Анализ работы транспортно-грузовых систем, примыкающих к железнодорожной станции «Батарейная» Иркутского железнодорожного узла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Приходько, Ф. Н. Анализ работы транспортно-грузовых систем, примыкающих к железнодорожной станции «Батарейная» Иркутского железнодорожного узла / Ф. Н. Приходько, К. А. Тимошенко, С. П. Радчин, К. А. Чернышев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100084/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время железнодорожный транспорт является основой Единой транспортной системы. Связывая города, регионы, экономические районы и государства, он является важным звеном экономики любого сегмента. Железнодорожный транспорт обеспечивает жизнедеятельность большинства отраслей промышленности, связывая подъездными путями предприятия и железнодорожные станции. Линейные объекты транспортной инфраструктуры железнодорожных станции в зависимости от скорости изменения грузо- и пассажиропотоков нуждаются в модернизации. Это позволяет обеспечивать высокую провозную способность станции, а также увеличивать показатели грузовой работы. Помимо объектов инфраструктуры железнодорожных станций важно учитывать необходимость модернизации объектов инфраструктуры промышленных предприятий, что тоже приведёт к улучшению показателей работы как предприятия, так и прилегающей железнодорожной станции.

Грузовая железнодорожная станция «Батарейная» является важной частью Иркутского железнодорожного узла. К ней прилегают подъездные пути более десятка предприятий. Ежедневно «Батарейная» перерабатывает большое количество грузов. Приоритетным видом формируемых составов являются контейнерные поезда. Основное преимущество контейнерных перевозок — простота транспортировки на межгосударственном уровне. При пересечении границы, на пограничных железнодорожных станциях достаточно переставить контейнер с платформы, предназначенной для одной колеи, на платформу другой колеи. Это сокращает время транспортировки, оказывая положительное влияние на показатели экономической эффективности.

Как и любая региональная железнодорожная станция, «Батарейная» имеет технологические проблемы. Для их устранения важно сфокусироваться на длительном времени на обработку грузов на предприятиях, обслуживаемых станцией «Батарейная», результатом чего являются простои составов. В условиях возрастающего грузопотока мощности погрузо-выгрузочных устройств, грузовых фронтов и подъездных путей будет недостаточно.

Описание объектов исследования

Железнодорожная станция «Батарейная» является крупной грузовой предузловой станицей. Является частью Иркутского железнодорожного узла, Восточно-Сибирской железной дороги (участок Тайшет-Иркутск-Пассажирский). По объёму работы станция — I класса. Выполняет операции по обслуживанию пассажиров, приёму/выдаче грузов и багажа, обработке и формированию грузовых составов. Стация «Батарейная» имеет поперечный тип. Общее количество путей — 22. Количество главных путей: в чётном направлении — 4, в нечётном направлении — 3. К станции прилегают 4 пути необщего пользования, один из которых соединяет станцию с парком путей ПАО «ТрансКонтйнер», второй — с путями необщего пользования промышленных предприятий и два оставшихся — с военной частью 86753.

Филиал ПАО «ТрансКонтейнер» имеет собственный парк путей и 3 контейнерных площадки («К4», «К1/7», «К6»). Контейнерная площадка «К4» имеет площадь 30 987 м2, вместимость 1 912 ДФЭ, вместимость железнодорожного фронта — 29 условных вагонов. Площадка «К4» обслуживается тремя козловыми кранами и двумя ричстакерами. Контейнерная площадка «К1/7» имеет площадь 8 043 м2, вместимость 980 ДФЭ, вместимость железнодорожного фронта — 59 условных вагонов. Площадка «К1/7» обслуживается двумя ричстакерами. Контейнерная площадка «К6» имеет площадь 4 676 м2, вместимость 460 ДФЭ, вместимость железнодорожного фронта — 29 условных вагонов. Площадка «К6» обслуживается двумя козловыми кранами и одним ричстакером. Закрытое акционерное общество «АРМ» имеет в пользовании стрелочную улицу из трёх путей. Вместимость каждого пути — 6 условных вагонов. Общая вместимостью железнодорожного фронта ЗАО «АРМ» составляет 18 вагонов. Погрузочно-выгрузочные операции выполняются десятью автопогрузчиками грузоподъёмностью 2,5 тонны. Общество с ограниченной ответственностью «МС-ОфисПро» имеет в пользовании один подъездной путь. Погрузочно-выгрузочная площадка может обслуживать до 5 условных вагонов. Общая вместимость железнодорожного фронта — 5 условных вагонов.

