Взаимодействие образовательной организации и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 11.02.2023

Статья просмотрена: 1352 раза

Библиографическое описание:

Амельчакова, А. Н. Взаимодействие образовательной организации и семьи / А. Н. Амельчакова, Т. В. Самойленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99976/ (дата обращения: 16.11.2024).



Закономерность сложности взаимодействия образовательного учреждения и семьи на современном витке общественного становления очевидна. Всем известно, что на самом деле семья и дети живут в особых зонах воспитательной микросреды, для ребенка — образовательное пространство.

И семья, и дошкольное учреждение со своей точки зрения передают ребенку общественный навык. Но только в сочетании друг с другом они делают подходящие обстоятельства для вхождения небольшого человека в большущий мир.

Современные обстоятельства работы образовательных учреждений и развитие родителей, как основных заказчиков предложений по организации воспитания выводят взаимодействие с родителями в одно из основных направлений. От совершенствования родителей в воспитательных процессах образовательной организации, взаимодействия — общей работы родителей и воспитателей — зависит последующее развитие ребенка. Семья и образовательные учреждения являются двумя важными образовательными учреждениями для социального воспитания детей. Воспитательные функции у них разные, но для благоприятного развития детей необходима их взаимосвязь. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. В дошкольной организации ребенок получит образование, умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовать личную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет использовать эти возможности, зависит от аргументов семьи в пользу получения образовательного учреждения. Роль семьи в воспитании детей и развитии ребенка может быть неприемлемой. Главной особенностью семейного воспитания является некий чувственный местный климат (эмоциональный микроклимат), потому что у этого ребенка формируется представление о том, как развивается его психика, собственно и определяющая его чувство самоценности. Еще одной важной ролью обучения является влияние на ценностные ориентации, мировоззрение малыша в целом, его поведение в различных сферах общественной жизни. А именно, также известно, что только пример родителей, личностные качества значительно определяет результативность воспитательной функции семьи. Значение семейного воспитания в процессе развития ребенка определяет важность взаимодействия семьи и воспитания. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, в первую очередь то, что родители и педагоги ожидают от друга к другу.

Только эффективное сотрудничество может дать толчок для создания импульса с семьей, которая предлагает не только общую роль в воспитании ребенка, но и понимание общих целей, доверительное отношение и взаимопонимание.

Основная цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать родителей полноценными участниками образовательного процесса развития интересов ребенка:

— распределение обязанностей и ответственности между родителями

— формирование семейных отношений

— понимание индивидуальности ребенка

Основными задачами взаимодействия с родителями является:

— создать атмосферу взаимопонимания

— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника

— развивать и воспитывать детей

— использовать с родителями различные виды сотрудничества [2].

Родители часто сталкиваются с тем, что не находят достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, потому что не уверены в своих силах. Отсюда необходимость целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. В то же время использование различных форм сотрудничества с родителями позволяет пробудить у них интерес к вопросам воспитания, пробудить стремление к расширению и углублению имеющихся педагогических знаний, к развитию творческих способностей [5].

Для решения задач по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников нами используются следующие методы:

— индивидуальное и групповое консультирование

— просмотр родителями занятий и режимных моментов

— привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности

— анкетирование

— опрос

— беседы с членами семей

— наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное)

— анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему

— фиксация дня ребенка. [2]

Еще до поступления ребенка в детский сад устанавливаются первые контакты между семьями и ДОУ:

— приглашаем родителей на родительское собрание и знакомим с развивающей средой, особенностями работы ДОУ

— представляем буклеты о работе ДОУ «Визитная карточка»

— заведующий детским садом проводит с родителями беседу на предмет условий посещения ребенком дошкольного учреждения, оформляет договор.

Дальнейшее взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ происходит в процессе:

— ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка

— неформальных бесед о детях, запланированных встреч родителей с воспитателями или узкими специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи

— знакомство родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями об их детях

— работы Попечительского совета ДОУ

— посещение родителями праздничных и досуговых мероприятий, проводимых дошкольным учреждением

— оказание помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров.

