В статье изложена сущность конкурентоспособности предприятия, а также факторами, ее определяющими. Рассмотрены методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятие, экономика, Матрица Мак-Кинси, Матрица БКГ.
Вершиной экономической безопасности любой страны является эффективное развитие и функционирование базового элемента экономики — предприятия. Фактически, предприятия проявляют основное влияние на все составляющие устойчивого развития государства, и получают особый сегмент в изучении вопросов общеэкономической устойчивости. Существует множество факторов, оказывающих предпринимательское влияние на конъюнктуру рынка, эффективность и результативность хозяйственной деятельности предприятий.
В настоящее время в условиях конкуренции каждая компания для сохранения конкурентных преимуществ определяет наиболее передовые методы и направления развития, что гарантирует ей выгодное положение на рынке. При этом к ключевым задачам деятельности компаний относятся выявление, формирование и максимальное удовлетворение потребностей потребителей, следовательно, завоевание конкурентоспособности.
Конкурентоспособность является ключевой категорией в современной экономике, учитывая масштабы глобализации мировой экономики в целом. Формирование глобальной экономики, пронизанной взаимосвязанными и взаимодействующими сетями, свободно пересекающими границы национальных государств, коренным образом меняет условия существования каждой страны.
Конкуренция является двигателем развития не только предприятия, но и экономики в целом. Конкуренция интегрирует как потребности потребителя, так и способность производителя обеспечить производство конкурентоспособной продукции и оказание конкурентоспособных услуг. Изучение понятия «конкурентоспособность» позволяет убедиться в том, что до сих пор не существует обобщенного определения этого термина. Каждый исследователь акцентирует внимание на разных аспектах проблемы конкуренции, рассматривая разные уровни. Конкурентоспособность — это прежде всего «выживаемость» предприятия среди себе подобных в отрасли.
В целом под конкурентоспособностью в основном понимают способность конкурировать, занимать позиции на рынке, как свойство субъектов и как результат конкурентных отношений.
Критики модели совершенной конкуренции указывали на монополистические элементы, которые пронизывают экономику и не находят отражения в существующей концепции конкуренции.
Таким образом, в середине 20 века сформировались общие представления о природе конкуренции и ее основных движущих силах, которые выразились в постулате о четырех классических моделях рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии [5]. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке настолько сильны, что сам термин «конкуренция» чаще используется в структурном смысле. Когда необходимо подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, часто используют другое слово — «соперничество».
Изучение конкурентоспособности, как важнейшая часть маркетинговых исследований в экономике, составляет основу формирования экономической политики на государственном уровне и одновременно служит ориентиром для разработки стратегий поведения бизнес-сообществ.
Система управления конкурентоспособностью компании должна формировать комплекс долгосрочных и краткосрочных управленческих воздействий на все подразделения и людей, взаимодействующих в сфере обеспечения конкурентоспособности компании и продукта на конкретном рынке, а также влияющих на масштабирование. усилий по достижению бизнес-целей и запланированных результатов.
Условия конкуренции, формируемые рынком, предполагают необходимость формирования у предприятий конкурентных преимуществ, для достижения которых необходимо совершенствовать компании и выбирать наиболее передовые пути развития, а также более грамотно подходить к кадровому вопросу [3].
Определение эффективной стратегии развития гарантирует компании выгодное положение на рынке, при этом выполняя основные стратегические задачи компании: выявить, сформировать и максимально удовлетворить потребности клиентов. Качество выполнения указанных задач является неким показателем конкурентоспособности предприятия и его жизнеспособности в целом.
Конкурентоспособность предприятия неизбежно связана положением в своем сегменте. Без привязки к рынку, на котором в любой данный момент есть конкурентоспособный товар, можно рассматривать только лучших мировых чемпионов, которые, не смотря на уже достигнутый успех не перестают поддерживать ряд показателей для успешного функционирования не только сегодня, но и в будущем.
Вопрос о том, какие именно условия функционирования — политика протекционизма, различные практики управления или что-то еще — конкретно влияют на формирование конкурентоспособности, остается открытым.
Становление и развитие теории конкурентоспособности на современном этапе позволяет сделать вывод об отсутствии общепринятой и однозначной трактовки понятия «конкурентоспособность» в научной литературе. Степень толкования этого термина в научной литературе зависит от предмета, к которому он относится.
Конкурентоспособность представляет собой сложную совокупность разного рода характеристик, обладающих конкурентными преимуществами по сравнению друг с другом. В том числе конкурентоспособность предприятия определяется товаром, который у него есть, а конкурентоспособность товара оценивается потребителем. Но следует отметить, что рассматриваемое понятие претерпевает изменения в зависимости от уровня конкурентных отношений.
Конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупную числовую характеристику, помогающую оценить конечные результаты его деятельности, достигнутые предприятием в данный период. В некотором роде это система элементов, предназначенная для выражения числовой оценки определенного вида потенциала. Обеспечение конкурентоспособности компании зависит от определенных преимуществ, которые она получает по сравнению с основными существующими конкурентами
На сегодняшний день методы оценки конкурентоспособности являются неотъемлемым сегментом развития компании. Методы, используемые для анализа конкурентоспособности предприятия также могут быть использованы для анализа экономической ситуации как в предприятии, так и в отрасли хозяйства, высчитывая индекс привлекательности. Результаты данных методов являются основными критериями при оценке эффективности исследуемого объекта.
Основной целью оценки конкурентоспособности предприятия является определение его положения на изучаемом рынке сбыта [1]. Конкурентоспособность компании возможно определить различными методами, эффективность которых зависит от грамотности подхода и всестороннего изучения.
Рассмотрим основные методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Матрица BCG строится на основе доли рынка компании и темпов роста рынка. Эта модель была основана на следующих предположениях: более высокая динамика рынка обеспечивает больше возможностей для роста бизнеса; большая доля рынка указывает на сильную позицию. В поля матрицы, в кварталы, соответствующие темпам роста и относительным долям рынка, вписаны изучаемые бизнес-единицы в виде кружков. Размер кружков соответствует объему продаж товара. Матрица BCG представляет собой квадрат, разделенный на четыре части (рис. 1) [7].
Рис. 1. Матрица БКГ [7]
Данная схема помогает выявить продукты, имеющие разные характеристики с точки зрения потребности в инвестициях для их развития и вклада в прибыль компании. Знаки вопросов — это, как правило, новые продукты. Они находятся на быстрорастущих рынках и имеют небольшую относительную долю рынка [2].
Матрица Мак-Кинси поможет выяснить конкурентоспособность предприятия, определиться с полезной для данного предприятия стратегию (рис.2).
Рис. 2. Матрица Мак-Кинси [6]
В этой матрице используется показатель, а также конкурентный статус в будущем, аналогичный относительной доле рынка.
Комплексные показатели, используемые в матрице, определяются с учетом нескольких параметров.
Можно оценить используемые индикаторы. Принимаются три степени индексов: высокая, средняя и низкая [4].
SWOT-анализ — еще один матричный метод оценки конкурентоспособности компании. Этот метод разработан К. Эндрюсом и является результатом развития школы стратегического планирования.
Уровень конкурентоспособности заключается в способности удовлетворить потребности потребителя, делать это качественно и регулярно, и самое главное — делать это лучше, чем аналогичные предприятия.
Разработка стратегии развития предприятия не зависимо от его размеров, нуждается в анализе конкурентоспособности. Даже самому маленькому предприятию, с узкой линейкой предоставляемых товаров и услуг необходимо провести хотя бы SWOT-анализ [1].
Если говорить о масштабным холдингах, занимающихся производство на уровне государства, и играющих роль в формировании экономической привлекательности страны, то таким предприятиям необходимо проводить целый набор методов выявления конкурентоспособности, в противном случае результат будет недостоверным, следствием чего может стать снижение доходности.
Конкурентоспособность предприятия является интегральной характеристикой, представляющей собой степень организованности и выполнения коммерческих функций предприятием сферы услуг, характеризующееся степенью фактического или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с представленными аналогичными объектами на рынке.
К основным методам оценки конкурентоспособности предприятия можно отнести:
- Матрица BCG
- Матрица Мак-Кинси
- SWOT-анализ
Литература:
- Воронов Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий. Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 5. — С. 92–102. — URL6 https://docs.yandex.ru/docs/view (дата обращения: 14.02.2023).
- Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент. — 2-е изд. М.: Магистр, — 2013. — URL: https://www.studmed.ru/zaycev-lg-sokolova-mi-strategicheskiy-menedzhment_f50448e414a.html (дата обращения: 14.02.2023).
- Касьянова В. Е. Функции и инструменты развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг (на материалах Краснодарского края): дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / Адыгейский государственный университет. — Краснодар, 2013.
- Круглик В. М. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие — Минск: ИНФРА-М, 2013. — 285с. — ISBN 978–5–16–006704–9. — URL: https://bik.sfu-kras.ru/elib/ (дата обращения: 14.02.2023).
- Носова Н. С. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы, 2-е издание. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Саратов: Анлейс, 2013. — 256 с. ISBN: 9785394009525. — URL: https://www.livelib.ru/book/1000386945-konkurentnaya-strategiya-kompanii-ili-marketingovye-metody-konkurentnoj-borby-n-s-nosova (дата обращения: 14.02.2023).
- Парахина В. Н., Максименко С. В., Панасеенко С. В. Стратегический менеджмент. — М.: КНОРУС, 2014. — 496 с. -URL: https://www.rea.ru/ru/publications/Pages/Стратегический-менеджмент.aspx (дата обращения: 14.02.2023).
- Прохорова В. В. Субрегиональные структуры территориальной экономической системы // Вестник Адыгейского государственного университета. — Серия 5: Экономика. — 2010. — № 4. — С. 87–91.