В современной социальной среде родители и педагоги дошкольного образования встревожено отмечают серьёзные проблемы во взаимодействии со сверстниками. Детям, как правило, не хватает внимания, доброты, сострадания, поэтому развитие навыков общения у детей дошкольного возраста приобретает всё большее значение.
Учёные считают, что важной составляющей социализации ребёнка является его успешность в общении со взрослыми и сверстниками, так как она влияет на высокую успеваемость в обучении, психологическое здоровье и благополучие и, конечно, в формировании личности в целом [2, c. 5].
Лариса Андреевна Петровская справедливо утверждает, что коммуникативная компетентность — это общая система знаний, опыта и умений, которые требуются для успешного взаимодействия [4, с. 2].
Российский психолог Юрий Николаевич Емельянов определяет это понятие как ситуационную мобильность, хорошее знание и применение вербальных и невербальных средств коммуникаций [4, c. 3].
Критерием сформированности коммуникативной компетентности является возможность успешно применять навыки взаимодействия с другими людьми.
Можно отметить, что под коммуникативной компетентностью детей дошкольного возраста мы понимаем коммуникационные навыки, которые дают возможность дошкольникам успешно взаимодействовать с окружающими, выполняя нормы и своды правил современного общества.
Дети дошкольного возраста выражают готовность к взаимодействию со сверстниками в различных видах деятельности, в результате чего возникает «детское общество». Это позволяет создать определенные условия для социализации дошкольников.
Для детей важна содержательная сторона в общении, ведь она позволяет всесторонне развить их личность. Через коллектив и деятельность, которая организуется в ней, дошкольники учатся совместно обсуждать, организовывать свои действия, конструктивно разрешать конфликты, ради достижения общих целей и результатов. Все эти факторы оказывают содействие в формировании коммуникативной компетентности [1, c. 39].
Большинство исследователей коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста согласны с тем, что по мере развития детей вербальная коммуникативная деятельность становится более важной, а невербальная деятельность (особенно экспрессивное и имитационное поведение) менее важной.
Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. С помощью неё наиболее эффективно происходит развитие и воспитание личностных и нравственных качеств детей дошкольного возраста. В игре ребёнок исследует мир, учится взаимодействовать и общаться со взрослыми и сверстниками. Она является зеркалом, через которое отражается вся жизнь ребёнка. И пусть он играет «не по-настоящему», эмоции ребёнка всегда искренние и живые.
Игра является той деятельностью, в которой дошкольник без посторонней помощи, используя лишь свои знания и жизненный опыт, формирует такое качество личности, как самостоятельность. Через игру происходит оценка как своих, так и чужих поступков. В процессе игровой деятельности дети дошкольного возраста учатся договариваться, оказывать помощь товарищам, отвечать за свои действия и слова. Всё это позитивно оказывает влияние на детей, которые необщительны или отличаются эгоцентризмом.
Игра является эффективным средством для формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. С помощью игровой деятельности ребёнок приобретает необходимые навыки в межличностном общении.
В ходе игры между детьми дошкольного возраста создаются две формы взаимоотношений: отношения, складывающиеся в процессе игры и зависящие от её содержания, и настоящие отношения, раскрывающиеся в игровой деятельности. С помощью этих отношений дошкольники общаются друг с другом, контактируют и, как следствие, происходит формирование коммуникативных навыков. К настоящим отношениям можно отнести приглашение сыграть в игру, выбор персонажей и ролей, выход из конфликтных ситуаций, обсуждение правил и т. п.
Игра — это культурная и экологическая среда, в которой дети развивают свою личностную, социальную, коммуникативную и межличностную культуру. Игра между детьми не только позволяет развивать совместную деятельность, но и направляет внимание ребенка на партнера, который является объектом совместной деятельности. Игровое взаимодействие побуждает каждого участника разделять особый игровой опыт и позволяет каждому участнику выражать различные эмоции посредством игрового общения [6, c. 103].
Без партнеров по игровой деятельности формирование коммуникативной компетентности будет затруднено, так как только при взаимодействии с партнером по игре, взрослым или сверстником, дети дошкольного возраста смогут найти свое место, открыться и получить одобрение или отвержение со стороны других дошкольников. Принятие детьми разных ролей является очень важным условием для развития понимания партнеров и позволяет детям испытать различные способы взаимодействия на сверстников, которые принимают на себя разные роли.
Стоит помнить, что для успешного развития игровой деятельности важна поддержка самого педагога. Именно его знания по руководству игрой определяют, насколько всесторонне будут развиты личностные качества ребёнка. Поэтому педагогу при руководстве стоит применять манеру, тон и интонацию, которая будет отражать характер и эмоции свои и персонажа, которого он играет, а дошкольнику предстоит передать свои впечатления в процессе игры. Воспитатель в игровой деятельности должен проявлять инициативу, но и побуждать, мотивировать самостоятельную игру детей [5, c. 142].
В зависимости от возрастной группы детей дошкольного возраста роль педагога изменяется. В работе с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель — это организатор игры, обучающий способам и игровым приемам, а также помощник в завершении игры. С детьми среднего дошкольного возраста педагог продолжает играть и организовывать игру, но теперь он предлагает роль инициатора другим детям, сам же тактично помогает продолжить игру, если она зашла в «тупик». С детьми старшего дошкольного возраста педагог занимает роль советника и объективного судьи, иногда участвуя в играх детей.
