Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шеина, Л. И. Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи / Л. И. Шеина, В. В. Ефремова, И. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 291-294. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100026/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

XXI век, век компьютеризации и информации требует от личности больших познаний в интеллектуальной сфере, умеющей самостоятельно и критически мыслить, умеющей видеть и творчески решать возникающие проблемы, быть по мнению В. Н. Шебеко и Кудрявцева «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». «Субъектная инициатива, самостоятельность — это необходимые качества для развивающейся личности, которые обуславливают достижение высоких результатов в любой сфере деятельности» [2].

В соответствии с п. 3.2.5. ФГОС ДО одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является «построение вариативного развивающего образования… через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, памяти, речи, общения, воображения и детского творчества — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве» [3].

Именно в эту эпоху живут и развиваются наши дети. Само время требует других подходов к образованию дошкольников — перехода от традиционного информационно — накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе — развивающему обучению. И именно при развивающем обучении создаются условия для динамики моторной памяти, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в себе, успешно учатся, лучше ориентируются в социуме.

Эффективное развитие моторной памяти детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности.

Работа с моторной памятью помогает развивать у ребенка координацию движений, правильную моторику (а чем более развита моторика у ребенка, тем богаче его словарный запас и коммуникативные способности — это утверждение психологов), снимает нервное напряжение и тонизирует мышечные ткани. Благодаря моторной памяти ребенок может обучаться новым играм, выполнять логические последовательности действий при занятиях на компьютере, обслуживает себя, делает домашние дела и все то, что невозможно без четких и согласованных движений тела [1].

Речь и моторная память идут нога в ногу, при подготовке детей к школе, это обусловлено анатомическим строением головного мозга человека. Развитие двигательной сферы оказывает стимулирующее действие на активизацию речевых зон коры головного мозга. Кроме того, нельзя забывать о том, что язык — это одна из самых сильных мышц нашего тела. Если же речь нарушается из-за пассивности и вялости языка, это означает, что в организме происходит угасание рефлекторных двигательных автоматизмов.

Как показывает ежегодная логопедическая диагностика, у детей с ТНР, наряду с нарушением вербальной стороны речи, прослеживаются нарушения и невербальных процессов. Один из них — общая моторная недостаточность: дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию, у них отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движения, наблюдается утомляемость движения, недостаточная четкость и организованность.

Дети не могут ловить и бросать мяч, прыгать на одной ноге и т. п. Имеются отклонения в развитии движений пальцев: дети не умеют одновременно сжать два кулака, загнуть поочередно пальцы, им трудно держать кисточку, карандаш, неуверенно пользуются ножницами.

С точки зрения физиологии, передвигаясь, ребенок получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.

Становится объяснимой прямая зависимость мыслительных процессов от физической активности.

Опыт работы в коррекционных группах в преодолении ТНР показывает, что наибольший эффект достигается применением комплексного подхода, где обязательным элементом является и физическое, и музыкальное развитие.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Значит, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Систематическая тренировка со сказочным повествованием — мощное средство работоспособности головного мозга, а как следствие — улучшение качества речи, внимания и памяти детей.

Игры и упражнения для совершенствования движений в соответствии с персонажами сказки — просто необходимы детям.

Опираясь на ФГОС ДО и анализ научной литературы, относительно проблемы моторной памяти у детей с ТНР — сказка признана одним из эффективных средств её развития и включает в себя интеграцию практически всех образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественное развитие. А любые творческие задания развивают у дошкольников мышление, самостоятельность, любознательность, эмоциональную отзывчивость. Благодаря такому подходу обогащается и развивается связная речь.

Становится понятным, что развитие ребенка должно осуществляться в их любимой деятельности, а не в навязанной им учебной деятельности. Не особо нагружая сознание ребёнка, педагог может многому научить последнего и развить в нём самые лучшие человеческие качества.

Это обстоятельство требует от педагогов детских садов обращения к новым формам работы с дошкольниками, таким, как, совместная деятельность с педагогом и самостоятельная деятельность детей, позволяющие педагогам обучать детей таким образом, чтобы об этом даже не подозревали.

