Кроль на груди — самый быстрый способ плавания. Поэтому на соревнованиях, представленных дистанциями вольным стилем 50, 100, 200, 400, 800, 1500 метров, а также эстафеты мужские и женские 4х100, 4х200 и с недавнего времени в 25-метровом бассейне 4х50 спортсмены выбирают кроль на груди. Так же кроль используют пловцы-марафонцы на открытой воде, триатлонисты и пятиборцы. Ни один другой способ плавания таким разнообразием похвастаться не может.
Исследования Д. Каунсилмена, Попова О. И. Платонова В. Н. подтверждают значимость уровня технической подготовленности спортсмена высокой квалификации и ее влияние на спортивный результат в ходе соревновательной деятельности. Современные тенденции развития спортивного плавания требуют от спортсмена совершенного владения рациональной и эффективной техникой плавания. Интегральными показателями эффективности технических действий пловца являются длина гребка и темп движений. На международных соревнованиях высокого уровня по спортивному плаванию на всех соревновательных дистанциях вольным стилем становятся призерами спортсмены, показавшие, как правило, наименьшее количество гребков при наибольшей длине шага. Российские пловцы не поднимались на высшую ступень пьедестала почета основных международных соревнований (Олимпийские игры, чемпионат Мира) на спринтерских дистанциях вольным стилем на протяжении последних 25 лет (Климент Колесников в Токио 2021 стал бронзовым призером). Последним российским Олимпийским чемпионом на дистанциях 50 и 100 метров вольным стилем стал Александр Попов в далеком 1996 году. (www.fina.org) В данной связи становится актуальным определить параметры техники плавания у лидеров современного мирового и российского спортивного плавания, выявить их взаимосвязь со спортивными результатами.
В ранних исследованиях, сравнивая две соревновательные попытки преодоления дистанции с максимальной скоростью, выявили некоторые рациональные способы варьирования темпом и длиной шага.
Одним из рациональных путей повышения технического мастерства является оптимизация темпа и шага при плавании вначале с шаговой скоростью, а потом и во всём диапазоне скоростей, вплоть до максимальной. Поскольку при плавании с «шаговой» скоростью пловцы демонстрируют более эффективное соотношение темпа и длины шага, основной задачей для пловцов должно стать стремление к сохранению (или минимальному падению) скорости тренировочных отрезков.
Квалифицированные пловцы обычно увеличивают длину гребка по мере увеличения дистанции. Вместе с тем очевидно, что во время утомления частота гребков, а вместе с ней и скорость плавания падают. Частота гребков на дистанции может быть постоянной или изменяться. В большей части заметны различия в начале дистанции и на финише. При этом скорость плавания в большей мере зависит от длины, чем от частоты гребков.
Мужчины развивают большую, чем женщины, скорость плавания именно за счет большей длины гребков, при относительно одинаковой частоте гребков.
Откуда специалисты в области плавания узнали, что длина гребка является одним из ключевых факторов, влияющих на скорость плавания? С 1970 года проводятся исследования и анализ видеосъемки национальных и международных соревнований, для того чтобы понять, в чем отличие между победителями и проигравшими. Выяснилась такая закономерность, что один показатель повторяется раз за разом: пловцы, чья скорость на дистанции выше, делают меньшее количество гребков на один бассейн.
Исследования выявили, что чемпионы мира за время гребка расходуют меньше энергии, чем пловцы второго эшелона. Чемпионы мира принимают более обтекаемую форму тела, поэтому им не нужно слишком много сил и больших затрат энергии. Отличие олимпийских призеров от остальных спортсменов состоит именно в качестве гребка.
Термин «длинный гребок» имеет самые разные значения. Современные тренеры и их спортсмены уже начали понимать, что длинный гребок дает им некое преимущество.
Длина гребка несильно связана с вытягиванием руки далеко вперед и максимальным отводом ее назад, поскольку длина гребка — это не длина траектории движения руки, а длина перемещения тела за один цикл. Самое важное, что мы делаем в промежутке между гребками. Уменьшение сопротивления воды гораздо важнее, чем увеличение силы отталкивания. Для молодых неопытных пловцов около 90 % длина гребка определяется сопротивлением воды и лишь 10 % — силой отталкивания. Автор книги «Как рыба в воде» Терри Лафлин, в течение 17 лет работал над своей техникой. Из них 12 лет посвятил снижению сопротивления воды и лишь в последнее время начал заниматься наращиванием силы.
Очевидно, что длинный гребок требует меньших усилий, чем короткий, однако по-настоящему прочувствовать его преимущества можно только в бассейне. Во-первых, когда мы делаем слишком много коротких гребков, у нас уходит очень большое количество энергии, которую мы могли бы потратить в нужное русло. Увеличив частоту гребков вдвое, мы тратим в четыре раза больше энергии. Во-вторых, высокая частота гребка приводит к увеличению пульсовых показателей, что в свою очередь делает гребок неровным и неэффективным, что приводит к еще большему расходу сил. Наконец, выполняя гребки с большой скоростью, мы усиливаем турбулентность воды.
