Ключевые слова: релаксация, ситуативная и личностная тревожность, психологическая коррекция, дыхательная гимнастика, психогигиена, профилактика стресса, телесная терапия.
Актуальность: деструктивное влияние стрессорных факторов, таких как отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками, недостаточное развитие коммуникативных навыков, застенчивость приводит к невротическим реакциям, тревожно-депрессивным и астеническим расстройствам, а зачастую и к социофобии, дезадаптации в образовательных коллективах, к различным формам асоциального и девиантного поведения. Применение методов телесной терапии: дыхательной гимнастики и релаксационных упражнений в психокоррекции является мощным профилактическим и терапевтическим средством для снижения уровня ситуативной и личностной тревожности и гармонизации эмоционального фона детей и подростков. Необходимость обучения данным навыкам продиктована возможностью их внедрения в повседневный образ жизни как одной из форм пропаганды принципов здорового образа жизни среди детей и родителей в первичном звене здравоохранения — в детской поликлинике — на занятиях с медицинским психологом.
При оценке эффективности использования релаксационных мероприятий не ставилась задача выявления самого эффективного метода, т. к. в большинстве случаев были использованы релаксационные техники в комплексном подходе (дыхательная гимнастика и упражнения релаксационного свойства). Целью данного исследования явилось изучение эффективности данных методик в краткосрочной психологической коррекции повышенного уровня тревожности и невротических проявлений, связанных с ней и вызывающих нарушение сна и адаптивности в целом. Материал и методы исследования. Исследование проводилось в г. Воронеже в 2020–2022 годах. Базой эмпирического исследования явилась детская поликлиника № 7 (БУЗ ВО «Воронежская городская больница № 16»). В исследование были включены 85 пациентов детской поликлиники в возрасте 6–12 лет (38 девочек и 47 мальчиков), не состоящих на диспансерном учете и не имеющих отягощенного психоневрологического анамнеза.
Для психодиагностических процедур и измерения результатов были использованы следующие методики:
- Беседа с родителями и ребенком и наблюдения за ним;
- Рисуночные проективные методики «Несуществующее животное», «Моя семья», «Дом.Дерево.Человек», «Градусник настроения», «Раскрась фигуру человека»;
- Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
- Цветовой тест Люшера.
Программа психологической коррекции:
До начала психокоррекционного взаимодействия: знакомство, беседа, установление контакта, психодиагностика.
Далее психокоррекционные занятия, в среднем 4–6. Затем повторная психодиагностика.
Цели психологической коррекции:
1. Снижение личностного и ситуативного уровня тревожности у пациентов;
2. Обучение приемам релаксации детей и их родителей;
3. Гармонизация психоэмоционального состояния детей, профилактика невротических проявлений.
Состояние тревоги есть эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. В отличие от страха, который возникает в сознании человека как реакция на конкретную угрозу для жизни и благополучия в результате боязни определенных объектов, ситуаций и мыслей, тревога возникает в результате переживания безотчетного, неопределенного беспокойства, негативно сказываясь на психическом состоянии ребенка, препятствуя успешному выполнению им учебных заданий. А. М. Прихожан указывает, что тревожность — это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствие грозящей опасности». По мнению большинства специалистов тревожность бывает двух типов: ситуативная и личностная. Личностная тревожность — это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге, когда множество ситуаций воспринимаются как угрожающие. Она активизируется при восприятии триггерных или стрессорных стимулов, которые расцениваются человеком как опасные для его самооценки, самоуважения, целостности организма.
Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка является важной задачей для психолога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком, от семейной модели взаимодействия. В большинстве случаев именно нарушения детско-родительских отношений являются причиной развития повышенного уровня тревожности у детей. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и их родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Тем самым она бессознательно транслирует ему свой паттерн постоянного беспокойства, гиперконтроля, гиперопеки. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки со стороны значимых взрослых, вызывающие обиду и постоянное чувство вины. Нередко причиной развития тревожности у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств, холодность и фрустрация его потребностей в теплоте и понимании. Вместо этого он получает многочисленные требования и предостережения, которые лишь усугубляют его беспокойное эмоциональное состояние.
По мнению психолога М. Кузьминой, существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье: традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан». Открытые посылы сопровождаются прямыми угрозами. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я....» Другая причина — недоверие к ребенку. Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить. Еще одна причина — отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости или отдыхают без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. Тревожность ребенка вызывает и непоследовательный воспитатель, тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, как и гиперопека, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить самостоятельно, как ему следует поступить в том или ином случае.
Личностную тревожность как постоянную характеристику предопределяют психогенетические факторы. Так психастеники и сензитивные по психотипу дети имеют предрасположенность к эмоциональной лабильности и гипертревожности. Это можно объяснить слабым типом ЦНС и высоким уровнем нейротизма данных психотипов.
Ситуативная тревожность чаще встречается у детей с недостаточным развитием коммуникативных навыков, у застенчивых и у шизоидных, так как любая ситуация, связанная с выходом в социум или вносящая изменения в их обычный режим, для них является неблагоприятным, стрессирующим фактором. Ситуативная тревожность нивелируется в ходе комплексной психокоррекции с использованием упражнений из коммуникативных тренингов.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
В 70 % всех случаев краткосрочная психокоррекция в виде 4–6 занятий принесла положительную динамику в психоэмоциональное состояние пациентов. Отмечались снижение уровня показателей ситуативной и личностной тревожности, снижение количества жалоб и улучшение сна. В 20 % всех случаев потребовалась более длительная психокоррекционная работа для отреагирования травмирующих психику ребенка ситуаций с использованием методов арт-терапии и сказкотерапии.
Еще примерно 10 % случаев связаны с неблагополучными семьями, где были нарушены детско-родительские отношения. В этих случаях акцент психотерапии был смещен на работу с деструктивными родительскими установками.
В целом же результаты исследования оцениваются как позитивные и подтверждающие эффективность использования дыхательной гимнастики и релаксационных упражнений в ходе краткосрочной психокоррекции в условиях детской поликлиники. Необходимо в дальнейшем их повсеместное использование наряду с другими эффективными методами психокоррекции, такими как арт- и сказкотерапия.
Выводы: в ходе проведенного исследования подтвердилась эффективность использования релаксационных мероприятий в целях снижения уровня тревожности у детей и подростков в рамках краткосрочной психокоррекции.
Литература:
1. Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста// Психология в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СанктПетербург: Реноме, 2011. — С. 23–25.
2. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования — Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 — с.5457.
3. Коломенский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
4. Киселева М. В. Работа психолога с детьми. СПб., 2008.
5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. М., изд. «Генезис», 2000.
6. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование — 1988 № 2 — с.15.
7. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2009.
8. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.
9. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания / Под ред. А. Я. Варга. М., 2006.
10. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринты детской души. Терапевтическая сказка. М., 2008.