В статье особое место уделяется проблеме музыки и развития игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Результаты проведённого интервью с дошкольников, посвящённого выявлению представлений детей 6–7 лет о предпочтениях что им больше нравится на музыкальном занятии, помогли ответить на вопросы дошкольники с помощью иллюстрации, а также включенности родителей в процесс взаимодействия дошкольников.
Ключевые слова: музыка, пение, музыкальные инструменты, дошкольный возраст, дети 6–7 лет, интервью.
В настоящее время педагогическая теория и практика разработали формы, методы и методики, которые направлены на сохранение здоровья детей и развитие их здоровья. Эти средства являются профилактическими и осуществляются в двух направлениях: информирование детей о валеологических знаниях, беседах о вредной и здоровой привычке, мероприятиях, направленных на пропаганду здоровья и укрепление здоровья детей через привлечение детей к разным видам спорта и физических упражнений. В то же время дети часто не понимают ценность и связь между физическим и психическим здоровьем, что действительно важно. Многие не понимают личную ответственность за здоровье, полагая всё на медицинскую помощь. Таким образом, в комплексе вопросов воспитания детей остаётся необходимость поиска новых и эффективных средств формирования положительного отношения к здоровью детей, необходимости его сохранения и совершенствования.
Музыкальное занятие, основанное на музыке как эмоциональном виде искусства, имеет уникальные возможности. Музыкальный потенциал заключается в том, чтобы влиять на эмоциональное состояние ребёнка, тесно связанное с мотивацией и играющее важную роль в формировании мотивов, включая мотивы здоровой жизни. Развивать музыкальное и игровое творчество у детей в образовательном процессе дошкольного учреждения — одна из актуальных задач. Игра для ребёнка тесно связана с творческой деятельностью, поэтому обладает максимальным развивающим характером и, по их классическим представлениям, является основной деятельностью в детском возрасте.
Цель — изучение представлений о музыкальных занятиях у детей с нарушением зрения.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, интервью.
Среди многочисленных методов исследований в психологии, является интервью-метод, поскольку предполагает высокое количество участия исследователя в процессе и его личностные качества. По моему исследованию, полагаю, что этот метод позволяет получить наиболее полные и актуальные знания о тематике исследований.
В исследование приняли участники подготовительной группы.
Детям предлагалось выступить в роли интервьюера и ответить на следующие вопросы при показе иллюстраций: что вам больше нравиться на музыкальном занятии? (пение песен, игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки, сочинение новых песен или танцы и движения под музыку).
Сводная таблица ответов детей приведена ниже (Рисунок 1). Далее проводилась обработка полученных данных и их интерпретация.
Рис. 1. Музыкальные занятия, в которых дети предпочитают участвовать больше всего (результаты, полученные в ходе интервью с иллюстрациями)
Рисунок 1 показывает, из 30 опрошенных детей, что большинство детей больше всего предпочитают танцевальную и двигательную деятельность музыке (47 %), за ней следуют пение песен (30 %) и игра на музыкальных инструментах (13 %). Когда речь заходит о выборе детей, прослушивание музыки (7 %) и создание новых песен (3 %) являются наименее популярными видами деятельности.
Большинству детей, участвовавших в исследовании, нравится участвовать во всех музыкальных мероприятиях, хотя, когда их спрашивали, какие занятия им нравились больше всего, они выбирали танцы и движение под музыку, пение песен на музыкальных инструментах.
Следовательно, большинство детей проявили интерес ко всем музыкальным занятиям, хотя результаты показывают, что многие из них не проявляют интереса к музыкальным занятиям, сочинять новые песни (3 %) и при прослушивании музыки (7 %).
Музыкальные занятия, позволяющие ребёнку свободно перемещаться под музыку, пение (воспроизведение) и эксперименты со звуками инструментов, гораздо более популярны среди детей, чем занятия, которые являются «пассивными» по своей природе, например, прослушивание музыки. Большинство ребят отрицательно воспринимали однообразную, спокойную или слишком сильно громкую музыку. Причины непопулярности музыкального занятия с музыкой и вокалом можно найти в неадекватных мотивациях для данного вида занятий, неправильной выборе музыкальной тематики, отсутствии заинтересованности дошкольных педагогов в прослушивании и творческом творчестве.
Интерес детей к занятиям музыкой дома
На рисунке 2, при опросе родителей, дома большинство детей проявляют больший интерес к пению музыки (8 %), танцам и движению под музыку (43 %) и прослушиванию песен (43 %) и меньший интерес к занятиям с игрой на музыкальных инструментах (3 %) и творчество в музыке (3 %).
Рис. 2. Музыкальные занятия, в которых дети предпочитают участвовать больше всего дома (результаты, полученные в ходе интервью с иллюстрациями)
Сравнивая эти итоги с результатами, принятыми в ходе интервью с детьми, можно сделать вывод, что дома дети больше всего предпочитают заниматься музыкальной деятельностью — прослушиванием музыки, что в детском саду отмечалось как наименее популярное занятие. Такие факторы, как свобода выбора детьми музыки, которая им нравится, возможность пассивного прослушивания музыки, которая не требует от слушателя полной концентрации ни эмоционально, ни мысленно (прослушивание фоновой музыки), а заинтересованность мам и пап к прослушиванию музыки в значительной степени влияет на формирование у ребёнка интереса к прослушиванию музыки дома. Также можно наблюдать разницу в выражении интереса детей к музыкальной деятельности, играющей на инструменте, который в детском саду относился к 13 %, тогда как дома они почти не проявляют к нему интереса это 3 %, в значительной степени, по всей вероятности, из-за того, что дома они не могут играть на детских инструментах. Танцы и движения под музыку — это занятие, которые дети любят как в детском саду, так и дома. Таким образом, дети приобрели внутреннюю мотивацию для участия в этих музыкальных мероприятиях, потому что родители поощряли их сообща слушать музыку, петь песни и выражать себя с помощью движений.
Дошкольный пора является важным периодом для поощрения и поддержания интереса ко всем музыкальным занятиям, поскольку положительный музыкальный опыт в этот период может повлиять на принятие ценностей, связанных с музыкой, и на формирование отношения к общей музыкальной культуре у детей старшего возраста, подростков, а также у взрослых.
Таким образом, воспитателям дошкольного учреждения следует применять системный подход в планировании музыкальной деятельности для прослушивания музыки, а также в соответствующем выборе музыкального содержимого косвенно оказывать влияние и на интерес детей родителей. Постоянное наблюдение за отношением детей к индивидуальным музыкальным занятиям и интересом к ним помогает планировать, выполнять и оценивать образовательный процесс музыкального воспитания. Следует уделять больше внимания музыкальным занятиям, которые дети не так любят. То же самое относится и к занятиям, которые детям нравятся больше всего, поскольку их можно использовать для формирования положительного отношения к менее предпочтительным занятиям.
Литература:
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Просвещение, 1981–240 с.