Важная взаимосвязь между ценами и экономией за счет масштаба указала на важность транспорта, что привело к включению транспортной деятельности в обсуждения экономической политики. В представленных документах автор определяет роль транспорта в развитии устойчивой экономики, которая в ближайшем будущем предоставит новые услуги, обеспечивающие лучшее управление и возможности движения в режиме реального времени в целях защиты окружающей среды и обеспечения безопасности.
Ключевые слова: устойчивое развитие, логистика, экономический рост, транспорт.
Более быстрое развитие транспортной системы по сравнению со всей экономикой может быть невыгодным для страны с точки зрения условий неравенства, возникающих при формировании и развитии различных промышленных и коммерческих объектов. Из-за развитой транспортной инфраструктуры местная экономика оказывается в положении, когда она не может развиваться промышленно, поскольку местное сообщество имеет возможность закупать необходимые товары из других экономически развитых регионов.
Основываясь на концепции устойчивого развития общества, транспортные средства имеют значительное значение для сбалансированного развития экономической и социальной систем страны.
Внешнее измерение транспорта приводит к возможностям и выгодам экономического и социального влияния во всей экономике. Когда транспортная система отстает, возникают потери из-за сокращения международной торговли.
В развитии и диверсификации торговли между странами по всему миру международные грузовые перевозки играют важную роль. Транспорт, в силу своей предполагаемой роли, является важной частью материального производства, формирующей другие секторы мировой экономики, главным образом международную торговлю.
Транспортная деятельность является предпосылкой для достижения соглашений об экономическом сотрудничестве с целью привлечения регионов “world circuit” по всему миру путем создания системы распределения, открытой для потребностей потенциальных бенефициаров.
В текущий период взаимосвязь стран основана на экономических отношениях, международная торговля, посредством транспортной деятельности, является одним из основных элементов глобализации.
С переходом к открытой экономике эволюционный рост транспортных мощностей во всем мире имеет тенденцию, аналогичную международной торговле. К числу факторов, способствующих восходящей тенденции, относятся (рис. 1):
Рис. 1. Факторы, способствующих восходящей тенденции
Перед транспортом стоит социальная и экологическая задача, которой нельзя пренебрегать. Социальная задача определяется ролью транспортной деятельности в обществе и тесно связана с экологической задачей, поскольку транспорт является потенциальным загрязнителем окружающей среды с последствиями для людей.
Воздействие транспортной деятельности на экономику может быть прямым или косвенным. Прямые эффекты связаны с доступностью рынков, и в этом случае транспорт обеспечивает связь с крупными торговыми точками и экономит время и деньги. Косвенное воздействие связано с эффектом экономического мультипликатора, когда цена на товары или услуги увеличивается по мере диверсификации.
Тот факт, что транспорт обеспечивает связь между международными рынками, указывает на уязвимость к случайным потрясениям, которым подвергается экономика региона или на международном уровне. Одним из таких примеров является финансовый кризис 2008 года, который привел к сокращению объема товаров, импортируемых или экспортируемых в развитые страны или развивающиеся из-за сокращения производства.
Взаимосвязь между транспортом и экономическим ростом не является прямой, а скорее связана с его влиянием на структуры и процессы производства, местоположение и размер предприятий, структуры и процессы распределения и другие характеристики организации производства.
ЕС является одним из ведущих мировых поставщиков услуг, оборудования и транспортных технологий. Компании ЕС контролируют 30 % мирового воздушного транспорта и 40 % мирового морского флота. На долю транспортного оборудования приходится 60 % экспорта стран-членов ЕС. Важная часть транспортной деятельности осуществляется в условиях международной конкуренции, особенно в случае воздушного и морского транспорта. Доступ на рынки за пределами стран ЕС имеет решающее значение для транспортной системы ЕС.
Расширение ЕС оказало значительное влияние на транспорт. Ряд механизмов международного сотрудничества, таких как механизмы в области рек и дорог, относятся к будущим государствам — членам ЕС и соседним странам, с которыми у ЕС уже сложились особые отношения, которые хорошо работают в транспортной деятельности.
Сотрудничество в области транспорта в ЕС и соседних странах будет способствовать необходимым взаимосвязям на основных транспортных маршрутах, принимая во внимание экономические, экологические и социальные аспекты. Целью устойчивой транспортной политики в ЕС является внедрение транспортных систем, отвечающих экономическим, социальным и экологическим потребностям общества. Транспортный сектор, вносящий вклад в европейскую экономику в целом, играет важную роль в конкурентоспособности европейской промышленности и услуг.
Транспортная политика в ЕС играет стратегическую роль в Лиссабонской стратегии с точки зрения установления баланса между экономическим ростом, процветанием и охраной окружающей среды.
Экономический рост связан с развитием транспорта. В то время как некоторые регионы извлекли выгоду из развития транспортных систем, другие часто оказываются на обочине из-за наличия условий, не позволяющих должным образом развивать транспортную систему. Транспорт сам по себе не является достаточным условием для развития, и отсутствие транспортной инфраструктуры можно рассматривать как препятствие на пути развития.
Вывод. С каждым этапом развития человеческого общества разрабатывался или адаптировался определенный вид транспорта. Однако было замечено, что на протяжении всей истории ни один вид транспорта не был исключительно ответственен за экономический рост. Таким образом, развитие видов транспорта было соотнесено с экономическими структурами и мобильностью рабочей силы. Например, важные международные миграционные потоки, которые имели место с 18 века, были связаны с расширением международных и континентальных перевозок. Транспорт сыграл каталитическую роль в миграции, приведя к экономическим и социальным преобразованиям многих стран. Развитие, диверсификация и усовершенствование транспортной системы привели к расширению и интенсификации производства и обращения товаров.
Инвестиции в транспортную инфраструктуру являются инструментом регионального развития, особенно в развивающихся странах, главным образом в дорожном секторе. Таким образом, сложность взаимосвязи между транспортом и экономическим развитием заключается в разнообразии возможных эффектов: растущем развитии экономических обменов между экономическими агентами, установлении торговых отношений с дальневосточной торговой зоной и положительном косвенном влиянии на развитие других секторов экономики.
Трудность разделения конкретного вклада транспортной системы в экономическое развитие страны обусловлена тем фактом, что в процессе развития транспортная система может предшествовать экономическому прогрессу или следовать за ним одновременно.
Литература:
- Fistung, F.D., Transportul durabil. O perspectivă viabilă de evoluţie, Academia Română, Institutul Naţional de Cercetări Economice, 2008;
- Баттон К., Реджиани А., Проблемы транспорта и экономического развития, Издательство Эдварда Элгара, Челтнем, 2011;
- Гилберт Р.; Надо К., Разделение экономического роста и спроса на транспорт: требование устойчивости, Документ конференции “Транспорт и экономическое развитие 2002”, 2001.