Повышение качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 13.02.2023

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Капытцова, Л. Д. Повышение качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг / Л. Д. Капытцова, А. Н. Наренова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 119-123. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100022/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассмотрено повышение качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг. Качество — это свойство, которое обеспечивает соответствие продукта или услуги выраженным или предполагаемым потребностям потребителя. Конкурентоспособность в свою очередь представляет собой способность продукта или объекта превосходить своих конкурентов при определенных условиях. В статье также выявлено то, что наилучшим гарантом качества и безопасности, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям, является сертификация. В то же время декларация о соответствии, несмотря на упрощенные условия ее оформления, также является документом, дающим право на реализацию производимых в стране или ввозимых товаров. Без сертификации в стране рынок был бы заполнен некачественными товарами, опасными для здоровья человека и экологической ситуации в стране в целом.

Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, товары и услуги, продукты, сертификация.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время большое внимание стало уделяться вопросам повышения качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг. Понятие качества продукции является сложным и может быть объяснено с разных точек зрения. Во-первых, необходимо понимать, что качество отражает объективные характеристики продукта. С точки зрения производственного процесса, оно указывает на уровень технологии и техники производства, а с точки зрения потребителя отражает степень удовлетворения потребительских нужд. С точки зрения цены, качество продукта отражает определенное соотношение между стоимостью и ценой.

Конкурентоспособность фирмы в основном отражается в ее способности реагировать на потребности рынка и потребителей лучше, чем ее конкуренты. Конкурентоспособность сама по себе является широким и сложным понятием. Она основана на том, насколько фирма отличается от своих конкурентов на рынке. Конкурентоспособность часто отождествляется со способностью фирмы производить конкурентоспособную продукцию. Конкурентоспособность является относительным показателем и поэтому может быть измерена только по отношению к конкурентам на рынке.

В январе 2020 года в ходе широкомасштабной встречи с правительством Казахстана глава государства К.-Ж. Токаев призвал к созданию национальной системы сертификации и восстановлению авторитета и доверия к национальным стандартам для обеспечения безопасности внутреннего рынка, а 30 декабря 2020 года был принят Закон «О техническом регулировании».

Национальная система сертификации является частью национальной системы технических регламентов, которая влияет на производство и распространение продукции. В Казахстане существуют две параллельные системы технических регламентов:

— национальная система;

— наднациональная система.

Сертификация соответствия продукции, услуг и товаров требованиям качества и безопасности — это, прежде всего, гарантия производителя или поставщика услуг, что товары или услуги соответствуют параметрам качества, указанным в нормативных документах. В то же время это свидетельствует о том, что продукт или услуга безопасны для потенциальных потребителей.

Сертификация является лучшим средством гарантии качества и безопасности, поскольку она удостоверяет, что продукт соответствует требованиям. В то же время, несмотря на упрощенные правила, декларация о соответствии является также документом, дающим право на реализацию произведенной или импортированной продукции на внутреннем рынке. Без сертификации внутренний рынок был бы наводнен некачественной продукцией, опасной для здоровья людей и общей экологической ситуации в стране. Стандарты помогают производителям выпускать продукцию определенного качества и безопасности. Сертификация должна улучшить качество продукции, услуг и системы менеджмента организации и повысить конкурентоспособность продукции и услуг в Казахстане.

Создание национальной системы сертификации в Казахстане было инициировано Законом Казахской ССР «О защите прав потребителей», который вступил в силу 5 июня 1991 года. Согласно статье 13 закона, контроль качества осуществляется компетентными государственными органами в целях обеспечения, в том числе, права потребителей на надлежащее качество и достоверную информацию о товарах, работах и услугах.

Впоследствии была создана правовая база для оценки соответствия различной продукции, при этом проверки были сосредоточены на качестве системы управления компании и качестве самой продукции. Дальнейшее развитие система сертификации РК получила с введением в действие Закона РК «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 года.

Однако с вступлением РК в Таможенный союз, его развитием в Единое экономическое пространство, а затем в Евразийский экономический союз, все основные задачи по организации технического регулирования были переданы с национального уровня Международного экономического союза на наднациональный уровень, т. е. Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

В результате с 2010 года все правовые положения о технических регламентах регулируются законодательством Таможенного союза, а с 2014 года — законодательством Евразийского экономического союза. Обязательная сертификация была впервые введена в Казахстане в 1995 году с принятием Закона о стандартизации и сертификации, а в 1999 году был принят новый Закон о сертификации, который стал первым комплексным регулированием сертификации в Китайской Народной Республике и создал правовую основу для национальной системы сертификации. В старый закон были внесены изменения, чтобы привести существующие требования к продукции в соответствие с международными стандартами и уточнить правовую, экономическую и социальную основу для сертификации.

