Интеграция учебных предметов биологии и географии как средство развития познавательной компетенции обучающихся, при подготовке к ЕГЭ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 13.02.2023

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Богачева, М. Н. Интеграция учебных предметов биологии и географии как средство развития познавательной компетенции обучающихся, при подготовке к ЕГЭ / М. Н. Богачева, И. Н. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100044/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается использование учителем на уроках биологии и географии приёмов, средств межпредметной интеграции обучающимися. Также в статье представлены методические рекомендации для проведения интегрированного урока.

Ключевые слова : интеграция, урок, биология, география, единый государственный экзамен, межпредметные связи.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по биологии и географии предусматривает участие в нём выпускников, выбравших биологию и географию в качестве профильного предмета. Экзаменационная работа полностью охватывает обязательный минимум знаний и умений, обозначенный в стандарте биологического и географического образования [1]. В ЕГЭ представлены различные задания по форме предъявления и уровню сложности, позволяющие дифференцированно оценить достижения учащихся.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) поставил учителей перед необходимостью использования новых форм контроля и совершенствования материалов в процессе подготовки учащихся по биологии и географии, а также готовность учителя для осуществления межпредметной интеграции при подготовке и проведении учебных занятий по географии и биологии [2].

Интеграция — это объединение дисциплин в одно целое [3]. Особенность структуры интегрированного урока представлены на рисунке № 1.

Особенности структуры интегрированного урока

Рис.1 Особенности структуры интегрированного урока

Интеграция таких дисциплин, как биология и химия позволяет погрузить ученика в глубокое познание окружающего мира, а также найти точки соприкосновения и установить взаимосвязь между изучаемыми объектами и явлениями.

Так, например в заданиях ЕГЭ по биологии часто прослеживаются взаимосвязь с географией.

Задание линии 23. [4].

Южноамериканский центр происхождения культурных растений — это родина:

1)картофеля, ананасов

2)риса, сахарного тростника

3)чая, кофе

4)табака, кукурузы

В заданиилинии 31 рассматриваются особенности воздействия на окружающую среду. Помимо географических знаний, необходимы и применения знаний в области экологи, который является одним из разделов экологии. Так например:

Глобальное потепление представляет серьёзную опасность для человечества. Специалисты предлагают различные пути борьбы с глобальным потеплением. Некоторые из них считают одним из эффективных способов борьбы с глобальным потеплением установку на автомобилях электрических двигателей. Другие утверждают, что эффективным способом борьбы с глобальным потеплением является использование на транспорте биотоплива — топлива, получаемого из сырья растительного происхождения. Выберите одну из упомянутых выше точек зрения и приведите рассуждения, подтверждающие эту точку зрения [4].

Развитие познавательной компетентности обучающихся на межпредметных и интегрированных уроках географии и биологии способствует успешной подготовке школьников для дальнейшей сдачи ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим дисциплинам [5].

Методические рекомендации к организации интегрированного урока:

  1. Чёткое формулирование цели и задач, с точки зрения интегрированного урока. Важно понимать, что цель должна быть направлена на глубокое изучение материала, а также практическое применение особенно на таких предметах, как биология и география.
  2. Педагоги ведущие интегрированный урок должны хорошо знать программу изучаемого материала, взаимосвязь программного и дополнительного изучаемого материала.
  3. Важно! При составлении конспекта урока, распределить временные рамки между педагогами и строго придерживаться прописанному регламенту, что будет способствовать чёткому распределению материала и позволит охватить весь объём информации, который запланирован на уроке.
  4. Продумывая интегрированный урок, используйте современные формы и методы обучения. Начните урок, не с сообщения темы урока, а с подведения самих обучающихся к ней. Например игра: «Чёрный ящик». Суть игры состоит в том, чтобы привлечь внимание обучающихся к уроку, а также активизировать воображение. Учителю, необходимо подготовить и продумать заранее предметы, которые бы помогли обучающимся угадать тему урока и положить в ящик. Очень важно, продумать описание объектов, чтобы обучающиеся смогли отгадать, а если возникают сложности необходимо подготовить наводящие вопросы.
  5. Особое внимание в проведении интегрированных уроков, также стоит уделить время заданиям из ЕГЭ. Возможно, стоит посветить этому отдельно урок и разобрать задания, которые носят межпредметный характер.