Аналитический расчёт показателей текущей деятельности

  1. Расчёт времени оборота вагона на станции

Расчёт подробно представлен при подаче составов на площадку «К4» ПАО «ТрансКонтейнер».

— время, необходимое для подачи состава со станции на ПАО «ТК»

Длинна полурейса подачи состава со включенными тормозами со станции на путь необщего пользования площадки «К4» = 2230 метров, следовательно, значение коэффициентов и равны 4,29 и 0,062 соответственно.

Время на выполнение дополнительных операций ( ) составляет 5,43 минуты.

Число вагонов ( ) в подаче выбрано из условий вместимости железнодорожного фронта площадки «К4» — 29 вагонов.

— время, необходимое для приёмосдаточных операций

Число вагонов ( ) в подаче — 29. Продолжительность приёмосдаточных операций с одним вагоном — 1 минута

— время, необходимое на выполнение грузовых операций с составом.

Число вагонов ( ) в подаче — 29.

Время на выполнение грузовых операций с одним вагоном ( ) складывается из времени, необходимого на каждую часть операции и составляет 5,21 минуты.

Количество машин ( ) скадывается из: трёх козловых кранов и двух ричстакеров. Для упрощения расчётов козловые краны приняты с мощностью, вдвое большей чем мощность ричстакеров, поэтому число машин составляет: 1+1+1+0,5+0,5 = 4

Время оборота вагона составит

Время оборота вагона на остальные площадки и предприятия рассчитывается аналогичным образом и составляет:

— При подаче на площадку «К1/7» ПАО «ТрансКонтейнер» — 7,583 часа

— При подаче на площадку «К6» ПАО «ТрансКонтейнер» — 2,20 часа

— При подаче на путь необщего пользования ЗАО «АРМ» — 6,382 часа

— При подаче на путь необщего пользования ООО «МС-ОфисПро» — 5,527 часа

  1. Расчёт грузопотоков на станции Батарейная исходя из показателей работы ПАО «ТрансКонтейнер», ЗАО «АРМ», ООО «МС-ОфисПро».

Суммарный суточный грузопоток (по прибытию и по отправлению), перевозимый в пределах станции и предприятий, рассчитывается по формуле:

где — суммарный суточный грузопоток;

— число подач в сутки на -е предприятие;

— число вагонов в подаче на -е предприятие;

— средняя масса нетто груза в вагоне.

Число подач в сутки на -е предприятие рассчитывается по формуле:

где — время, необходимое для подачи на i-е предприятие.

Средняя масса нетто груза в вагоне принята как среднее арифметическое между двумя видами контейнеров (грузовместимостью 20 тонн и 40 тонн) и составляет 30 тонн. Грузовые операции на всех предприятиях производятся круглосуточно.

Число подач в сутки на различные предприятия:

— На площадку «К4» — 24/1,98=12,12–12 подач в сутки

— На площадку «К1/7» — 24/7,583=3,16–3 подачи в сутки

— На площадку «К6» — 24/2,2=10,9–10 подач в сутки

— На ПНП ЗАО «АРМ» — 24/6,382=3,76–3 подачи в сутки

— На ПНП ООО «МС-ОфисПро» — 24/5,527=4,34–4 подачи в сутки

Суммарный суточный грузопоток составит:

= 12*29*30 + 3*59*30 + 10*29*30 + 3*18*30 + 4*5*30 = 26 670 тонн.

