В данной статье рассматриваются этапы становления логики в контексте развития философской мысли.
Ключевые слова: логика, научное познание, мышление, законы, истина.
Философия античности впервые поставила вопрос о проблеме познания, и большое значение философы этого периода придавали именно рациональному познанию. Проблема рационального познания была поставлена представителями школы Элеатов. Например, Парменид считал, что истинное знание достигается рациональным путем с помощью умозаключений.
Своё развитие логика получила благодаря Аристотелю, который усовершенствовал рациональную линию в античной философии и разработал целую науку, ставшую вершиной рационального мышления.
Каковы причины возникновения логики? Можно сделать акцент на нескольких:
— это зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Наука, рождаясь в борьбе с мифологией и религией, основывается на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства.
— это развитие ораторского искусства, которое достигло своего расцвета в условиях древнегреческой рабовладельческой демократии.
— это стремление к понятийному мышлению.
Логика как наука изучает методы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее в рациональной форме, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
Родоначальником логики считается величайший мыслитель древности Аристотель. Именно с его работами связано становление формальной логики. В своих трудах, объединенных общим названием «Органон» (орудие познания), Аристотель впервые обстоятельно проанализировал и описал основные логические формы (силлогизмы) и правила рассуждений (законы логики). В центре всех его логических размышлений — теория выводного знания — дедуктивных умозаключений и доказательства. Также Аристотель дал классификацию категорий. В своей работе «О софистических опровержениях» серьезное внимание Аристотель уделяет также разоблачению различного рода логических ошибок и софистических приемов в спорах. [5, с. 535]
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Аристотель считал, что основой логического мышления являются законы, к которым он относил:
— закон тождества (логические выводы надежны лишь при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл);
— закон противоречия (не могут быть одновременно истинными два противоположных высказывания об одном и том же предмете);
— закон исключенного третьего (из двух противоположных высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно). [1, с. 48]
Законы логики, как основные, так и не основные в мышлении функционируют в качестве принципов правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и опровержения ложных суждений и ложных гипотез.
Соблюдение законов логики — необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения. Логические принципы являются отражением связей и отношений вещей материального мира. Они действуют не зависимо от воли людей, не созданы по их воле и желанию.
Свое развитие логика получила в философии Нового времени. Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646–1716) по праву считается основоположником математической (символической) логики. Начиная с Лейбница, в логике используется в качестве метода исследования метод формализации, который традиционной логикой относился к методам математического исследования, а Лейбниц показал, что он имеет общенаучный характер. Лейбниц пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было бы разрешать посредством вычисления.
Математическая (символическая) логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного (логического) вывода. При этом в математической логике для выявления структуры вывода строятся различные логические исчисления, прежде всего исчисление высказываний и исчисление предикатов в их различных модификациях. Можно сказать, что математическая логика разрабатывает применение математических методов к анализу форм и законов доказательного рассуждения. [3, с. 46]
Логика нужна во всех направлениях деятельности, и часто мы используем логику подсознательно, даже не задумываясь, что это какой-либо формально-логический закон.
Неопозитивизм (логический позитивизм) является следующей ступенью в развитии логики. Учение данной школы философии основано на математических и логико-лингвистических конструкциях, что свидетельствует о развитии логики применительно к научному познанию. Начальным этапом формирования неопозитивизма считается деятельность «Венского кружка», который был основан в Вене и просуществовал с конца 20-х и до середины 30-х годов XX века. В «Венский кружок» входили известные философы и математики, такие как Мориц Шлик (основатель «кружка»), Рудольф Карнап, Отто Нейрат и другие. Ими были систематизированы исходные принципы неопозитивизма, главным из которых стал принцип верификации. [5, с. 22]
Последователями развитого логического позитивизма считаются Бертран Рассел (1872–1970) и его ученик Людвиг Витгенштейн (1889–1951). Результатом совместной работы двух философов является появление нового учения «логический атомизм». Основные идеи нового учения были изложены в произведении Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат» [2, с. 36]. Целью «логического атомизма» стало сведение научных знаний к «атомарным предложениям», которые включают в себя только конкретные факты без эмоциональных, психологических и этических аспектов. Поэтому логика у Л. Витгенштейна выступает как основа формулировки научного знания.
Рациональное мышление, в основании которого лежат логические приемы, стало основой для развития научного познания в его теоретической форме.
Литература:
- Аристотель. Сочинения., т.2., М.: Мысль, 1978. — 687с.
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Сер. «Памятники философской мысли». — М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2017. — 288 с.
- Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х томах. т.3 М.: Мысль, 1984. — 734 с.
- Чанышев А. Н. Аристотель. — М.: Мысль, 1978. — 200 с.
- Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М.: Наука, 1966. — 215с.