В данной статье исследуются нормативные документы в области государственной молодёжной политики Российской Федерации. Главным документом государства является Конституция РФ. В статье уделено внимание исследованию её основ, затрагивающих рассматриваемую политику и категорию «молодёжь», как нормы основополагающего документа. Также подробно рассматривается Федеральный Закон «О молодёжной политике в Российской Федерации», посвященный приоритетам государственной молодёжной политики на современном этапе.
Ключевые слова: молодежь России, молодежная политика РФ, Конституция и молодежь, нормативно-правовые акты молодежной политики, законы о молодежи, конституционные положения молодежной политики.
В современной России активно распространяется мнение, что именно молодёжь — будущее нашей страны. Так, на 14-й большой пресс-конференции в Центре международной торговли нынешний президент РФ В. В. Путин заявил: «А если взять волонтёров? Их тысячи. А ребята, которые занимаются поисковой деятельностью? Тоже тысячи. И у нас вот этот слой — колоссальной глубины. И это все молодёжь, это опора сегодняшнего дня и будущее России». Это было в 2018 году, однако по сей день эта тенденция сохраняется. В 2022 году на заседании Государственного Совета президент отметил: «Тема молодёжной политики является стратегически важной, потому что молодые люди, которые представляют сегодня наши различные подрастающие поколения, начинают свой жизненный путь: уже через двадцать, а кто-то через десять лет будет осуществлять то, что мы сегодня с вами делаем, то, во что мы вкладываем свои собственные силы, — в реализацию тех целей развития страны, которые мы определяем». [6]
Безусловно, что развитие и внедрение государственной молодёжной политики без законодательной основы, невозможно. Однако некоторое время в нашей стране это направление не имело закреплённого юридического статуса, даже в основополагающем нормативно-правовом акте — Конституции РФ. И только с 2020 года после внесённых поправок, в Законе страны закрепилось понятие «молодёжь» и «молодёжная политика», однако без чётких для этой категории норм. Тем не менее, Конституция РФ — это верховный политический, экономический, социальный, духовный, юридический нормативный акт. И он регулирует правовые основы всей государственной политики, и молодёжной в том числе.
Государственная молодёжная политика во многом зависит от конституционных характеристик РФ как государства. Отметим, что Аналитический вестник Совета Федерации более чётко и подробно об этом говорит. К таким характеристикам конституционного строя Российской Федерации относятся: демократическое государство; федеративное государство; правовое государство; республиканская форма правления; социальное государство; светское государство [1].
РФ — демократическое государство и она должна обеспечивать предоставление молодым гражданам возможности участвовать в выработке политических решений и привлекать её к непосредственному участию в формировании и реализации политик и программ, касающихся нашего общества, гарантировать реализацию политических прав и свобод [5, c. 6].
РФ — федеративное государство и она должна учитывать, что субъекты РФ могут иметь собственные законодательство о государственной молодёжной политике и систему органов, занимающихся делами молодёжи. В данном случае определяется необходимость формирования и реализации целостной государственной политики, а также разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами, полномочий между органами власти всех уровней, действующих на благо развития молодёжи [5, c. 6].
РФ — правовое государство. Государство должно обеспечить законность, осуществление гарантий прав и свобод молодого гражданина, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность между гражданином и государством, судебную и иную защиту личности молодого человека и молодёжи в целом [5, c. 7].
РФ — государство с республиканской формой правления и она должна учитывать, что государственная молодёжная политика может быть эффективной только при условии честного взаимодействия органов государственной власти всех ветвей власти [5, c. 7].
РФ — социальное государство. Оно должно разрабатывать и реализовывать молодёжную политику, стремиться обеспечить каждой молодой личности социальную защищённость, достойные условия жизни и труда, уравнять возможности молодёжи с другими категориями населения путем построения соответствующей системы социальных гарантий. Должны охраняться труд и здоровье не только общества в целом, но и конкретно молодых граждан, обеспечиваться государственная поддержка детства, молодых семей, матерей и отцов, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и т. д. [5, c. 8].
РФ — светское государство и при разработке и реализации молодёжной политики должна учитывать, что молодые граждане России имеют право, как верить в Бога, так и отрицать теологические основы мироздания. Исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию [5, c. 8].
Нужно учесть, что молодёжь — это довольно большая ячейка общества, народ России во всем своём проявлении, в данном аспекте, безусловно, что каждая статья Конституции прямо или косвенно её касается. Выше мы привели примеры ст. 1, ст. 2, ст. 7. При этом косвенно может быть только в аспектах, где, есть некие ограничения, определяемые и дополняемые другими нормативными актами. Как правило, это касается политической, экономической группы прав и свобод человека. В статье 60 Конституции определяется возрастной ценз — 18 лет, когда гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. То есть, это не вся часть молодёжи России.
Можно назвать главы и статьи Конституции России, прямо касающиеся молодёжи, кроме того, что подразумевается выше. Это статья 2 о том, что человек и его права являются высшей ценностью. Статья 7 Конституции РФ устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечение государственной поддержкой семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб и др. Глава 2 о правах и свободах гражданина РФ, о личных правах (ст. 20–28), социальных (ст. 41–43) и культурных (ст. 44) прав и свобод человека и многие другие [1]. Всё это говорит «об основополагающем конституционном сопровождении» молодёжной политики, поскольку забота и защита молодёжи идёт из данного Закона.