Вся система работы в учреждении направлена на принятие семьи как первого и главного субъекта образования и воспитания ребенка. Поэтому вовлечение семьи в образовательный процесс способствует повышению качества образования детей, так как родители лучше знают способности своего ребенка и заинтересованы в его дальнейшем развитии. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является организация семейных клубов в дошкольном учреждении. Эта форма интересна тем, что тематика клубных встреч может меняться в зависимости от социальных потребностей родителей. В работе групп принимают участие различные специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель физкультуры, медицинский работник), родители, дети. Эти широкие социальные контакты обогащают всех участников и создают эмоциональную атмосферу для детей и взрослых. Благодаря деятельности этих групп устанавливаются тесные отношения с семьями, родители проявляют повышенный интерес к развитию и воспитанию детей, меняют организацию и содержание образовательного процесса, становятся его активными участниками. Деятельность семейных объединений показывает практическую значимость двух институтов — детского сада и семьи.

Семейный клуб — перспективная форма родительской работы, учитывающая насущные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции у вовлеченных в процесс, укреплению семьи и передаче опыта воспитания детей.

Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия является участие в спортивных мероприятиях («Веселых стартов», «Малая олимпиада», «Дни здоровья», «Папа, мама, я спортивная семья»). Родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком в группе сверстников, чтобы оценить его физическое развитие. Когда родители демонстрируют детям свое умение бегать, прыгать и соревноваться, это полезно для детей, так как создает хороший эмоциональный настрой и приносит большую радость от взаимного общения.

Активное участие и поддержка родителей в конкурсах различного уровня: в рамках дошкольного, муниципального, областного, общероссийского образовательного учреждения (изделия из природных материалов, новогодние игрушки ручной работы, конкурсы рисунков, конкурсы фото и др.).

«Уголки родителей», оформленные по группам. В нем педагоги публикуют консультационные материалы для родителей.

Работа консультационного центра для родителей заключается в поддержке родителей в получении психолого-педагогических знаний.

Изучение мнений родителей по организации дня, оздоровительной, воспитательной и досуговой деятельности, условий ухода за ребенком, отношение ребенка к дошкольному учреждению и уровню профессионализма воспитателей показало, что родители доверяют персоналу и педагогам, руководству МБДОУ и в целом удовлетворены работой детского сада.

Большинство родителей (75–80 %) заинтересованы в результатах работы, но не до конца понимают важность совместных усилий и потому недостаточно вовлечены в учебно-воспитательный процесс.

Мы продолжаем решать эту проблему с помощью современных, нетрадиционных форм работы детского сада и семьи. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование системы партнерства с родителями воспитанников.

Эффективность педагогической работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, рассчитывать на помощь и поддержку. Родители должны быть уверены, что дошкольное образовательное учреждение всегда поможет им решить воспитательные задачи и не навредит

Родительские собрания являются одним из наиболее эффективных способов популяризации воспитательной культуры родителей и формирования родительского коллектива.

Каждая наша встреча с родителями вызывает размышления, желание анализировать и спорить. Недавно мы пришли к выводу, что родительское собрание необходимо проводить по-новому. Новые формы работы с семьей в ДОУ — это совместные проекты, мастер классы. Наши родительские собрания — это образовательные, консультационные, дискуссионные гостиные и семейные праздники.

Родители проявляют активность и развитое чувство гражданской ответственности, когда отношения с педагогом строятся на открытости, доверии, сотрудничестве и взаимодействии.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс способствует повышению их общей педагогической культуры, дает возможность лучше понимать своего ребенка, адекватно оценивать его развитие и поведение, общаться с ним. Слаженное и согласованное взаимодействие воспитателей, специалистов и администрации является залогом эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы работы, сбалансированной деятельности по воспитанию родителей, защиты прав и законных интересов ребенка. Важное воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья, никакой педагог не сравнится с родителями. Ребенок получает первичную социализацию в семье, приобретает опыт дошкольного воспитания: общения со сверстниками; взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Семейное воспитание и работа воспитателей дополняют друг друга, благодаря чему ребенок гармонично развивается. Педагоги играют важную роль в общении с родителями.

Мы убеждены, что чем лучше налажена коммуникация между семьей и группой дошкольного образования, тем большую поддержку получает ребенок, тем больше шансов, что его жизнь в дошкольном образовательном учреждении будет насыщена впечатлениями, любовью и доверием к окружающему, а первый социальный опыт — преуспеть.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что тесное сотрудничество и взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семей его воспитанников действительно важно в воспитании разносторонних, физически и психически здоровых детей.

Литература:

  1. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. -М., 1989.
  2. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
  3. Дронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений — Москва, 2002.
  4. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т. П. Елисеева; Под ред. М. М. Ярмолинской. — Мн.: Лексис,2004.
  5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, семья, дошкольное образовательное учреждение, семейное воспитание, образовательное учреждение, образовательный процесс, родительское собрание.


Задать вопрос