Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 16.02.2023

Статья просмотрена: 1899 раз

Библиографическое описание:

Балукова, О. А. Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников / О. А. Балукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100054/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольники, ФГОС ДО, лэпбук, инновационные технологии.

В современной дошкольной педагогике, также, как и во всем мире, происходят периоды модернизации образования. Время не стоит на месте и перед педагогами стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. В детских садах активно внедряются инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов. Инновации определяют новые формы, методы, технологии, средства, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка и его развитие способностей.

В современном дошкольном образовании, где позиция ребенка является приоритетной и ведущей, воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Ребенок в такой позиции чувствует себя более свободным, раскрепощенным, творчески мыслящим, исследователем, так как знания воспитаннику даются не в традиционно готовом виде, а добываются самим дошкольником в ходе исследовательской деятельности, в ходе открытий. Цель воспитателя- содействовать становлению ребенка как личности.

Что же такое современные педагогические технологии?

Педагогические технологии — это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев)

К инновационным педагогическим технологиям относятся:

— технологии проектного обучения;

— информационно- коммуникационные технологии;

— здоровьесберегающие технологии;

— информационные технологии;

— технологии ТРИЗ;

— технологии исследовательской деятельности;

— личностно- ориентированные технологии;

— технологии предметно- развивающейся среды;

— игровые технологии и т. д.

Важным аспектом современного российского образования является «научить учиться самому!», то есть это говорит о том, что нам, как воспитателям, необходимо постоянно искать новые формы и методы, подходы и идеи в своей педагогической деятельности для развития познавательной активности дошкольников; развивать у детей мышление, речь, внимание, память, творческое воображение, формировать умение исследовать и делать открытия самостоятельно.

Одной из современных инновационных технологий, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.

Что означает такое модное слово лэпбук?

Лэпбук (lapbook)- в дословном переводе с английского означает «наколенная книга», где lap — колени, book — книга.

Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини- книжками, различными подвижными деталями, окошками, мнемотаблицами, которые ребенок может доставать, открывать, изучать, раскладывать по своему усмотрению. В лэпбук собирается материал по определённой теме, где дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания.

Лэпбук — это мощный справочный инструмент и особая форма изучения учебного материала, а также основа проектной деятельности взрослого с детьми. Основу лэпбука создает педагог (родитель), и в процессе изучения материала лэпбук дополняется, совершенствуется вместе с детьми и взрослыми. В результате такой работы получается отличный совместно- проработанный исследовательский проект.

Создание лэпбука является одним из важных эффективных средств сотрудничества с родителями. Родители дошкольников могут обеспечить поддержку:

— информационную (помощь в сборе информации определенной темы для лэпбука);

— организационную (экскурсии, походы);

— техническую (фото, видео, монтаж);

— мотивационную (поддержание интереса, уверенность в успехе).

Создание такой интерактивной книги позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса, предоставив им возможность предлагать идеи, собирать материал, изготавливать части книги. Совместное изготовление лэпбука сближает взрослого с ребенком, способствует активному участию родителей в жизни ДОУ и повышению их педагогической компетентности в вопросах воспитания дошкольников.

Лэпбук — это наглядно — практический метод обучения, определённый этап самостоятельной или совместной исследовательской, познавательной деятельности детей, которую дети проделывают в ходе изучения определённой темы, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе, сортировке информации.

Почему игровая технология «лэпбук» так актуальна и распространена в наше время в дошкольных учреждениях?

1. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения (его легко взять, можно легко перемещаться с книгой в любом пространстве);

— пригоден к использованию одновременно подгруппой детей (в том числе с участием взрослого, который может быть в качестве играющего партнера, также могут играть одновременно дети разных возрастов);

— обладает дидактическими свойствами;

— является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

— вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

— его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

— обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

2. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

— включенность воспитателя наравне с детьми;

— добровольное присоединение детей к деятельности;

— свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

— открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Интерактивная книга достаточно проста в изготовлении. Лэпбук смогут сделать:

— педагоги;

— родители;

— педагоги с детьми;

— родители с детьми;

— педагоги, совместно с родителями и детьми.