Генеральная прокуратура в сотрудничестве с Комитетом по техническому регулированию и метрологии провела комплексный обзор вопросов сертификации в 2019 году. В кратком отчете описано около 18 видов нарушений и несоответствий, связанных с сертификацией продукции и определением страны происхождения, которые представлены на рисунке 1.

Нарушения и несоответствия в сертификации продукции

Рис. 1. Нарушения и несоответствия в сертификации продукции

Мандат на создание «системы сертификации» следует рассматривать в контексте более общего термина «оценка соответствия». Система оценки соответствия и соответствующая схема сертификации уже созданы и регулируются законами о технических регламентах, аккредитации и стандартизации в области оценки соответствия, а также рядом вторичных законов. В настоящее время системы оценки соответствия и составляющие их системы сертификации уже созданы и регулируются техническими регламентами в области оценки соответствия, аккредитации и стандартизации, а также рядом подзаконных актов.

В июле 2020 года в качестве первого шага к оцифровке систем оценки соответствия была внедрена информационная система e-аккредитации, которая позволяет оцифровать все процедуры аккредитации и прослеживаемость документов по аккредитации, сократить время первичной аккредитации на одну треть и повысить предсказуемость развития системы сертификации.

На втором этапе внедрение в первой половине 2021 года электронной системы сертификации, в которой все обязательные поля должны быть заполнены без исключений, значительно улучшит формальные аспекты процесса сертификации и обеспечит эффективный мониторинг сертификационной деятельности. Однако существует также потенциальный риск мошенничества, который может быть уменьшен путем постоянного мониторинга. Прослеживаемость продукции в электронных информационных системах сертификации может помочь выявить такое мошенничество.

Внедрение электронной информационной системы аккредитации значительно улучшит возможность эффективного мониторинга деятельности по аккредитации. Например, в случае аккредитации и пост-аккредитационных аудитов органы по аккредитации обычно предоставляют все необходимые документы и сертификаты компетентности и оборудования. Однако существует высокая вероятность введения в заблуждение органов аккредитации в случае предоставления и фальсификации информации об оборудовании и персонале, принадлежащем другим организациям. В настоящее время такие манипуляции практически невозможно обнаружить. В результате отсутствует система отслеживания оборудования и персонала, что очень опасно. Однако оцифровка и внедрение ИТ-систем могут стать решением этой проблемы.

Казахстан и страны Центральной и Восточной Азии находятся в процессе принятия технических регламентов. Обязательная сертификация предусмотрена в технических регламентах Казахстана и ЕАЭС. На продукцию, подлежащую обязательной оценке соответствия, распространяются технические регламенты. Продукция, поставляемая на рынок союза, должна быть безопасной; правила и процедуры безопасности и распространения продукции, требования к которой не указаны в технических регламентах, должны быть закреплены в международных соглашениях ЕАЭС.

Технические регламенты ЕАЭС основаны на Протоколе Евразийского экономического союза о технических регламентах и устанавливают минимальные требования к техническим регламентам, а также правила идентификации продукции, формат, системы и процедуры оценки соответствия Технические регламенты союза включают правила терминологии, упаковки, маркировки, этикетирования и их применения, гигиенические требования и процедуры, а также общие требования к ветеринарным лекарственным препаратам

Технические регламенты Союза могут содержать специальные требования, отражающие климатические, географические или технические факторы, или характеристики, характерные для государства-члена и применимые только на территории этого государства-члена.

Он также может устанавливать специальные требования к продукции или материалам и изделиям для защиты определенных групп (несовершеннолетние, беременные женщины, кормящие матери, люди с ограниченными возможностями), а также специальные требования к разработке (включая исследования), производству, установке, вводу в эксплуатацию, хранению, транспортировке, продаже, утилизации, терминологии, упаковке, маркировке, требования к предупредительной маркировке и правила их применения.

