В данной статье рассматривается использование учителем на уроках биологии и географии приёмов, средств межпредметной интеграции обучающимися. Также в статье представлены методические рекомендации для проведения интегрированного урока.
Ключевые слова : интеграция, урок, биология, география, единый государственный экзамен, межпредметные связи.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по биологии и географии предусматривает участие в нём выпускников, выбравших биологию и географию в качестве профильного предмета. Экзаменационная работа полностью охватывает обязательный минимум знаний и умений, обозначенный в стандарте биологического и географического образования [1]. В ЕГЭ представлены различные задания по форме предъявления и уровню сложности, позволяющие дифференцированно оценить достижения учащихся.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) поставил учителей перед необходимостью использования новых форм контроля и совершенствования материалов в процессе подготовки учащихся по биологии и географии, а также готовность учителя для осуществления межпредметной интеграции при подготовке и проведении учебных занятий по географии и биологии [2].
Интеграция — это объединение дисциплин в одно целое [3]. Особенность структуры интегрированного урока представлены на рисунке № 1.
Рис.1 Особенности структуры интегрированного урока
Интеграция таких дисциплин, как биология и химия позволяет погрузить ученика в глубокое познание окружающего мира, а также найти точки соприкосновения и установить взаимосвязь между изучаемыми объектами и явлениями.
Так, например в заданиях ЕГЭ по биологии часто прослеживаются взаимосвязь с географией.
Задание линии 23. [4].
Южноамериканский центр происхождения культурных растений — это родина:
1)картофеля, ананасов
2)риса, сахарного тростника
3)чая, кофе
4)табака, кукурузы
В заданиилинии 31 рассматриваются особенности воздействия на окружающую среду. Помимо географических знаний, необходимы и применения знаний в области экологи, который является одним из разделов экологии. Так например:
Глобальное потепление представляет серьёзную опасность для человечества. Специалисты предлагают различные пути борьбы с глобальным потеплением. Некоторые из них считают одним из эффективных способов борьбы с глобальным потеплением установку на автомобилях электрических двигателей. Другие утверждают, что эффективным способом борьбы с глобальным потеплением является использование на транспорте биотоплива — топлива, получаемого из сырья растительного происхождения. Выберите одну из упомянутых выше точек зрения и приведите рассуждения, подтверждающие эту точку зрения [4].
Развитие познавательной компетентности обучающихся на межпредметных и интегрированных уроках географии и биологии способствует успешной подготовке школьников для дальнейшей сдачи ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим дисциплинам [5].
Методические рекомендации к организации интегрированного урока:
- Чёткое формулирование цели и задач, с точки зрения интегрированного урока. Важно понимать, что цель должна быть направлена на глубокое изучение материала, а также практическое применение особенно на таких предметах, как биология и география.
- Педагоги ведущие интегрированный урок должны хорошо знать программу изучаемого материала, взаимосвязь программного и дополнительного изучаемого материала.
- Важно! При составлении конспекта урока, распределить временные рамки между педагогами и строго придерживаться прописанному регламенту, что будет способствовать чёткому распределению материала и позволит охватить весь объём информации, который запланирован на уроке.
- Продумывая интегрированный урок, используйте современные формы и методы обучения. Начните урок, не с сообщения темы урока, а с подведения самих обучающихся к ней. Например игра: «Чёрный ящик». Суть игры состоит в том, чтобы привлечь внимание обучающихся к уроку, а также активизировать воображение. Учителю, необходимо подготовить и продумать заранее предметы, которые бы помогли обучающимся угадать тему урока и положить в ящик. Очень важно, продумать описание объектов, чтобы обучающиеся смогли отгадать, а если возникают сложности необходимо подготовить наводящие вопросы.
- Особое внимание в проведении интегрированных уроков, также стоит уделить время заданиям из ЕГЭ. Возможно, стоит посветить этому отдельно урок и разобрать задания, которые носят межпредметный характер.
Таким образом можно сказать, что развитие познавательный деятельности у обучающихся в рамках интегрированного уроках побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, формируют интегрированные знания из двух используемых нами дисциплин, что способствует.
Литература:
- Антонов Н. С. Интеграционная функция обучения / Н. С. Антонов. — М.: Просвещение, 1989. — С.304.
- Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций [Текст] / И. Я. Лернер М.: Педагогика, — № 2 — С. 11.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов: 80000 слов и фразеологических выражений. — 2-е изд.; испр. И доп.– Москва: АЗЪ, 1995. — 907 с.
- Сайт решу ЕГЭ-Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/
- Болотов В. А. Единый государственный экзамен: на пути к созданию системы независимой оценки качества образования. М.: Просвещение, 2018. –114 с.