показало, что в системе детерминации коррупционных преступлений сокрыты как объективные детерминанты (исторические, социальные, организационно-управленческие, правовые, нравственные), так и субъективные (антисоциальная психология, криминогенная мотивация).
Криминогенные факторы коррупционной преступности следует разделить на шесть основных групп: экономические, политические, организационные, социально-психологические, кадровые и правовые.
1. Экономические факторы
- Отсутствие стабильного состояния экономики в стране, оказывающая прямое влияние на проходящие процессы в сфере интересов службы в государственных, коммерческих и иных организациях.
Одним из важных экономических факторов совершения коррупционных преступлений является имущественная поляризация общества, которая приводит к такому слою людей, которые имеют сверхвысокие доходы, и таким образом эти деньги представляются для них как свободные и спокойно могут быть использованы в целях осуществления коррупционных преступлений [3].
Позже данное высказывание было подтверждено в процессе различных экономических исследований Л. И. Абалкина [2] и криминологических исследований А. Б. Сахарова, который заметил, что «…более неблагоприятное состояние преступности имеет то место, где материальный уровень жизни населения по совокупности наиболее значимых показателей (средняя заработная плата, душевой денежный и реальный доход и т. д.) выше и лучше, но зато существеннее контрастность (коэффициент разрыва) в уровне материальной обеспеченности отдельных социальных групп» [4].
- Отсутствие эффективных инструментов для защиты интересов экономики в сфере предпринимательства от преступных посягательств.
- Отсутствие соответствующего контроля получаемых доходов в связи с пробелами в налоговом законодательстве.
- Недостаточное материальное финансирование правоохранительных органов.
2. Политические факторы
Уголовная политика государства недостаточна целеустремленная в сфере противодействия коррупционной преступности, и это является ещё одним детерминантом подобных преступлений.
Одним из условий неэффективной борьбы с коррупцией является невосприимчивость определенных категорий должностных лиц, совершивших преступления, к привлечению к уголовной ответственности, т. к. предусмотрена сложная процедура их привлечения (например, судей) [4].
3. Социально-психологические факторы
К данному фактору можно отнести безнаказанность субъекта совершения коррупционного преступления, ввиду неразглашения о совершенном деянии заинтересованными сторонами [5]. Все это указывает на высокую степень латентности коррупционных преступлений. Стороны зачастую признают такие возникшие противозаконные отношения. В тоже время государство не может вмешаться в деятельность коммерческих и иных организаций, не нарушая чьи-либо интересы, ввиду особого порядка возбуждения уголовного дела.
4. Организационные факторы
Недостаточно результативная организация контроля деятельности государственных органов, излишняя закрытость и иногда необоснованная солидарность большинства государственных служащих, нехватка гласности в их деятельности, слабое влияние ведомственного и внутреннего контроля рождают большое количество должностных преступлений. Такие условия имеют объективную и субъективную природу, с объективной стороны — вызывает определенным несовершенством механизма государственного управления, а с субъективной — большое количество государственных служащих данное положение устраивает.
Низкая подготовка сотрудников правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупцией вызывает низкие показатели регистрации и выявления коррупционных преступлений [3].
К организационным факторам коррупционной преступности относятся и малое взаимодействие правоохранительных органов, противоречивость в компетенции органов, которые осуществляют борьбу с преступностью, несоответствие системы мер борьбы с преступностью целям такой борьбы, перегрузка системы уголовной юстиции, уровень профессионализма в системе правоохранительных органов низок, недостаточное финансовое обеспечение органов, которые осуществляют борьбу с преступностью [6].
Способствует увеличению коррупционных преступлений и такой фактор, как недостаточность научных знаний в деятельности правоохранительных органов [2].
5. Кадровые факторы
Неправильный подбор кадров государственных служащих и их непрофессионализм, а как следствие, непригодность к данной работе возрождает распространение коррупционной преступности. Так, сами же сотрудники правоохранительных органов России дали низкую степень профессиональной подготовки своих коллег.
Преобладают такие негативные факторы, как бюрократизм, протекционизм и чрезмерная раздутость управленческого аппарата.
6. Правовые факторы
Пробелы и коллизии в законодательстве, определенные противоречия законов и подзаконных нормативных актов, отсутствие, либо избыток нужной регламентации многих вопрос рождают бюрократизм, произвол в деятельности чиновников и коррупционную преступность, а также приостанавливают эффективность в деятельности по противодействию должностных преступлений [1].
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что изучение криминологических детерминантов коррупционной преступности имеет весьма актуальное значение. Без учета и анализа детерминантов довольно сложно объяснить негативные тенденции в отношении коррупции, её уровне, динамике и структуре, а, следовательно, и разработать наиболее эффективные методы и способы, с помощью которых возможна действенная реализация борьбы с коррупционной преступностью и снижения её показателей.
Подводя итоги, можно сказать, что выявление детерминантов коррупционной преступности и их анализ имеет большое значение как для научной сферы так и для практической, поскольку без этого анализа невозможно объяснить отрицательные тенденции в состоянии коррупционной преступности, ее ровне, структуре и динамике в Российской Федерации и в отдельных регионах, а вследствие этого становится сложнее разрабатывать эффективные меры и программы, направленные на противодействие преступности и снижения ее уровня.
Литература:
- Гаспарян Г.Г. Криминологический анализ должностной преступности сотрудников налоговых органов // Российский криминологический взгляд. 2011. С. 315-318.
- Горшенков Г. Н. Коррупционная угроза безопасности личности и ее обусловленность // Вопросы российского и международного права. Ногинск, 2014. № 1-2. С. 11.
- Гумеров Т.А. Уголовно-процессуальная политика борьбы с коррупционной преступностью: зарубежный формат // Журнал российского права. М., 2015. № 12. С. 79.
- Миненок М.Г. Борьба с организованной и коррупционной преступностью в России: реальность и перспективы // Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. 2011. С. 75.
- Стороженко И. В. Декриминализация коррупции в России: отечественное «НОУ ХАУ» в борьбе с коррупционной преступностью // Мониторинг правоприменения. 2012. С. 15-18.
- Чупик А.Ю. К вопросу о социально-правовом контроле над коррупцией // Вестник экономической безопасности. 2015. № 1. С. 19.