Во многих странах существуют аналогичные системы сертификации. Правила, разработанные в соответствии с международными стандартами, содержат единые требования к органам по сертификации, обеспечивая единообразное соблюдение и максимально устраняя технические барьеры. Сегодня сертификация продукции осуществляется аккредитованными органами по сертификации продукции.

Стоит заметить, что в стране приняты масштабные меры по согласованию сертификации продукции и выявлению «недобросовестных» компаний, предоставляющих услуги по сертификации и испытаниям. Это привело к отзыву 1009 сертификатов соответствия, выданных национальными органами по сертификации продукции на электрическое и электронное оборудование, и предотвратило импорт опасной продукции на сумму более одного миллиарда тенге.

Кроме того, в первой половине 2020 года было проведено 62 проверки, из которых 35 закончились с отрицательным результатом. Кроме того, было проведено 94 совместных инспекции с другими органами власти, из которых 43 закончились с отрицательным результатом. Это привело к штрафам на сумму более 37 миллионов тенге. Кроме того, в период с июня 2019 года по июнь 2020 года в рамках мониторинга вопроса аккредитации было аннулировано 97 аттестатов аккредитации. В рамках проведения мониторинга деятельности субъектов аккредитации за 6 месяцев 2020 года были выявлены нарушения по 428 документам подтверждения соответствия. (рисунок 2)

Выявленные нарушения

Рис. 2. Выявленные нарушения

Выявленные нарушения в основном по отраслям легкой промышленности, низковольтного оборудования, пищевой промышленности и строительной отрасли. Эта работа проводится министерством на постоянной основе. Основными причинами проблем оценки соответствия являются устаревшее законодательство и процедуры оценки соответствия, низкий технический уровень процедур оценки соответствия, отсутствие контроля и альтернативных подходов к регулированию. Система управления представляет собой сложный механизм контроля. Например, продукт — это физический объект с четко определенными физическими и химическими свойствами, объективные характеристики которого могут быть определены экспериментально в лаборатории. Можно также определить объективные характеристики системы менеджмента качества, но это можно сделать и другими способами, например, проанализировать документы, собрать информацию о фактическом состоянии бизнес-процессов и опросить тех, кто вовлечен в бизнес-процессы. Между тем, в Казахстане ведется работа по внедрению систем менеджмента в организациях с целью сертификации аккредитованными органами по сертификации и получения сертификата системы.

Таким образом в ходе работы были рассмотрены условия повышения качества и конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг. В ходе работы было выявлено, что многие люди в Казахстане не понимают преимуществ внедрения систем менеджмента. Вероятно, это связано с отсутствием консультационных организаций и квалифицированных экспертов. Существует также вопрос обязательной оценки соответствия между сертификацией продукции и сертификацией системы менеджмента. Системы управления — это системы постоянного совершенствования. Качество продукции может быть высоким или низким, но без этих систем менеджмента система управления, безусловно, безопасна, именно поэтому оценка соответствия систем менеджмента редко включается в обязательную сертификацию по законодательству.

Литература:

  1. Вавилин, Я. А. Менеджмент безопасности продукции: учебное пособие для вузов / Я. А. Вавилин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — С. 105.
  2. Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник для среднего профессионального образования / С. Г. Васин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 404 с.
  3. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие для вузов / И. М. Лифиц. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — С. 392.
  4. Тебекин, А. В. Управление качеством: учебник для вузов / А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — С. 410.
  5. Управление конкурентоспособностью: учебник для вузов / Е. А. Горбашко [и др.]; под редакцией Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — С. 407.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, сертификация продукции, национальная система сертификации, регламент, сертификация, услуга, внутренний рынок, Евразийский экономический союз, обязательная сертификация, техническое регулирование.


Похожие статьи

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его конкурентоспособность

Цель данной статьи — рассказать о взаимосвязи уровня качества предприятия и его конкурентоспособности. На сегодняшний день каждое предприятие, желающие успешно конкурировать должно соответствовать стандартам ISO 9000, а также использовать различные т...

Роль сертификации в продвижении продукции

В статье авторы рассматривают сертификацию как один из способов продвижения продукции, недостатки технического регламента Таможенного союза, влияние её на участников рынка.

Оценка эффективности действующих систем менеджмента безопасности пищевой продукции с помощью валидаций и верификаций

Целью проведенных исследований являлась оценка эффективности систем менеджмента безопасности пищевой продукции с помощью валидаций и верификаций. Исследования проводились на производствах минеральных вод, безалкогольных напитков и в предприятиях обще...

