Программа воспитания класса как средство достижения личностных результатов образования в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 15.02.2023

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Былкова, О. М. Программа воспитания класса как средство достижения личностных результатов образования в начальной школе / О. М. Былкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100061/ (дата обращения: 16.10.2024).



Автор раскрывает особенности разработки и реализации программы воспитания класса, в основу которой положены идеи гражданско-патриотического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: личностные результаты образования, гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, программа воспитания класса.

Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, является сегодня приоритетной задачей системы образования. Это зафиксировано в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Примерной программе воспитания школьников и др. Стратегические ориентиры воспитания определены Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [1].

ФГОС начального общего образования закрепляет личностные результаты образования, которые ориентированы, прежде всего, на решение задач гражданско-патриотического воспитания:

– становление ценностного отношения к своей Родине — России;

– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

– уважение к своему и другим народам;

– первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений [2].

Содержательно и организационно-методически оформляются такие элементы воспитательной системы школы, как разработка рабочих программ воспитания, федеральный проект «Разговоры о важном», церемониал поднятия флага РФ и исполнения гимна и др. Эти элементы выступают подсистемами государственной системы воспитания, основанной на базовых российских ценностях духовности и патриотизма.

Ежедневная работа и наблюдения за детьми позволили установить, что современные младшие школьники имеют правильные общие представления о Родине, о семье, о родном крае. Однако, эти представления характеризуются недостаточной полнотой информации. Так, дети затрудняются рассказать историю своей семьи, происхождение фамилии (и даже отчества), историю улицы, в силу возраста не располагают достаточными сведениями об истории родного края. Усугубляется проблема еще и тем, что более половины учащихся класса воспитываются в неполной семье. Часть детей находится в неблагополучной, социально опасной среде.

Современные родители, выбрав приоритетной задачей заработок и бытовые удобства (и то, если это благополучные семьи), уделяют мало внимания чтению с детьми, разговорам по душам, семейным посиделкам, оценке информации, полученной из внешних источников. В силу сложных социально-политических процессов, международной ситуации дети становятся непроизвольными слушателями взрослых эмоциональных дебатов в семейном кругу, о чем потом делятся в школе. Взросление современного ребенка часто происходит в потоке неконтролируемой информации.

Исходя из обозначенных задач воспитательной деятельности, определенных государственной политикой в области образования, и реальным состоянием дел, нами выбран ориентир на системный подход к решению данной проблемы посредством разработки и реализации Программы воспитания класса.

Программу воспитания класса мы рассматриваем как концептуальный, методический документ, определяющий комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в классном коллективе в соответствии с главной воспитательной целью. В структуре программы воспитания класса во взаимосвязи и взаимообусловленности представлены компоненты: цель и задачи воспитания; направления, содержание и формы деятельности воспитанников; подходы к диагностике воспитанности детей. Классный руководитель проектирует работу со всем классом, с отдельными учениками, с родителями и учителями, преподающими в классе.

Нами разработана и реализуется Программа воспитания класса «Мы вместе», рассчитанная на 4 года (время обучения в начальной школе). Системообразующим направлением воспитания в программе выступает патриотическое воспитание.

Патриотизм, в нашем понимании, — это потребность любить и гордиться — гордиться своей семьей, своей деятельностью, своей страной. Любая потребность побуждает человека на определенные действия. Практическое воплощение идеи заключается в информировании воспитанников с параллельным включением их в дела на благо других людей и своего коллектива.

Еще одна идея. Патриотизм без духовности может привести, например, к национализму, если ребенок не получает информации о других национальностях, другой культуре, достоинствах других народов. Реализацию этого положения мы видим в обогащении детей знаниями о разных культурах, учитывая, что в классе представлены учащиеся разных национальностей.

Третий тезис. Необходимо постоянно создавать повод для гордости воспитанников за свою страну, семью, школу, родителей и т. д., включая в содержание воспитательных дел рассказы о масштабных проектах и через обращение к региональным и местным аспектам (например, чем гордится наш район, знаменитые люди родного поселка). Особый акцент считаем необходимым делать на ценности Родителей, Учителя, Наставника — того, кто «ставит на крыло».

Таким образом, через информирование, создание ситуаций переживания, возрастание чувства гордости, вызревают жизненные точки опоры растущей личности.

Программа воспитания класса «Мы вместе» реализуется нами второй год. В первом классе были заведены альбомы «Моя родословная», в которых дети с помощью родителей выполняли такие задания: «Моё имя. Почему меня так назвали?», «История моей фамилии», «Моя мама», «Мой папа», а в классе учащиеся рассказывали о том, что узнали. В альбоме «Моя малая Родина», задания выполнялись и в классе, и дома, например: «Символика Хабаровского края», «Символика посёлка Солнечный», «Населенные пункты Хабаровского края», «Реки Хабаровского края», «Растения, занесенные в Красную книгу Хабаровского края» и др.

Во втором классе мы продолжили эту работу, в альбомах «Моя родословная» дети выполняли такие задания: «Мои бабушки и дедушки», «Традиции моей семьи». А в альбоме «Моя малая Родина» отражали результаты исследований по темам: «Растительный мир Хабаровского края», «Насекомые Хабаровского края», «Земноводные и пресмыкающиеся обитающие в Хабаровском крае». Задания дети выполняли по-разному — описание в виде текста, вклеивание фотографий, собственные рисунки.

Во втором классе мы стали использовать материалы из пособия «Я гражданин», изданного под руководством профессора О. Ю. Стреловой [3], с которыми учащиеся работают на классных часах «Разговоры о важном» и на уроках окружающего мира.

Одной из приоритетных задач в процессе реализации программы мы видим выстраивание позитивных отношений с родителями. Мы стремимся к созданию «созидательного сообщества» детей и взрослых. Все родительские собрания проходят в активной форме: круглый стол, интерактив, тренинг, вопрос — ответ и др. Достоинством является то, что родители сами планируют и проводят воспитательные мероприятия в классе при незначительной поддержке педагога.

Перспективы работы мы видим в более активном привлечении социальных партнеров, а в методическом плане — формирование инновационного продукта в виде программно-методического комплекса.

Литература:

  1. Воспитать патриота: методические рекомендации по организации мероприятий по патриотическому просвещению обучающихся: сборник методических рекомендаций / Сост. Кобелева Г. А. — Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. — 22 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286).
  3. Я — гражданин: игровой практикум для младших школьников / Авторы-сост.: Балашова Л. П., Беседин В. П. — Хабаровск: Частная коллекция, 2022. — 60 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский край, программа воспитания класса, гражданско-патриотическое воспитание, класс, ребенок, родной край, Российская Федерация, личностный результат образования, реализация Программы воспитания класса, родитель.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальных классов

В статье поднимаются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста. Авторы делают акценты на способы формирования данных качеств личности, показывая методы и приемы работы.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов

В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальных классов

В статье поднимаются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста. Авторы делают акценты на способы формирования данных качеств личности, показывая методы и приемы работы.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов

В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Задать вопрос