Суммарный годовой грузопоток рассчитывается по формуле:

Грузовые операции на станции производятся ежедневно.

Суммарный годовой грузопоток составит: = 9 734 550 тонн.

Прогнозирование возрастающих грузопотоков и их теоретическое обоснование

В текущей геополитической ситуации Российская Федерация развивает международные отношения с восточной стороной. Китай — один из главных и экспортёров, и импортёров в отношении Российской Федерации. Иркутский железнодорожный узел — связующий центр, через который проходит большая часть грузов, отправляемых в Монголию и Китай. Также, Иркутск — один из главных производителей пиломатериалов, обладающих высоким спросом с китайской стороны. Также наблюдается тенденция использования контейнерных перевозок на международном уровне. Это связано с простотой перехода груза на другую колею. На пограничных железнодорожных станциях достаточно переставить контейнер с платформы, предназначенной для одной колеи на платформу дрогой колеи. В сравнении с заменой тележек это сокращает время в разы. В связи с тенденцией развития контейнерных перевозок на международном уровне увеличивается объём пиломатериалов, перевозимых в контейнерах. Совокупность факторов, описанных выше, позволяет произвести прогноз роста грузопотоков.

В связи с отсутствием достоверных данных по объёмам грузопотоков за предыдущие периоды и невозможностью их получить (коммерческая тайна) прогнозирование будет производится на основе данных по итогам внешней торговли России с Китаем за последние. Для формирования прогноза воспользуемся инструментом «линия тренда» в MS Office Excel. Из графика видно, что к концу 2023 года объём экспорта составит около 8,7 млрд долларов США. Рассчитаем коэффициент роста экспорта, в дальнейшем применимый к грузопотоку.

где K — коэф. роста за n периодов

— объём экспорта за i-ый период

— объём экспорта за i+n-ый период

За декабрь 2021 года объём составил 6,27 млрд долларов США. За декабрь 2023 года прогнозируемый объём экспорта равен 8,7 млрд долларов США. Тогда коэффициент роста за два года составит:

Для того, чтобы спрогнозировать грузопоток на декабрь 2023 года воспользуемся полученным коэффициентом. Умножим текущий грузопоток на коэффициент роста:

Прогнозируемый грузопоток составит:

Обоснование проблематики

Согласно рассчитанным планируемым грузопотокам мощности имеющихся объектов транспортной инфраструктуры будет недостаточно. В условиях возрастающих грузопотоков и отсутствия модернизации транспортной инфраструктуры станции и предприятий возникнет тенденция простоя вагонов на станции в ожидании подачи на пути необщего пользования предприятий. Также при длительной занятости путей возможно возникновение проблемы нехватки приёмоотправочных путей на станции «Батарейная». В связи с этим основной проблемой становится нехватка мощности объектов транспортной инфраструктуры станции и предприятий. Необходима разработка мер по модернизации объектов транспортной инфраструктуры станции и предприятий. Для этого целесообразно использовать метод имитационного моделирования.

Создание имитационной модели текущего оснащения станции и предприятий

Для разработки имитационной модели работы станции и предприятий отлично подходит ПО AnyLogic. Создание имитационной модели производилось в 3 этапа. На первом этапе велась отрисовка станционных, подъездных путей и путей необщего пользования. На втором этапе командой были смоделированы 3 погрузочно-выгрузочных площадки ПАО «ТрансКонтейнер». На третьем этапе была отрисована инфраструктура предприятий ЗАО «АРМ» и ООО «МС-ОфисПро». Имитационная модель станции, подъездных путей и выбранных предприятий представлена на рисунке 1.