То есть, согласно одному из важных условий реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС в ДОУ сотрудничают все участники образовательного процесса. В подготовительных группах даже дети уже самостоятельно могут изготавливать части книги, что является высшей ступенью развития познавательной деятельности старших дошкольников.

Лэпбуки используют не только в детском саду, также это замечательный современный игровой материал и для дома.

Разновидности тематических папок:

— учебные;

— игровые;

— поздравительные,

— праздничные;

— автобиографические (например, о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.)

Папки имеют разные формы:

— стандартная книжка с двумя разворотами;

— папка с 3–5 разворотами;

— книжка-гармошка;

— папка-раскладушка;

— фигурная папка.

Организация материала:

— стандартные кармашки;

— обычные и фигурные конверты;

— кармашки-гармошки;

— кармашки-книжки;

— окошки и дверцы;

— вращающиеся детали;

— карточки;

— стрелки;

— пазлы;

— раскраски;

— мнемотаблицы;

— чистые листы для заметок и т. д.

Таким образом, лэпбук — это современная инновационная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного материала, систематизация знаний в занимательной и увлекательной игровой форме, где ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, что является хорошей подготовкой к школе.Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых возможностей, целей и горизонтов.

Литература:

1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.

2. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание 2005 — № 12 — с. 6–11

3. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры // О. В. Солнцева — СПб.: Сфера, 2010. — 176 с.

4. Коневич С. В. Социально-личностное развитие дошкольника. Детство-Пресс 2013 г.

5. http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-temu-igra-kak-sredstvo-vospitanija-i-forma-organizaci-zhizni-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

6. https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/

7. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, дошкольный возраст, интерактивная книга, исследовательская деятельность, педагог, педагогический процесс, родитель, часть книги.


Похожие статьи

Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия — лэпбука — для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).

Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Лэпбук как инновационная технология в развитии дошкольников

В статье рассматриваются специфика и своеобразие лэпбука как инновационной формы подачи материала, важного для развития дошкольника.

Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников

В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука.

Развитие детской инициативности и самостоятельности в процессе игры с лэпбуком

В статье описывается опыт использования лэпбука в игровой деятельности дошкольников для развития детской инициативы и самостоятельности. Авторы описывают сравнительный анализ эффективности методов и приемов игры с лэпбуком в развитии детской инициати...

Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников

Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...

Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи

В статье рассматриваются интерактивные игры в коррекции речевых нарушений. Описываются возможности применения технологии лэпбук в коррекционной практике. Представлены методические рекомендации по применению интерактивной папки лэпбук в работе с детьм...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Методическая разработка лэпбука «Домашние животные» как средства развития речи дошкольников разновозрастной группы

В статье рассматривается методическая разработка интерактивной папки лэпбук на тему «Домашние животные» как средство развития речи дошкольников разновозрастной группы.

Похожие статьи

Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия — лэпбука — для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).

Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Лэпбук как инновационная технология в развитии дошкольников

В статье рассматриваются специфика и своеобразие лэпбука как инновационной формы подачи материала, важного для развития дошкольника.

Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников

В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука.

Развитие детской инициативности и самостоятельности в процессе игры с лэпбуком

В статье описывается опыт использования лэпбука в игровой деятельности дошкольников для развития детской инициативы и самостоятельности. Авторы описывают сравнительный анализ эффективности методов и приемов игры с лэпбуком в развитии детской инициати...

Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников

Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...

Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи

В статье рассматриваются интерактивные игры в коррекции речевых нарушений. Описываются возможности применения технологии лэпбук в коррекционной практике. Представлены методические рекомендации по применению интерактивной папки лэпбук в работе с детьм...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Методическая разработка лэпбука «Домашние животные» как средства развития речи дошкольников разновозрастной группы

В статье рассматривается методическая разработка интерактивной папки лэпбук на тему «Домашние животные» как средство развития речи дошкольников разновозрастной группы.

Задать вопрос