Естественнонаучная осведомленность авторов опыта, позволила выделить среди педагогических условий, способствующих развитию моторной памяти у детей с ТНР, технологию «двигательная сказка». Данная технология развивает осознание красоты движений у дошкольников. И самое главное, что даже воспитанники группы компенсирующей направленности, готовы к содержательному увлеченному общению с педагогами через сказку.

Выполнение движений с взрослыми, проговаривание слова текста, в сочетании с движением — отличная тренировка органов артикуляционного аппарата, дыхательной и голосообразовательной функциональной системы организма в процессе формирования общих речевых навыков.

Технология «Двигательная сказка» соответствует требованиям ФГОС ДО. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребенка. Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые технологией «Двигательная сказка», во многом совпадают.

Понятие — «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка. Двигательная сказка — это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, творческого потенциала и развитие речи.

Целью «двигательной сказки» является управление вниманием, движением, чувствами, расставление правильных и нужных акцентов. Движение необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций. Создание интересных игровых сюжетов, сопровождающихся двигательной активностью, порождает элементы новизны при проведении серии вариативных занятий, раскрепощают детей, воспитывают уверенность в себе, целеустремленность, выдержку, порождают их творческую активность, инициативу, и, в целом, всё это создают благоприятную почву для решения коррекционных задач.

При формировании моторных функций и развитием моторной памяти большое значение имеет развитие музыкального ритма, формирующего тело и дух человека, избавляющего его от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через двигательное творчество.

Ритмические движения — это ценное средство общения, которое содействует воспитанию коллективизма, дружбы и товарищества.

Мы отмечаем и пользу сказки для благоприятного психологического состояния дошкольника. Сказка для ребёнка — не просто вымысел, фантазия, это его особая реальность, помогающая сформировать осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру и умение управлять им.

Эффективность коррекционно-развивающей работы детьми с тяжёлыми нарушениями речи во многом зависит от преемственности в работе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Комплексное сопровождение детей с ТНР показывает положительную динамику.

Двигательные сказки — результат интеграции физической культуры и театрализованной деятельности.

Применение технологии «Двигательная сказка» адаптировано нами с учетом особенностей психического и речевого развития детей с ТНР. Использование новых подходов служит эффективным дополнением к общепринятым классическим технологиям и методикам, позволяет использовать ее для коррекции и формирования речедвигательных способностей детей дошкольного возраста с ТНР.

Считаем, что у каждого ребенка необходимо формировать способность выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения и переживания через создание простейших сказочных произведений через движения.

В процессе её освоения у детей пропадает чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается фантазия, мышление, воображение и память на движения — моторная память; активизируются речь и продуктивная деятельность, которые дают возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить; развиваются физические качества: (ловкость, координация, быстрота) нравственные качества (умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения) и др.

Но самое главное — технология «двигательная сказка» даёт ребенку творческую свободу, и вселяет уверенность в своих силах.

Литература:

  1. Логопедическая ритмика: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. А. А. Кочарян. — Мн.: БГПУ, 2008. — 52.
  2. Ильин, Е. П. Двигательная память и память на движения — синонимы? / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 134–140.
  3. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Основные термины (генерируются автоматически): моторная память, ребенок, движение, головной мозг, двигательная сказка, дошкольный возраст, подготовка детей, современный этап, тяжелое нарушение речи, физическая культура.


Похожие статьи

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Нарушение письменной речи у младших школьников

В настоящее время, проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибо...

Путешествие в страну «Играйку» и город «Речевичок»

Значительное место в процессе развития речи занимают игры. Статья адресована родителям детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в умственном развитии. В статье кратко рассматриваются особенности речевого развития детей 6 лет с нарушением инт...

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Нарушение письменной речи у младших школьников

В настоящее время, проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибо...

Путешествие в страну «Играйку» и город «Речевичок»

Значительное место в процессе развития речи занимают игры. Статья адресована родителям детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в умственном развитии. В статье кратко рассматриваются особенности речевого развития детей 6 лет с нарушением инт...

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...

Задать вопрос