Пояснительная записка
Всем известно, что учитель-логопед строит свои занятия с учетом общих дидактических принципов, использует игру, как ведущий принцип деятельности детей дошкольного возраста, предлагает детям разнообразный наглядный материал. Но почему-то результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная.
Это можно объяснить тем, что процесс коррекции речи — очень трудоемкий процесс для самого ребенка. Ежедневные занятия снижают интерес к коррекционной работе. Поэтому учителя-логопеды обращаются к необычным методам и к нестандартным приемам в своей работе, для повышения устойчивого интереса детей, который будет влиять на качество коррекционной работы.
Коррекция звукопроизношения с механической рукой
Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.
Механическая рука — это устройство, которое имитирует действие человеческой руки и является новым, современным, нетрадиционным средством в коррекционной работе. Механическая рука сжимается и разжимается при нажатии на рукоятку. В коррекционной работе кисть механической руки помогает наглядно продемонстрировать нужный артикуляционный уклад языка. Кроме того, развивает мелкую моторику пальцев рук.
Движения мелких мышц кисти руки стимулируют развитие речи ребенка.
Для постановки звуков верхнего и среднего подъема языка, механическая рука, путем нажатия на рукоятку, принимает округлую форму. С помощью механической руки можно продемонстрировать те или иные артикуляционные действия, являющиеся аналогом работы речевого органа в ротовой полости.
С помощью механической руки легко и доступно показать детям тот или иной артикуляционный уклад или артикуляционное действие.
Для постановки звуков нижнего подъема языка, механическая рука, способна при нажатии принимать форму «Горки» и демонстрировать артикуляционные действия.
Детям бывает довольно сложно объяснить, как и, главное, куда нужно поставить язык. Наглядный пример ускоряет коррекционный процесс, работа по звукопроизношению проходит более динамичнее. Детей очень привлекает механическая рука. Они снова и снова желают с ней взаимодействовать.
Вместе с тем, использование механической руки позволяет отрабатывать речевое дыхание. Для этого необходимо положить кусочек ваты или ватного диска на «Ладонь» механической руки. Далее путем нажатия на рукоятку, придать округлую форму. После чего попытаться сдуть кусочек ватки, направляя воздушную струю прямо. Данное упражнение тренирует силу подачи воздушной струи.
Кроме того, данный вид технологии позволяет детям легко освоить путь при дифференциации звуков. Здесь можно применять картинки с одновременным использованием механической руки.
А еще, такой «Заменитель» доступный в приобретении и малозатратный. Поэтому есть возможность использования на подгрупповых занятиях, где будет проходить реализация несколько других задач.
Исходя из выше изложенного, следует, что если педагог заинтересован в положительном результате коррекционной работы, то наряду с традиционными технологиями будет применять и нетрадиционные технологии. Будет искать все новые и новые возможности для достижения желаемого!