Самое главное преимущество длинного гребка определяется тем, что в ходе соревнований он позволяет выбирать стратегию, недоступную соперникам. Это несомненно важно на финише, когда все устают и начинают еще сильнее учащать гребки, а побеждает тот, кто эффективнее расходует силы и держит длину гребка.
На Олимпийских играх и Чемпионатах мира, в которых принимают участие сильнейшие пловцы мира, решающей становится вторая половина дистанции. На последнем отрезке победитель находит силы, чтобы увеличить скорость, не снижая (а иногда даже наращивая) длину гребка. Ярким примером является китайский пловец Сунь Ян, который на дистанции 1500 метров делает меньше гребков, чем соперники.
Начав заплыв с длинным гребком, он сохраняет спокойный пульс в начале дистанции. Менее эффективному пловцу приходится прилагать много усилий, чтобы не отстать от лидера. Поскольку частота и длина гребка пловца ограничены, у Сунь Яна остается запас сил и энергии, для успешного и победоносного финиша.
Главной целью в тренировочном процессе должен стать именно контроль над показателем числа гребков.
Многие пловцы не задумываются о том, что на тренировке каждая деталь имеет значение. Длина гребка зависит как от преодоленной дистанции, так и от отдыха перед поворотом, ещё от времени между заплывами, и, наконец, непосредственно от скорости плавания.
Победителя определяет умение держать частоту гребка на последней части дистанции. Именно такие занятия закладывают базу выносливости пловца.
Благодаря медленным тренировкам с низким показателем частоты гребка можно научиться плавать с любой скоростью, сохраняя пульс ниже, чем ранее. Потому умея плавать медленно, пловец чувствует своё тело, учится чувствовать скорость, что дает ему перспективы в дальнейшем сохранить эти чувства при более высоких скоростях.
К 14 годам не каждый пловец умеет даже примерно определять скорость на дистанции, ему приходится либо смотреть на секундомер, либо слушать тренера и от этого менять темп движений. К 16 годам почти все спортсмены могут определять свою скорость в зависимости от количества и мощности гребков, «играть» со скоростями.
Нами было проведено исследование, в котором принимали участие студенты московских вузов. 28 мужчин в возрасте от 18 до 22 лет. Спортивная квалификация: 16 КМС, 12 МС. Спортсмены проплывали дистанцию 100 метров кролем с максимальной соревновательной скоростью.
Подсчитывалось количество гребков, необходимое для преодоления дистанции 100 метров которое делилось на 2 для вычисления количества полных циклов (n). Хронометраж производился ручным электронным секундомером с точностью до 0,01 сек
Темп T=60*n/t, измеряется цикл/мин.
Шаг=100/n, измеряется м/цикл.
Скорость v=100/t, измеряется в м/сек.
После проведения видеосъёмки соревновательной дистанции 100 вольным стилем и расчета индивидуальных значений темпа, шага, скорости плавания на каждой дистанции для каждого пловца определялись коэффициенты корреляции, средние арифметические значения темпа, длины шага, средней скорости.
Затем был проведен сравнительный анализ с финальным заплывом призеров Олимпийских игр 2021 года в Токио на дистанции 100 м вольным стилем.
Таблица 1
Параметры спортсменов -студентов
№ |
Разряд |
Цикл |
t |
Т темп |
Ш шаг |
v скорость |
1 |
МС |
34 |
53,7 |
37,99 |
2,94 |
1,86 |
2 |
КМС |
41 |
57 |
43,16 |
2,44 |
1,75 |
3 |
КМС |
36,5 |
53,5 |
40,93 |
2,74 |
1,87 |
4 |
МС |
35,5 |
49,5 |
43,03 |
2,82 |
2,02 |
5 |
МС |
38 |
51 |
44,71 |
2,63 |
1,96 |
6 |
МС |
36 |
52,9 |
40,83 |
2,78 |
1,89 |
7 |
МС |
38 |
53,6 |
42,54 |
2,63 |
1,87 |
8 |
КМС |
39,5 |
54,3 |
43,65 |
2,53 |
1,84 |
9 |
МС |
41 |
53 |
46,42 |
2,44 |
1,89 |
10 |
МС |
36 |
53,3 |
40,53 |
2,78 |
1,88 |
11 |
МС |
36 |
53,65 |
40,26 |
2,78 |
1,86 |
12 |
МС |
34 |
53,75 |
37,95 |
2,94 |
1,86 |
13 |
МС |
38 |
52,15 |
43,72 |
2,63 |
1,92 |
14 |
МС |
35 |
56,6 |
37,10 |
2,86 |
1,77 |
15 |
МС |
39 |
55,3 |
42,31 |
2,56 |
1,81 |
16 |
КМС |
38 |
54,4 |
41,91 |
2,63 |
1,84 |
17 |
КМС |
39 |
53,7 |
43,58 |
2,56 |
1,86 |
18 |
КМС |
48 |
55,3 |
52,08 |
2,08 |
1,81 |
19 |
КМС |
38 |
54,5 |
41,83 |
2,63 |
1,83 |
20 |
КМС |
36 |
55 |
