Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 15.02.2023

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Ретюнская, К. В. Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов / К. В. Ретюнская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100064/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка.

Ключевые слова : эмоционально-ценностный потенциал, культуроведческая компетенция, сочинение-рассуждение, ФГОС, ценностный подход.

Главным ориентиром в преподавании русского языка в современной школе для учителя является Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС). Обращаясь к нему, мы читаем: «изучение предметной области «Русский язык и литература» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить: 1. включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России <…>» [4]. И возникает логичный вопрос: что же такое ценность и ценностный подход?

В ряде исследований применяются такие разновидности понятия, как «эмоционально-ценностный компонент», «эмоциональная составляющая» (С. Н. Батракова, Т. А. Маслова). Эмоционально-ценностный подход — это совокупность идей, являющихся результатом теоретического анализа и педагогического опыта, выраженных в целях, принципах, содержании педагогической деятельности и адекватных технологиях, которые направлены на развитие и саморазвитие обучающихся. Этот подход направлен на активизацию эмоциональной сферы обучающегося.

Эмоционально-ценностный подход реализует сочетание педагогических действий, направленных на мотивационно-потребностную сферу ученика, благодаря которому возникает эмоциональное состояние, способствующее впитыванию ценностных ориентиров, переживается, переживания переводятся эмоциональный фонд личности.

На уроках русского языка необходимо применение культуроведчекого компонента при обучении связанной письменной речи учащихся. Необходимо отметить, что обучение связанной письменной речи представляет собой творческую работу учащихся, а именно сочинение различных жанров, письменные задания, проекты, изложение.

Предлагаем основные положения урока обучения сочинению-рассуждению по теме «Книга»:

  1. Работа с высказыванием Р. Декарта

Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.

— Обучающие высказываются, как они понимают данный тезис.

  1. Работа с книгой

Обучающимся предлагается рассмотреть новое издание рассказов А. П. Чехова «О любви», санкт-петербургского издательства «АРКАДИЯ». Концепция книга как арт-объект предполагает, что кроме проверенного временем классического текста под обложкой читателя также ждут изысканные иллюстрации, созданные талантливыми современными художниками.

Проиллюстрируем это на рис. 1.

А. П. Чехов «О любви» [5]

Рис. 1. А. П. Чехов «О любви» [5]

— Обучающимся дается задание написать небольшую аннотацию к книге.

Аннотация — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание и дающая иногда их оценку.

— 2–3 обучающихся зачитывают свои работы вслух.

  1. Проверка домашнего задания

Обучающимся давалось подготовить рассказ на 5–6 предложений на тему «Что читают наши питомцы?», рассказ должен был быть сопровожден фотографией домашнего животного на фоне любимой книги обучающегося (заслушиваются выступления 1–2 человек, остальные сдают свои работы).

Проиллюстрируем это на рис. 2.

Рис. 2

  1. Знакомство с современным автором

Учитель показывает видео блиц-интервью с Сашей Филипенко, где автор отвечает на несколько вопросов. Далее учитель спрашивает, знает ли кто-то из класса такого автора?

Справка (интервью): Блиц-интервью с Сашей Филипенко, финалист «Большой книги».

Мы задаём дурацкие — и серьёзные, как же без них? — вопросы, а известные писатели отвечают. Сегодня выбирает между кошками и собаками и признаётся в своих писательских страхах Саша Филипенко — автор романов «Бывший сын», «Красный Крест» и примерно трёх других, лауреат «Русской премии», премии журналов «Знамя» и «Сноб», а также — Твоя самая известная книга?

«Красный Крест»

— Твоя самая недооценённая книга?

«Замыслы»

— Тема, на которую ты бы очень хотел написать, но знаешь, что не хватит смелости?

На всё хватит смелости. Единственное, на что сейчас не хватает смелости, — хочу написать большой семейный роман.

— Твой самый большой писательский страх?

Повториться.

— Твоя самая большая вообразимая писательская награда? Нобелевка?

Нобелевка — это то, что будет, а все самые важные награды, мне кажется, уже случились.

— Но если награды случились, то ради чего же ты будешь писать дальше?

Мне хочется верить, что темы, которые я поднимаю, очень важны — как бы самонадеянно это ни звучало. При этом я верю, что книги ни на что не влияют, но мне кажется, что книга может вызвать ряд обсуждений в обществе. Вместе с журналистикой, которая будет поднимать те же темы, я надеюсь, мы сможем на что-то повлиять. Я знаю, что появился читатель, которому нравится то, что я делаю, у меня есть обратная связь с каким-то кругом людей, которых радует, что у меня выходит новая книга. И в этом смысле всё самое важное уже случилось.

— Чай или кофе?

Кофе.