В игровой деятельности формирование коммуникативной компетентности начинает осуществляться более интенсивно начиная со среднего дошкольного возраста. С этого возраста запрос на взаимодействие со сверстниками выдвигается на первый план, поскольку игра стремительно развивается, как и другие виды деятельности.
У детей дошкольного возраста есть потребность в межличностном взаимоотношении. Они стремятся выстроить деловое сотрудничество, обговаривать свою деятельность и поступки для достижения результата — это то, что является сущностью содержания в межличностном взаимоотношении. С помощью игры у детей появляется особое внимание к действиям и их способам. Они особо проявляются в вопросах или репликах, дети становятся более расположены к соперничеству, у них проявляется дух соревновательности.
В среднем дошкольном возрасте необходимость в общении со сверстниками приобретает внеситуационный характер. Это происходит потому, что в основе лежит личностный характер и формируется стойкий образ ровесника. Благодаря этому и появляется дружба между детьми, общая привязанность. У детей происходит формирование своего личного отношения к другим дошкольникам, они начинают уважать их увлечения, учатся быть отзывчивым. При этом появляется заинтересованность к личности самого сверстника [5, c. 143].
Марина Александровна Панфилова справедливо говорит о том, что игра является одним из способов развития у детей среднего возраста таких коммуникативных навыков, как:
— осознание и принятие чувственных состояний партнера по общению и открытость в проявлении собственных эмоций;
— проявление заботы, внимания, сопереживания к сверстнику;
— умение заботиться о своих партнерах по общению и оказывать им содействие;
— развитие навыка слушать и прислушиваться к собеседнику, принимать во внимание чужие мнения и не бояться сказать своё, разрешать конфликты, приходя к общему компромиссу;
— применение вербальных и невербальных способов общения, умение вести диалоги;
— способность благодарить и хвалить, а также тактично подвергать критике [4, c. 6–7].
Все эти коммуникативные навыки можно развивать, как в сюжетно-ролевых играх, так и в процессе режимных моментов.
Например, осознание и принятие чувственных состояний партнера и открытость в проявлении собственных эмоций можно развить с помощью игры «Угадай эмоцию».
Педагог выбирает одного ребёнка и шёпотом говорит ему эмоцию, которую ему необходимо изобразить, используя при этом всё, что ему захочется. Другие дети угадывают эту эмоцию. Эмоции стоит начать предлагать со знакомых многим детям: радость, грусть, а после использовать посложнее: злость, удивление, обида, испуг и т. д.
Проявление заботы, внимания, сопереживания к сверстнику отлично иллюстрируется игрой «Стул комплиментов».
Педагог предлагает одному ребёнку сесть на «стул комплиментов». Остальные дети будут говорить ему добрые, ласковые слова, комплименты или же обнимут сидящего, погладят.
В течение дня можно предложить детям игру «День помощника», который позволит развить умение заботиться о сверстниках и оказывать им помощь.
Воспитатель с утра предлагает детям целый день помогать друг другу, но чтобы это не было заметно. Затем подходит к каждому ребенку и шёпотом говорит имя, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. В течение дня педагог напоминает детям об игре. В конце дня воспитатель собирает всех детей и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему.
Игра «Испорченный телефон» формирует умение активно слушать и прислушиваться к собеседнику.
Дети садятся в одну линию на стулья. Педагог или ребёнок шёпотом, на ухо произносит соседу по стулу какое-либо слово или фразу. Этот сосед, узнав загаданное, также шёпотом говорит его следующему рядом сидящему соседу. Когда загаданное слово или фраза дошла до последнего ребёнка, он озвучивает, какое слово ему передали.
Развить навыки невербальных способов общения поможет игра «Магазин».
Дети сидят в кругу на стульях. Педагог предлагает детям поиграть в магазин, где они будут «покупателями». Но они должны лишь жестами объяснить «продавцу» какой предмет им нужен в магазине. Продавцом сначала выступает педагог, потом предлагает эту роль ребёнку.
Игра «Подарок» развивает способность благодарить и хвалить, а также тактично подвергать критике.
Педагог предлагает ребёнку самому выбрать, кому он хочет сделать подарок и что именно подарить. Если тому дошкольнику, которому дарится подарок, он понравился, то ребёнок благодарит за подарок словами или объятиями. Если же подарок не понравился, то ребёнок должен тактично отказаться от него [3].
Итак, можно сделать вывод о том, что в игровой деятельности формируются и начинают осознаваться дошкольниками их отношения со сверстниками. Играя, дети обучаются умению понимать характер отношений, а также приобретаются нужные навыки коммуникации. Коммуникативные навыки играют важную роль в социальном развитии детей дошкольного возраста. Они позволяют детям различать различные коммуникативные ситуации, понимать позицию других людей в этих ситуациях и соответствующим образом адаптировать свое поведение.
Литература:
- Александрова О. А. Формирование коммуникативных умений общения. М.: Просвещение, 2017. 265 с.
- Гриценко Н. В. Особенности развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. 2019. № 6 (26). С. 5–7.
- Дубинина Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2020. 176 с.
- Захарова Т. В. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 2–8.
- Мурсякова В. Формирование коммуникативной компетентности детей // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Cборник научных докладов Региональной студенческой научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Махачкала, 2019. С. 140–143.
- Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 2020. 255 c.