В Конституции закрепляется совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, что для полноценного и глобального развития государственной и региональной молодёжной политики очень важно [1, c. 25]. Благодаря этому есть и до сих пор создаются федеральные, региональные и местные органы управления и учреждения, которые функционируют на благо молодёжи, также на обособленные органы возлагается определённая ответственность и функции, которые взаимосвязаны и созависимы с направлениями молодёжной политики. Без чего невозможно развитие детей и молодёжи России.
Нельзя не отметить, что именно Конституция РФ является исходной правовой базой для вступления в силу нормативно-правовых актов всех уровней (федерального, регионального и местного). И на этой основе выполняются задачи государственной молодёжной политики, определяется круг её субъектов, ещё больше и чётче формулируется законодательство о ней, определяются цели и направления. Рассмотрим несколько основных нормативных актов.
Действующий Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» устанавливает организационно-правовые основы государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений в нашей стране. Определяются конкретные меры, направленные на поддержку молодых граждан, например, информационное обеспечение, профессиональная подготовка кадров для молодёжных объединений, поддержка проектов, финансирование мероприятий и др.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ является также относящимся к молодёжной политике. Волонтёрство в России набирает обороты. А молодёжь — актив данной деятельности. Огромное количество молодых людей помогают не только от чистого сердца, но и организуют данную деятельность в Молодёжных центрах, Фондах, Молодёжных парламентах, волонтёрских штабах и общественных организациях. Кроме этого, данный вид деятельности прямо соотносится с проектной деятельностью и творчеством. Нельзя не отметить крупные события «Доброволец России», «Территория смыслов», форум «Волонтёров Подмосковья» и др.
В 2014 году был определён вектор развития молодёжной политики до 2025 года, утверждённый Правительством РФ. Документ определяет систему принципов, приоритетных задач и механизмов для реализации государственной молодёжной политики. Стоит отметить, что поставлены ориентиры на укрепление воспитательной роли семьи, общества и государства. Что в целом, не теряет актуальность и по сегодняшний день. Безусловно, что существует ещё ряд немаловажных документов, но стоит обратить внимание на ещё относительно новом Законе. В 2020 году в силу вступил Федеральный закон № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации». Этот нормативно-правовой акт является не только первым, но и основополагающим, поскольку именно в нём закрепились основные и очень важные моменты развития государственной молодёжной политики.
В первую очередь, это определение категории «молодёжь» или «молодые граждане» и её возрастной ценз. В соответствии с законом: «молодёжь — социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно».
Далее отметим, что определены цели, принципы и 21 приоритетное направление молодёжной политики. Отметим цели:
1) защита прав и законных интересов молодежи;
2) обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи;
3) создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества;
4) повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;
5) формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям;
6) формирование культуры семейных отношений, поддержка молодых семей, способствующие улучшению демографической ситуации в Российской Федерации [2].
Также обозначено определение так называемого молодежного общественного объединения, которое определяется как международное, общероссийское, межрегиональное, региональное, местное добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в установленном законом порядке молодыми гражданами, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. То есть конституционное общественно-политическое право собираться и объединяться дополнительно закреплено в документе и касается оно конкретно молодёжи.
В законе чётко определено направление молодёжной политики и её субъекты, среди которых молодёжь, молодые семьи, молодёжные общественные объединения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, объединения юридических лиц, работодателей, профессиональные союзы и их объединения, институты гражданского общества и многие другие, кто непосредственно задействован в молодёжной деятельности [2].
Данный нормативный акт сейчас является одним из основных и первых. Закон вступил в силу недавно и работа с молодёжью сегодня строится исходя из его положений. Отметим, что он определённо строится на Конституции РФ и таким образом, в отношении законодательства Российской Федерации необходимо отметить, что имеются довольно определенные конституционные основы для формирования правового регулирования государственной молодёжной политики. Нужно вспомнить о том, что на основе данных законодательных актов в России проводится большое количество молодёжных мероприятий: Арт-кластер и форум «Таврида», мастерская управления «Сенеж», проводился «Всемирный фестиваль молодёжи и студентов» и многое другое.
С точки зрения развития нормативной базы, Новая Россия как государство делает большой шаг к молодёжи впервые за 20 лет, что является очень значимым периодом. Ибо кроме направлений и целей молодёжной политики, устанавливаются меры по реализации, проводятся государственные и муниципальные программы, выделяются денежные средства для их финансирования, создаются кластеры и фонды поддержки программ и органов по делам молодёжи.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210060013
- Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003
- Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Официальный сайт Администрации Президента. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8019
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Юридическая информационная система «Легалакт. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29112014-n-2403-r /
- Кочетков, А.В. под ред. Кривова В. Д. Конституционно-правовые основы государственной молодежной политики в Российской Федерации и Республике Беларусь / А. В. Кочетков под ред. В. Д. Кривова // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации № 19 (733). — 2019. С. 4–24 URL: http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/108301/
- Заседание Государственного Совета, посвящённое вопросам реализации молодёжной политики в современных условиях URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/page/2