39,27 |
2,78 |
1,82 |
21 |
КМС |
40 |
56 |
42,86 |
2,50 |
1,79 |
22 |
КМС |
39,5 |
57,6 |
41,15 |
2,53 |
1,74 |
23 |
КМС |
32,5 |
57,65 |
33,82 |
3,08 |
1,73 |
24 |
КМС |
37 |
55,2 |
40,22 |
2,70 |
1,81 |
25 |
КМС |
48 |
57,5 |
50,09 |
2,08 |
1,74 |
26 |
КМС |
36 |
55,9 |
38,64 |
2,78 |
1,79 |
27 |
КМС |
48,5 |
56,5 |
51,50 |
2,06 |
1,77 |
28 |
КМС |
38 |
56,65 |
40,25 |
2,63 |
1,77 |
Таблица 2
Параметры олимпийских призёров
Атлет |
Цикл |
t |
T темп |
Ш шаг |
V скорость |
Дрессел |
35,5 |
47,02 |
45,3 |
2,8 |
2,13 |
Чалмерс |
34,5 |
47,08 |
43,97 |
2,9 |
2,12 |
Колесников |
35 |
47,44 |
44,27 |
2,85 |
2,11 |
Таблица 3
Средние значения
Среднее арифметическое |
Стандартное отклонение |
|||||||||
Цикл |
t |
Темп |
Шаг |
Скорость |
Цикл |
t |
Темп |
Шаг |
Скорость |
|
Средние значения КМС и МС |
38,43 |
54,61 |
42,23 |
2,63 |
1,83 |
4,01 |
1,99 |
4,09 |
0,25 |
0,07 |
Средние значения олимпийских призеров |
35 |
47,18 |
44,51 |
2,85 |
2,12 |
0,71 |
0,04 |
0,94 |
0,07 |
0,01 |
Таблица 4
Коэффициенты корреляции
Темп/время |
Шаг/время |
Темп/шаг |
|
МС и КМС |
-0,04 |
-0,28 |
-0,94 |
олимпийские призеры |
-0,43 |
0,13 |
-0,95 |
Рис. 1. Сравнение показателей темпа
Как мы видим из рисунка номер 1, темповые показатели олимпийских призеров выше средних показателей КМС и МС. Темп — наиважнейший показатель техники плавания спринтера, позволяющий спортсмену преодолевать дистанцию с наивысшей скоростью, что принципиально важно в спорте высших достижений.
Рис. 2. Сравнение длины шага
На рисунке 2 видно, что длина шага, как и темп, у олимпийских призеров выше, чем у кандидатов и мастеров спорта, что очевидно. Демонстрируя только высокий темп (без соответствующей длины шага) невозможно показывать высокий спортивный результат в плавании.
Сравнивая параметры темпа и шага у олимпийских призеров и пловцов-студентов, можно увидеть, что их значения очень близки к друг другу, но, тем не менее, немного отличаются.
Рис. 3. Сравнение средней скорости
На рисунке 3 видно, что средняя скорость олимпийских призеров на 0,3 м/с выше, чем у КМС и МС, что позволяет «олимпийцам» преодолевать дистанцию за 47 секунд.
Рассматривая зависимость скорости плавания от длины шага, можно сказать, что на протяжении всей дистанции спортсмену необходимо сохранять длину шага, не потеряв при этом в скорости за счет снижения темпа.
Выводы
- В ходе сравнения параметров технической подготовленности пловцов высокой квалификации и олимпийских призеров была выявлена тесная взаимосвязь этих параметров и спортивного результата. У олимпийских призеров в каждом из параметров показатели были лучше, чем у кандидатов и мастеров, что говорит о рациональности их технического мастерства и объясняет, почему они лучшие в мире на этой дистанции
- Удалось выявить, что исследуемые параметры тесно связаны между собой и развитие только одного из них не даст существенного прироста к скорости, а наоборот пагубно скажется на скорости спортсмена.
Литература:
- www.fina.org
- Булгакова Н. Ж., Попов О. И., Распопова Е. А.- Теория и методика плавания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования Издательство: «Академия» 2014 г. 320 стр.
- Иссурин, В. Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В. Б. Иссурин. — Москва: Спорт, 2016. — 464с.
- Каунсилмен, Джеймс.- Наука о плавании.; сокращенный перевод с английского Э. А. Голубевой [и др.]. — М; Физкультура и спорт, 1972. — 431 с.
- Клешнев В. В. Метод анализа соотношения скорости, темпа и шага при выполнении локомоций в водной среде // Плавание — III. Исследования, тренировка, гидрореабилитация. — Под общей редакцией Петряева А. В. — СПб: «Плавин», 2005.
- Латушкин Р. — Техника эффективного плавания. Кроль. Издательство: Спорт и культура; 2016г. — 96с.
- Лафлин Т.- Как рыба в воде. Эффективные техники плавания, доступные каждому Издательство: Манн, Иванов и Фербер 2012 г. 232 стр.
- Лафлин Т., Делвз Д- Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче. Издательство: Манн, Иванов и Фербер 2011г. 208 стр.
- Платонов В. Н.- Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 1. Издательство: Советский Спорт 2012 г. 480 стр.