В статье автор проводит исследование факторов внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность предприятий. В качестве практического примера автором выбрана Восточно-сибирская дирекция пассажирский обустройств ЦДПО филиала ОАО «РЖД».
Ключевые слова: внешняя среда, факторы внешней среды, влияние факторов внешней среды на предприятия железнодорожного транспорта.
Значимость внешней среды характеризуется ее влиянием на результаты деятельности фирмы. Воздействие внешней среды на предприятие является, во-первых, многофакторным, во-вторых, динамичным и, в-третьих, неопределенным [1, с. 37].
Подходы к тому, какие факторы образуют внешнюю среду предприятия по аналогии с подходами к определению ее понятия практически схожи. У разных авторов есть небольшие расхождения в их составе, например, Р. Л. Драфт включает в них: поставщиков, потребителей, конкурентов и рынок труда [3, c. 64], а М. Мексон добавляет ко всему причисленному государство [6, c. 83]. В наиболее обще виде все факторы внешней среды подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия (табл. 1)
Таблица 1
Основные факторы воздействия внешней среды
Факторы прямого воздействия (факторы микросреды) |
Факторы косвенного воздействия (факторы макросреды) |
Государство |
Экономические |
Поставщики |
Научно-технические |
Потребители |
Социокультурные |
Конкуренты |
Демографические |
Посредники |
Политические |
Из названия «факторы прямого воздействия» становятся понятно, что эти факторы имеют прямое воздействие на результаты, масштабы и стратегию фирмы. Все эти факторы являются для компании некой системой ограничений. Например, государство, являясь одним из факторов прямого воздействия, может, как защищать и руководить фирмой, так и являться регулирующим органом (чаще всего это распространяется на государственные предприятия). Проявление этого мы можем наблюдать в установлении налоговой системы, государственной защиты любого предприятия вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы, в регулировании ставки процента по кредитам, в организации юридического контроля на нерегулируемом рынке (антимонопольное законодательство) и т. д. [1, с. 38, 39].
Государство в разрезе факторов прямого воздействия можно сравнить с ареной, на которой конкурирующие фирмы борются за ресурсы, необходимое внимание органов государственной власти к перспективам развития конкретных отраслей или компаний, за составление законопроектов и их прохождение в Федеральном Собрании и за принятие подзаконных актов, способствующих успешному развитию бизнеса компаний. Так же становится заметно как конкретные фирмы могут влиять на государство и как косударства способно влиять на них. Подвергаясь снова и снова различным изменениям, этот элемент внешней среды способен влиять на конкуренцию. В связи с этим оценка политики госудрства и изменениний в ней становится для организаций очень важным аспектом. По мимо конкуренции государство может оказывать ряд воздейстий на компании путем антимонопольного регулирования, налогового законодательства, отраслями промышленности, выбранными для дерегулирования, или наоборот, которые предполагается взять под большой контроль со стороны государства, законодательством об обучении работников, а также уровнем обязательств по отношению к образовательным учреждениям [5, с. 93].
Государство и, в частности, законодательство может не только ограничить деятельность организаций, но и повлиять на уровень их возможностей и угроз. Для некоторых фирм государство, как собственное, так и иностранное может стать основным регулятором их деятельности, источником дополнительного финансирования, заказчиком или потребителем. Существует ряд организаций, развитие которых напрямую зависит от государственных заказов и субсидий. Это говорит о том, что для них оценка политической ситуации становится наиболее важным при анализе внешней среды в целом. Данная оценка проводится по средствам максимальной детализации элементов законодательства и государственной политики, влияющих на деятельность фирмы [2, с. 8].
Применительно к объекту исследование, влияние государства, как фактора внешней среды выражается в следующих аспектах:
– деятельность Восточно-Сибирская дирекция пассажирских обустройств ЦДПО филиал ОАО «РЖД» основана на тендерах, которые регулируются государством;
– так как Восточно-Сибирская дирекция пассажирских обустройств ЦДПО филиал ОАО «РЖД» прямо связано с деятельностью ОАО «РЖД» и обслуживанием пассажиров, то высок уровень зависимости этой деятельности от изменений законодательства, например о принимаемых нормах об обслуживании маломобильных пассажиров;
– разработанная политика импортозамещения, необходимая для функционирования Восточно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств ЦДПО филиал ОАО «РЖД», которая позволяет заменить иностранных поставщиков на российских.
Следующий фактор прямого воздействия — поставщики. Одним из важных факторов, влияющих на деятельность фирмы является, поставка сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, энергии, топлива, оборудования и других ресурсов. Влияние этого фактора на деятельность фирмы может отражаться в изменении цен, объемов, качества и сроков поставки.
Современный менеджмент должен обеспечивать организации такое взаимодействие с внешней средой, при котором, вне зависимости от характера ее изменений, потенциал организации будет оставаться на таком высоком уровне, которого хвать для достижения всех поставленных целей и развития организации в долгосрочной перспективе. Взаимодействие с зарубежными организациями может быть крайне полезным для компании с точки зрения, качества, количества и конечно цен, но параллельно с этим возникает ряд опасностей, связанных с постоянной подвижностью среды, колебанием курса валют, не стабильностью таможенного регулирования разных стран и конечно, изменяющейся политикой [5, с. 91].