Информационная безопасность денежных переводов

Информационная безопасность является одним из наиболее важных факторов развития как отдельно взятых предприятий, экономики отдельно взятых муниципальных образований, регионов и страны в целом, так и общества в целом, независимо от территориальной при...

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Конкурентоспособность появляется в рыночных условиях, когда на рынок выходит несколько производителей аналогичного товара. Чтобы оставаться на рынке конкурентоспособным предприятием необходимо, чтобы продукт удовлетворял потребности покупателя в данн...

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме контрафакта и поддельных товаров. Особое внимание уделено роли товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях. В статье выяснены особенности обес...

Выявление проблем и предложения по их решению для оборонных предприятий в условиях импортозамещения

В данной статье рассмотрены проблемы, возникающие в сфере оборонной промышленности в связи с необходимостью импортозамещения сырья и материалов, используемых на предприятиях, для обеспечения необходимого и максимально высокого уровня качества готовой...

Фальсификация косметической продукции

Проблема наличия фальсифицированных товаров касается и российского косметического рынка. Фальсификация в её различных видах и проявлениях способна не только нарушить репутацию косметического бренда, ввести потребителя в заблуждение, привести к неопра...

Управление качеством уникальной продукции на малых предприятиях

В статье рассмотрены основные понятия элементов управления качеством, виды нормативных документов по стандартизации в Российской Федерации, характерные черты единичного производства. А также представлены необходимые условия для изготовления документа...

Текущее состояние и перспективы развития импорта в России

Импорт является важным звеном в функционировании экономики любой страны. По структуре, динамики роста или снижения импортных операций можно судить о состоянии национальной экономики. Импортная политика государства должна проводится так, чтобы не ущем...

Похожие статьи

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его конкурентоспособность

Цель данной статьи — рассказать о взаимосвязи уровня качества предприятия и его конкурентоспособности. На сегодняшний день каждое предприятие, желающие успешно конкурировать должно соответствовать стандартам ISO 9000, а также использовать различные т...

Роль сертификации в продвижении продукции

В статье авторы рассматривают сертификацию как один из способов продвижения продукции, недостатки технического регламента Таможенного союза, влияние её на участников рынка.

Оценка эффективности действующих систем менеджмента безопасности пищевой продукции с помощью валидаций и верификаций

Целью проведенных исследований являлась оценка эффективности систем менеджмента безопасности пищевой продукции с помощью валидаций и верификаций. Исследования проводились на производствах минеральных вод, безалкогольных напитков и в предприятиях обще...

Информационная безопасность денежных переводов

Информационная безопасность является одним из наиболее важных факторов развития как отдельно взятых предприятий, экономики отдельно взятых муниципальных образований, регионов и страны в целом, так и общества в целом, независимо от территориальной при...

Пути повышения конкурентоспособности предприятий

Конкурентоспособность появляется в рыночных условиях, когда на рынок выходит несколько производителей аналогичного товара. Чтобы оставаться на рынке конкурентоспособным предприятием необходимо, чтобы продукт удовлетворял потребности покупателя в данн...

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме контрафакта и поддельных товаров. Особое внимание уделено роли товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях. В статье выяснены особенности обес...

Выявление проблем и предложения по их решению для оборонных предприятий в условиях импортозамещения

В данной статье рассмотрены проблемы, возникающие в сфере оборонной промышленности в связи с необходимостью импортозамещения сырья и материалов, используемых на предприятиях, для обеспечения необходимого и максимально высокого уровня качества готовой...

Фальсификация косметической продукции

Проблема наличия фальсифицированных товаров касается и российского косметического рынка. Фальсификация в её различных видах и проявлениях способна не только нарушить репутацию косметического бренда, ввести потребителя в заблуждение, привести к неопра...

Управление качеством уникальной продукции на малых предприятиях

В статье рассмотрены основные понятия элементов управления качеством, виды нормативных документов по стандартизации в Российской Федерации, характерные черты единичного производства. А также представлены необходимые условия для изготовления документа...

Текущее состояние и перспективы развития импорта в России

Импорт является важным звеном в функционировании экономики любой страны. По структуре, динамики роста или снижения импортных операций можно судить о состоянии национальной экономики. Импортная политика государства должна проводится так, чтобы не ущем...

Задать вопрос