Имитационная модель инфраструктуры станции

Рис. 1. Имитационная модель инфраструктуры станции

Выводы по итогам анализа работы:

Объекты железнодорожного транспорта должны подвергаться анализу, определяющему дальнейшие решения по оптимизации и модернизации, в условиях возрастающих нагрузок. Необходимо рассчитывать показатели, определяющие функционирование станции и предприятий, примыкающих к ней для определения возможных перспективных проблем. Имитационное моделирование позволяет с минимальными затратами производить анализ работы в различных условиях и осуществлять разработку решений по оптимизации.

Литература:

  1. Лысов, Г. М. Использование метода моделирования при проектировании и модернизации объектов транспортной инфраструктуры / Г. М. Лысов, Ф. Н. Приходько, С. П. Радчин, К. А. Тимошенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 14–16. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94922/ (дата обращения: 10.02.2023).
  2. Практика применения имитационного моделирования для анализа перевозочного процесса железнодорожного общественного транспорта / К. А. Чернышев, Г. М. Лысов, А. А. Коновалова, Л. Е. Майоров / Sciences of Europe. — 2022. — No 101(101). -.C 81–84. — DOI 10.5281/zenodo.7107080. — EDN SQTSWA
  3. Лысов Г. М., Вольнов П. И., Приходько Ф. Н., Коновалова А. А. Использование метода имитационного моделирования на основе разработки перспективного варианта организации пассажиропотоков на ТПУ «Тимирязевская» // Дневник науки. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. URL:http://www.dnevniknauki.ru/images/publications/2023/1/technics/Lysov_Volnov_Prikhodko_Konovalova.pdf (Дата обращения 07.02.2023).
  4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://port.infoumkp.beget.tech/transkontejner/batarejnaya/
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, путь, станция, подача, вагон, железнодорожный фронт, площадка, число вагонов, железнодорожный транспорт, иркутский железнодорожный узел.


Похожие статьи

Повышение эффективности взаимодействия работы станции примыкания ОАО «РЖД» и железнодорожных путей необщего пользования на основе единой технологии

Оценка перспективности эксплуатации плавучей атомной теплоэлектростанции типа «Академик Ломоносов» в качестве многофункциональных комплексов в ключевых пунктах Северного морского пути

Выявление проблем и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства в г. Арсеньеве

Система мониторинга контроля работы многофункциональных и печатающих устройств на примере ОАО филиала Нерюнгринская ГЭС

Эффективность работы системы очистных сооружений Южно-Балыкского ГПЗ

Анализ эффективности использования роторных управляемых систем на Приобском месторождении

Анализ путей повышения эффективности регулирования расхода питательной воды котлов Харанорской ГРЭС

Анализ конструктивных решений по созданию транспортной энергоустановки на базе свободнопоршневого двигателя внутреннего сгорания

Оценка перспективной пропускной способности участков железнодорожной сети с учетом предоставления «окон», на основе применения имитационного моделирования процессов перевозок

Определение производительности картофелесортировочной машины в условиях КФХ «Пламя» Амурской области

Похожие статьи

Повышение эффективности взаимодействия работы станции примыкания ОАО «РЖД» и железнодорожных путей необщего пользования на основе единой технологии

Оценка перспективности эксплуатации плавучей атомной теплоэлектростанции типа «Академик Ломоносов» в качестве многофункциональных комплексов в ключевых пунктах Северного морского пути

Выявление проблем и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства в г. Арсеньеве

Система мониторинга контроля работы многофункциональных и печатающих устройств на примере ОАО филиала Нерюнгринская ГЭС

Эффективность работы системы очистных сооружений Южно-Балыкского ГПЗ

Анализ эффективности использования роторных управляемых систем на Приобском месторождении

Анализ путей повышения эффективности регулирования расхода питательной воды котлов Харанорской ГРЭС

Анализ конструктивных решений по созданию транспортной энергоустановки на базе свободнопоршневого двигателя внутреннего сгорания

Оценка перспективной пропускной способности участков железнодорожной сети с учетом предоставления «окон», на основе применения имитационного моделирования процессов перевозок

Определение производительности картофелесортировочной машины в условиях КФХ «Пламя» Амурской области

Задать вопрос