В связи с этим вопрос о выборе поставщиков не должен заканчиваться на выборе между двумя фирмами, а должен разбираться на уровне анализа стратегии о выборе из максимального количество компаний, способных предоставить товар необходимого, качества и количества с возможность минимизации потерь при невыполнении обязательств по поставке по причине различных обстоятельств. В современных условиях конкуренции на рынке у каждого предприятия появляется такой шанс. Окончательное решение о подписание договорных обязательств с поставщиком должно приниматься по следующим условиям: уровень цен (с учетом транспортной составляющей), надежность поставщика с точки зрения выполнения договорных обязательств по номенклатуре, объему и срокам поставок, уровень качества поставляемых ресурсов. Для уменьшения воздействия этого фактора на фирму необходимо провести маркетинговые исследования относительно ресурсов необходимых предприятию для производства своих товаров или услуг [1, с. 39].
Деятельность Восточно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств ЦДПО филиал ОАО «РЖД» тесно связана с различными поставщиками, среди которых — поставщики строительных материалов, комплектующих, оборудования и т. д.
Безусловное влияние на взаимоотношения с поставщиками повлияла сначала пандемия коронавируса, а затем и сложившаяся в мире экономическая и политическая ситуация, что привело к перебоям с поставками, росту цен и соответственно усложнению деятельности компании.
Успех деятельности фирмы и достижение поставленных целей, в том числе и главной цели предприятия — максимизации прибыли очень тесно связанно с таким фактором прямого воздействия, как потребитель. В современном мире потребителями продукции или услуги могут стать абсолютно разные физические и юридические лица, начиная от обычного человека заканчивая миллиардными компаниями и государственными учреждениями.
Основной задачей анализ потребительского окружения фирмы является составления профиля тех, кто непосредственно приобретает товар, реализуемый фирмой. Изучение потребителей позволяет организации ответить на следующие вопросы: какой продукт будет наиболее востребован среди покупателей, на какой уровень продаж может рассчитывать компания, на сколько сильно покупатели привержены к покупке определенного товары именно у вашей фирмы, на сколько можно расширить круг покупателей, какие изменения необходимы продукту для его реализации в будущем и другие [4, с. 138].
Профиль потенциального потребителя может быть описан по следующим параметрам:
– географическое месторасположение покупателя;
– демографические характеристики покупателя, такие как возраст, образование, сфера деятельности;
– социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки;
– отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт [4, с. 138].
При изучении потенциального потребителя фирма делает для себя выводы о том на сколько высокие позиции она занимает в процессе торга между фирмами конкурентами в глазах покупателя. Ведь если конкурентов на рынке небольшое количество, то и возможности торговаться у покупателя не так много. Но если ситуация обратная, то фирме-продавцу необходимо либо согласится с требованиями покупатели или пойти на какие-то уступки, либо искать аналогичную замену этому покупателю. Особенности поведения покупателей напрямую зависят от такого насколько большое значение имеет для него качество или внешний вид продукции, или услуги. Существую целый список факторов, которые влияют на поведение покупателя, и любой грамотный специалист должен изучить данный список перед тем, как приступить к анализу своего покупателя. К числу этих факторов относятся:
– соотношение степени зависимости покупателя от продавца и степени зависимости продавца от покупателя;
– объем закупок, осуществляемых покупателями;
– уровень информированности покупателя;
– наличие замещаемых продуктов;
– стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
– чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку;
– наличие определенных требований к качеству товара, уровня его доходов, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке [7, с. 152].
Уровень воздействия покупателей на результаты деятельности фирм, вынуждаю последних проводить регулярные маркетинговые исследования своего рынка сбыта. Изучение спроса на рынке, постоянные поиски возможностей увеличения охвата рынка потребителей с принятием наиболее приемлимой ценовой политики — основной путь к успешному решению всех ключевых задач предприятия [1, с. 39].
Можно сказать, что основным и единственным потребителем услуг Восточно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств ЦДПО филиал ОАО «РЖД» является ОАО «РЖД», так как основная задача деятельности компании — это «оказание услуг по предоставлению инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса, содержание пассажирских обустройств и прилегающих к ним территорий». Однако, ОАО «РЖД» все же выступает в роли заказчика услуг для удовлетворения запросов уже их потребителей, так как в конечно итоге, инфраструктура необзодима все же не самому ОАО «РЖД», а потребителям их услуг.
Потребителей ОАО «РЖД» можно разделить на следующие группы: грузоотправители, грузополучатели и пссажиры. Именно последняя категория необходима нам для анализа.
Профиль потенциального потребителя можно описать следующим образом Демографические параметры: пол: мужской — 60 %, женский — 40 %; возраст: от 18 до 25 лет — 55 %, от 25 до 40 лет — 25 %, от 40 лет — 20 %; место проживания: пригородные территории, поселки, села, деревни.
Социально-экономические параметры: доход: ниже среднего; образование: средне-специальное, процесс получения высшего; социальное положение: студент, рабочий; жизненный ориентир: работа, семья, дом; семейное положение: 35 % — замужние (женатые), 25 % — занятые, 40 % — в активном поиске; свободное время и средства: мало времени и средний достаток.