Таким образом можно сказать, что развитие познавательный деятельности у обучающихся в рамках интегрированного уроках побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, формируют интегрированные знания из двух используемых нами дисциплин, что способствует.

Литература:

  1. Антонов Н. С. Интеграционная функция обучения / Н. С. Антонов. — М.: Просвещение, 1989. — С.304.
  2. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций [Текст] / И. Я. Лернер М.: Педагогика, — № 2 — С. 11.
  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов: 80000 слов и фразеологических выражений. — 2-е изд.; испр. И доп.– Москва: АЗЪ, 1995. — 907 с.
  4. Сайт решу ЕГЭ-Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/
  5. Болотов В. А. Единый государственный экзамен: на пути к созданию системы независимой оценки качества образования. М.: Просвещение, 2018. –114 с.
Основные термины (генерируются автоматически): интегрированный урок, глобальное потепление, биология, единый государственный экзамен, урок, география, ЕГЭ, межпредметная интеграция, Особенность структуры, эффективный способ борьбы.


Похожие статьи

Предпосылки внедрения интегрированного предметно-языкового обучения английскому языку в школе

Целью данного исследования является выявление теоретико-методологических основ реализации предметно-интегрированного обучения в образовательном пространстве школы. В статье дано определение термину «интегрированное предметно-языковое обучение», выявл...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Особенности формирования навыка говорения на английском языке взрослых обучающихся с использованием средств информационно-коммуникационных технологий

При обучении иностранному языку взрослых, преподаватели руководствуются принципам андрагогики, среди которых: опора на имеющийся жизненный опыт учеников, реализация личностно-центрированного и проблемно-ориентированного подходов к обучению. В статье ...

Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции

Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...

Особенности формирования читательских умений у будущего учителя начальных классов через естественнонаучные тексты

В статье описан опыт организации учебного занятия на тему «Почва как особый биокосный компонент биосферы» с целью формирования читательской грамотности у студентов 1 курса в рамках междисциплинарного курса «Методика преподавания естествознания». В к...

Использование видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье исследуются особенности использования видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8 классов. Результаты исследования указывают на то, что использование видеоматериалов учителем должно учитывать ряд особенностей современных детей...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами работы творческих мастерских

Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках

В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...

Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы

В условиях перехода основной общеобразовательной программы на работу по ФГОС нового поколения перед учителем технологии встает вопрос о проведении урока на основе индивидуального подхода к учащимся. В данной статье автор рассматриваем основные услови...

Похожие статьи

Предпосылки внедрения интегрированного предметно-языкового обучения английскому языку в школе

Целью данного исследования является выявление теоретико-методологических основ реализации предметно-интегрированного обучения в образовательном пространстве школы. В статье дано определение термину «интегрированное предметно-языковое обучение», выявл...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Особенности формирования навыка говорения на английском языке взрослых обучающихся с использованием средств информационно-коммуникационных технологий

При обучении иностранному языку взрослых, преподаватели руководствуются принципам андрагогики, среди которых: опора на имеющийся жизненный опыт учеников, реализация личностно-центрированного и проблемно-ориентированного подходов к обучению. В статье ...

Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции

Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...

Особенности формирования читательских умений у будущего учителя начальных классов через естественнонаучные тексты

В статье описан опыт организации учебного занятия на тему «Почва как особый биокосный компонент биосферы» с целью формирования читательской грамотности у студентов 1 курса в рамках междисциплинарного курса «Методика преподавания естествознания». В к...

Использование видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье исследуются особенности использования видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8 классов. Результаты исследования указывают на то, что использование видеоматериалов учителем должно учитывать ряд особенностей современных детей...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами работы творческих мастерских

Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках

В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...

Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы

В условиях перехода основной общеобразовательной программы на работу по ФГОС нового поколения перед учителем технологии встает вопрос о проведении урока на основе индивидуального подхода к учащимся. В данной статье автор рассматриваем основные услови...

Задать вопрос