Ключевые слова: урок, исследовательская деятельность, проблемная ситуация, русский язык, класс, литературное чтение.
Сейчас общество живет в эпоху постоянного увеличения объемов информации, обновления знаний. Очень много появляется способов освоения информации. В начальной школе ученик учится искать, понимать, применять, оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией ученики осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Сегодня важно не столько дать ребенку багаж знаний, сколько вооружить его таким важным умением, как умение учиться.
Как же реализовать системно-деятельностный подход на уроках в условиях сельской малокомплектной школы. В малокомплектной школе урок состоит из чередовании двух компонентов: работы обучающихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности детей. Поэтому деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:
— моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках;
— использование активных и интерактивных технологий;
— участие в проектной и исследовательской деятельности.
На мой взгляд использование технологии проблемного обучения, является одной из самых действенных технологий. Обобщив опыт работы по новым стандартам, сделала вывод, что в малокомплектной школе проще всего на уроке создать проблемную ситуацию при однотемном материале. Работая в двух классах вначале урока создается проблемная ситуация для всех обучающихся. Дети анализируют затруднение, формулируют проблему. Каждый класс определяет для себя задачи, которые необходимо решить. После этого учащиеся ищут выход из сложившейся ситуации с помощью выдвижения предположений и последовательных проверок. Ребята работают в парах и группах. Выбирая метод разрешения проблемной ситуации, использую коллективную деятельность в форме мозгового штурма. Данный прием предлагаю тогда, когда можно выбрать наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Затем приводят в порядок обнаруженные факты. Далее учащиеся приступают к практической проверке правильности выдвинутых решений. На этапе изучения нового материала и повторения использую форму работы, как индивидуальная работа основе самоконтроля и взаимоконтроля. В конце урока при обобщении полученных знаний и рефлексии учебной деятельности использую прием обучения — кластер, который объединяет аналитическую и творческую деятельность. Проблемное обучение формирует вести диалог, слушать других, принимать их точку зрения. Очень трудно в двух классах построить изучение нового материала, когда разные темы. В проведении таких уроков помогает использование информационно- коммуникативных технологий. На уроке литературного чтения, при изучения нового материала в одном классе использую аудиопрослушивание. При прослушивании произведения дети учатся выразительно читать, прочувствовать настроение, определить характер героя, в это время другой класс работает под моим руководством. На уроках русского языка, математики, окружающего мира, при изучении новой темы, закреплении изученного, проведении самостоятельной работы использую электронные приложения.
В работе с двумя классами большую помощь оказывают ресурсы сети Интернет. Учащиеся самостоятельно находят необходимую информацию на уроке. Например, на уроке русского языка, при знакомстве со словарным словом дети ищут значение слова, на уроках математики выполняют тесты, а также использую электронно-образовательные ресурсы на других предметах.
В рамках реализации системно-деятельностного подхода на уроках использую исследовательскую деятельность. Ребятам нравится открывать новые знания. Чаще всего на уроках применяю следующие приемы исследовательской деятельности: понаблюдай, подумай самостоятельно, посмотри в книге. На таких уроках развиваются коммуникативные умения. Дети учатся самоконтролю и самооценке. По мнению Заир-Бек С. И., И. В. Муштавинской «Современная школа ставит перед учителем более широкие задачи: это и совместная поисковая деятельность, и навыки коммуникации; многие из них решаются в процессе обучения сообща» [2, с. 111].
Ребятам нравится обобщать свои исследования в виде проектной деятельности. Очень нравится старшим по возрасту детям выступать в роли наставников. Совместные проекты очень увлекают детей. В процессе подготовки учащиеся предлагают свои версии, анализируют. Работая над проектами используют художественную, справочную литературу, ресурсы сети Интернет. В своей работе, используя системно-деятельностный подход в обучении детей младшего возраста, я ставлю цель: обеспечить развитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. На мой взгляд, они отвечают возрастным требованиям младших школьников, тем самым процесс обучения строится на принципах сотрудничества. Актуально применение игры тогда, когда темы уроков, либо виды работ совпадают.
Так, благодаря игровым технологиям в двух классах на уроках русского языка провожу словарную работу, на уроках математики — устный счет, на уроках литературного чтения использую игровые задания «Отгадай загадку по опорным словам», «Собери пословицы», «Подбери к стихам рисунки». Так каждый класс получает задания в соответствии с изучаемым программным материалом. Целесообразно применять игровые технологии на обобщающих уроках. Провожу совместно уроки- праздники, экскурсии, соревнования и т. п.
При проведении занятий в малокомплектной школе с целью реализации деятельностного подхода на уроках применяю технологию критического мышления. Американский философ и педагог Дж. Дьюи отмечал, что учителя часто не могут эффективно влиять на развитие мышления учеников, потому что волей или неволей в их действиях преобладает поучение, которое не стимулирует свободу мысли, а приучает к соглашательству и схематизации [2]. Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни.
Однако, системно-деятельностный подход в образовании — совокупность образовательных технологий, приемов и методов, где учитель становится в содружестве с учащимися, мастером своего дела, работает на высокие результаты, формирует у учеников универсальные учебные действия.
Литература:
- Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. /М: Просвещение, 2010.
- Заир-Бек С. И., И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. (Работаем по новым стандартам). /М: Просвещение, 2011.
- Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. (Работаем по новым стандартам). /М: Просвещение, 2011г.
- Смирнова Е. Ю. Развитие исследовательской активности младших школьников./ Начальная школа, № 2, 2011.