Отметим, что основными потребителями услуг железнодорожного транспорта в Иркутской области выступают студенты, так как электричка является зачастую единственным видом возможного транспорта, а также важен факт возможности покупки льготного билета (в сравнении с коммерческими автобусами).
Разбор конкурентов, с которыми фирма будет сталкиваться в процессе поиска поставщиков, в борьбе за целевую аудитории и в целом за отстаивание своих позиций на рынке достаточно сильно влияет на стратегию управления фирмой. Этот анализ необходим в первую очередь для того, чтобы изучить сильные и слабые стороны конкурентов и уже на этой основе строить свою стратегию конкурентной политики.
Конкурентная среда предприятия формируется не только за счет внутриотраслевых конкурентов, производящих аналогичную продукцию и рекламирующих ее на тех же рынках. Конкурентами становятся так же те фирмы, которые производят взаимозаменяемый продукт (в случае с нашим объектом исследования, таким конкурентом выступают автовокзалы, службы такси и т. п.). Помимо этого, на конкуренцию оказывают влияние поставщики и потребители, способные диктовать свои правила, при невыполнении которых они могут значительно снизить позиции фирмы на рынке [18, с. 139].
Как фактор прямого воздействия, конкуренты могут оказывать свое влияние на другие фирмы, не только производящие аналогичную продукцию, но и на поставщиков необходимых ресурсов и посредников. Главным источником развития рыночной экономики является конкуренция, характеризующаяся следующими силами своего влияния: угроза появления новых конкурентов; угроза появления новых товаровзаменителей; способность предприятий поставщиков торговаться, отстаивая свои интересы; способность и возможность покупателей торговаться; соперничество на рынке уже имеющихся конкурентов между собой. Благодаря этоим силам фирме, желающей сохранить свои позиции на рыке, приходится нести дополнительные издержки связанные с совершенствованием построения организации сбыта, с влажением дополнительных средств в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а так же в рекламу. При невозможности исполнения вышесказанного фирме необходимо будет снижать цены на реализуемую продукцию или услгуи, тем самым теряя весомую часть собственной прибыли [5, с. 39, 40].
Так Восточно-Сибирская дирекция пассажирских обустройств ЦДПО филиал ОАО «РЖД» выступает исполнителем заказов на предоставление услуг от ОАО «РЖД», которое представляет собой естественного монополитса в области пассажирских железнодорожных перевозок, соотвественно прямые конкуренты непосредственно исследуемому предприятию отсутсвуют. Однако, также как и в ситуации с потребителем, необходимо рассмотреть конкурентов ОАО «РЖД», а именно иные направления возможных перевозок пассажиров, в числе которых — автобусные станции и службы такси (в расчет не берутся собственные автомобили, а также блабла кары).
Так как каждый населенный пункт Иркутской области имеет свои транспортные особенности, например где то отсуствует железная дорога вообще, а где то нет и коммерчесского автотранспорта, или наоборот представлены все возмодные виды (если речь идет о крупных городах области). Можно сказать, что электричка имеет определенное преимущество перед другими видами транспорта. Стоит отметить, что это не касается всех возможных маршрутов по области и всех категорий людей, но для все же выделенного ранее основного потребителя, ЖД-транспорт выигрывает по показателю цены, времени и комфорта.
Под внешней средой предприятия подразумеваются все факторы и условия, которые могут быть не связаны с деятельностью предприятия, но способные оказать влияние на его функционирование, что способствует своевременному реагированию руководства компании и принятию наиболее правильных решений. Однако набор этих факторов и их влияние на производственно-хозяйственную деятельность предприятий может быть совершенно разным.
Проведенное теоретическое исследование факторов внешней среды прямого воздействия, а также рассмотрение их в отношении объекта исследования, которым выступает Восточно-Сибирская дирекция пассажирских обустройств ЦДПО филиал ОАО «РЖД» можно сказать, что основное влияние на его деятельность оказывают такие факторы, как государство, которое формирует основы деятельности, в том числе и законодательные, а также потребители, которые формируют спрос пассажирских перевозок для ОАО «РЖД», выступающего основным заказчиком услуг Восточно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств ЦДПО филиал ОАО «РЖД».
Литература:
- Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. — 282 с.
- Вдовина О. А., Киреева Е. В. Теоретические подходы к изучению внешней среды организации // Вектор экономики. — 2017. — № 6 (12). — С. 50–58.
- Дафт Р. Л. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2001. — 832 с.
- Королева М. С., Селезнёва А. В. Методы анализа и оценки внешней среды предприятия / // Тенденции развития науки и образования. — 2022. — № 85–6. — С. 138–140.
- Ладная М. А. Взгляды учёных на внешнее окружение организации // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 1–5.
- Мескон М., Альберт М., Хелуори Ф. Основы менеджмента. — М.: Издательство «Дело», 2004. — 492 с.
- Шиян И. А. Факторы внешней среды бизнеса // Евразийское Научное Объединение. — 2017. — Т. 2. — № 6 (28). — С. 151–153.