Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Амельчакова, А. Н. Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО / А. Н. Амельчакова, Р. Л. Беспалова, Е. Н. Тяговская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99982/ (дата обращения: 16.11.2024).



Согласно ФГОС ДО к структуре образовательной Программы дошкольных учреждений, содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с речевыми нарушениями и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

— выявление особых образовательных потребностей детей с речевыми нарушениями, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— возможность освоения детьми с речевыми нарушениями Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Организация взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном процессе, в соответствии с ФГОС ДО, выглядит следующим образом:

— Логопед — ребенок (сбор информации, диагностирование, занятия стимулирующей и коррекционно-развивающей направленности);

— Логопед — воспитатель (консультирование, курирование, совместное планирование, взаимопосещения, дублирование воспитателем занятий логопеда);

— Логопед — специалист (совместное планирование, включение рекомендаций в свою работу по развитию речи ребенка, комплексный характер практической деятельности специалиста, взаимопосещения);

— Логопед — родитель (консультирование и проведение обследования, анкетирование, тематическое информирование, проведение родительских собраний, консультации, рекомендации, наполнение конкретным содержанием домашних занятий с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний и умений).

На современном этапе взаимодействие специалистов в различных областях учебной деятельности является способом активизации педагогического процесса. Она сохраняет в себе комплексность, предметность и является принципиальной в организации процесса коррекционно-развивающего образования.

Определяют организацию коррекционно-развивающей образовательной системы на основе взаимодействия специалистов три принципа:

— Диалектическое единство взаимодействия и дифференциации;

— Антропоцентризм;

— Культуросообразность.

Согласно этим принципам: включаем в образовательный процесс задания из других видов деятельности, сохраняя их формы и методы. Согласно принципу антропоцентризма, ребенок находится в центре образовательной системы. Его сознание является важным фактором взаимодействия специалистов в образовании. Нет сознания, нет взаимодействия, а значит сотрудничество педагога и ребенка возможно лишь при условии их относительного равноправия.

В связи с тем, что личностно-ориентированная коррекционная педагогика ставит ребенка в центр своего внимания, к взаимодействию специалистов, к образовательным и реабилитационным системам, предъявляется ряд требований: Коррекционно-развивающее обучение организовывается так чтобы придать ему определенную целостность, обеспечивающую системность, последовательность, доступность материала, что в свою очередь подготавливает к взаимодействию.

Происходит последовательная интеграция знания и сознания, при этом ведущим фактором является сознание ребенка. Смысловым и организационным центром является сам ребенок.

Большое значение в коррекционной работе придаем предметно-развивающей среде, которую создаем только в результате совместной деятельности всех специалистов: воспитателей группы, педагога-психолога (центр нейропсихологических игр), музыкального руководителя (уголок музыкальных инструментов), инструктора по физическому воспитанию (картотека спортивных игр, спортивное оборудование — скакалки, тренажеры, мячи кегли, кольцеброс, предназначенное для занятий в групповой комнате).

Наибольший эффект взаимодействия специалистов достигается в том случае, если образовательная деятельность проводится в системе, а не в единичных случаях. Согласно АООП для детей с нарушениями речи, ООП ДО детского сада и лексическим темам создаем модели интегрированных занятий, а для более результативного достижения коррекционно-развивающих задач разрабатываем перспективный план.

Основной целью нашего дошкольного учреждения является общее оздоровление и укрепление здоровья каждого воспитанника. Поэтому особое место отводится интеграции физического воспитания со всеми видами деятельности и с развитием речи в частности. Один раз в квартал проводим физкультурно-речевое занятие, которое проходит в форме развлечения совместно учитель-логопед — инструктор по физическому развитию.

План интегрированной физкультурно-речевой деятельности в старшей группе предусматривает решение следующих задач:

Образовательные: расширять представление детей о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире, труде людей.

Воспитательные: быть отзывчивыми к сверстникам, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи; развивать умение проявлять любовь к Родине; приобщать детей к русской и национальной культуре.

Задачи физической культуры: совершенствовать основные виды движений, повышать физическую работоспособность; продолжать развивать мелкую и общую моторику, улучшать ориентировку в пространстве; развивать дружеские взаимоотношения между детьми.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя проходит красной линией в процессе всех видов деятельности.

Совместно с учителем логопедом планируем занятия по речевому развитию, ознакомлением с окружающим миром, подготовке руки к письму. Преемственность в работе предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и в других видах деятельности.

Выполняем, помимо общеобразовательных и коррекционные задачи, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого нарушения. Особое внимание уделяем развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.

Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда, объединяющее усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание обстановки в группе. Правильно созданная психологическая атмосфера укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевыми нарушениями.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая тем самым базу для формирования речевых знаний, умений и навыков.

В других случаях, воспитатель сосредоточивает внимание на закрепление результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.

Взаимодействие воспитателя и логопеда необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин различного характера.

Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность, компетентность педагогов.

Литература:

  1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. — М.: Издательство «Просвещение», 1968.-445с.
  2. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — Москва: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 383 с.
  3. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  5. Прокопьева Л. И. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие. — Южно-Сахалинск: Издательство СахГУ, 2013-68с.
  6. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. — Мн.: «Аверсэв», 2005. — 75с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вид деятельности, взаимодействие специалистов, коррекционная работа, совместное планирование, занятие, логопед, психическое развитие, развитие речи, физическое воспитание.


Похожие статьи

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Здоровьесбережение в деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Похожие статьи

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Здоровьесбережение в деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Задать вопрос