— Собака или кошка?

Собака.

— Толстой или Достоевский?

Толстоевский!

  1. Речевые задания:

В нашей стране пока еще голод на книгу, но тенденция насыщения ею рынка неизбежна.

— Выполните морфологический разбор слова «неизбежна»;

— Выполните синтаксический разбор данного предложения.

  1. Подготовка к сочинению-рассуждению

Тезис: «Я думаю, книга — это настоящий друг, и ее не ждет смерть даже через 100 лет».

Аргументы:

  1. В нашей стране не прошел голод на книгу (опорные слова: большое количество издательств, огромное количество книжных магазинов; достаточно высока цена на книги, а значит на них есть спрос; появление современных авторов);
  2. Книгу трудно заменить (опорные слова: появление электронных КНИГ, большое количество посетителей библиотек);
  3. Настоящая книга — это сгусток энергии (опорные слова: выслушать автора, побыть наедине со своими мыслями, обогатить свой внутренний мир, найти себя, самосовершенствоваться);
  4. Творят не только писатели, творит и читатель (опорные слова: разворачивается мысль, появляется восхищение героем, написать отзыв на книгу, поделиться своим мнением на литературном вечере).

Вывод: Настоящая, добрая, умная книга способна надолго поселиться в наших сердцах, она необходима человеку, как воздух. И пока она интересна читателю, пока она способна вызвать новую мысль, она продолжает жить!

  1. Написание сочинения

Таким образом, на материале разработанного нами урока наглядно проиллюстрированы возможности использования эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9 классов.

Литература:

  1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 8–9 классы. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Бернарская. 11-е изд., стереотип — М.: Дрофа, 2019. — 271 с.
  2. Кулаева, Г. М. Формирование языкового эстетического идеала как путь реализации аксиологического подхода в обучении русскому языку // Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка в современной школе. Материалы международной заочной научно-практической конференции (к 85-летию М. М. Разумовской): сб. научных статей. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2013. ― С. 170–173.
  3. Кулаева, Г. М. Языковой эстетический материал как составляющая аксеологического подхода в обучении русскому языку // Учитель, ученый и человек Алевтина Дмитриевна Дейкина: сб. научных статей. ― Оренбург: ЗАО «Пресса», 2009. ― С. 72–79.
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты. Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/
  5. Чехов, А. П. О любви: [повести, рассказы] / А. П. Чехов. ― СПб.: Аркадия, 2020. ― 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Книга, русский язык, эмоционально-ценностный потенциал, связанная письменная речь, слово, ценностный подход, эмоционально-ценностный подход.


Похожие статьи

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»

В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Использование психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена использованию психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы. Раскрывая специфику предметного использования методов, корректирующих эмоциональное состояние участников образова...

Практические аспекты развития творческого мышления младших школьников

Исследуются практические аспекты развития творческого мышления младших школьников. Рассмотрены результаты исследования по выявлению и обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для развития творческого мышления младших школьников во вн...

Здоровьсберегающий потенциал психофизиологических методов активизации познавательной деятельности

Статья посвящена использованию здоровьсберегающего потенциала психофизиологических методов активизации познавательной деятельности, как наиболее «органичного» способа реализации заложенных во ФГОС ООО 2-го поколения идей развития образования. На осно...

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Повышение уровня родительской компетентности путем психолого-педагогического просвещения матерей на примере авторского курса «Я больше не кричу»

Работа посвящена повышению уровня родительской компетентности путем психолого-педагогического просвещения матерей на примере проведения авторского курса «Я больше не кричу». В результате выявлено снижение уровня эмоционального насилия в отношении дет...

Похожие статьи

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»

В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Использование психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена использованию психоэмоциональных методов активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы. Раскрывая специфику предметного использования методов, корректирующих эмоциональное состояние участников образова...

Практические аспекты развития творческого мышления младших школьников

Исследуются практические аспекты развития творческого мышления младших школьников. Рассмотрены результаты исследования по выявлению и обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для развития творческого мышления младших школьников во вн...

Здоровьсберегающий потенциал психофизиологических методов активизации познавательной деятельности

Статья посвящена использованию здоровьсберегающего потенциала психофизиологических методов активизации познавательной деятельности, как наиболее «органичного» способа реализации заложенных во ФГОС ООО 2-го поколения идей развития образования. На осно...

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Повышение уровня родительской компетентности путем психолого-педагогического просвещения матерей на примере авторского курса «Я больше не кричу»

Работа посвящена повышению уровня родительской компетентности путем психолого-педагогического просвещения матерей на примере проведения авторского курса «Я больше не кричу». В результате выявлено снижение уровня эмоционального насилия в отношении дет...

Задать вопрос