В данной статье рассматриваются правовые проблемы реализации муниципального контроля в области земельных отношений. Отмечается, что в последние годы различные аспекты правового регулирования стали предметом серьезного и пристального внимания со стороны правительств, муниципальных образований и общественных организаций, это в полной мере касается вопроса регулирования земельных правоотношений. Автор отмечает, что муниципальный контроль в области земельных правоотношений является областью осуществления полномочий по соблюдению законности и правопорядка, а также обеспечению эффективности и целесообразности использования. Обозначаются наиболее острые проблемы в сфере реализации муниципального контроля в области земельных отношений. Приводятся возможные пути их разрешения.
Ключевые слова: муниципальный контроль, земельные правоотношения, правовые проблемы, исполнительные функции, исполнительная власть, земля, природные ресурсы.
This article discusses the legal problems of the implementation of municipal control in the field of land relations. It is noted that in recent years, various aspects of legal regulation have become the subject of serious and close attention from governments, municipalities and public organizations, this fully concerns the issue of regulation of land legal relations. The author notes that municipal control in the field of land relations is the area of the exercise of powers to comply with law and order, as well as to ensure the effectiveness and expediency of use. The most acute problems in the implementation of municipal control in the field of land relations are identified. Possible ways of their resolution are given.
Keywords: municipal control, land legal relations, legal problems, executive functions, executive power, land, natural resources.
В последние годы различные аспекты правового регулирования стали предметом серьезного и пристального внимания со стороны правительств, муниципальных образований и общественных организаций. Это в полной мере касается вопроса регулирования земельных правоотношений.
В вопросе о значимости института земельных правоотношений отметим, что на конституционном уровне земля признана в качестве основы деятельности в различных областях жизнедеятельности людей и общества [1].
На сегодняшний день сфера земельных правоотношений характеризуется значительной степенью различных проблем, противоречий и вытекающих из них сложностей. Представляется, что и в дальнейшем многогранные аспекты землепользования и правового регулирования данной сферы будут получать все более широкое распространение. Существование и развитие сложностей и противоречий в данном направлении во многом является результатом отсутствия усилий по систематическому разрешению имеющихся противоречий [5].
Одним из усилий правительства вопросов, касающихся земельных правоотношений является принятие нормативных актов и инструкций, делегация широкого спектра полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным органам власти.
В данной работе мы более подробно остановимся именно на деятельности муниципалитета в сфере земельных правоотношений. В частности, разберем, с какими нормативными затруднениями можно столкнуться в ходе реализации муниципального контроля в области земельных правоотношений.
Муниципальный контроль в области земельных правоотношений является областью осуществления полномочий по соблюдению законности и правопорядка, а также обеспечению эффективности и целесообразности использования.
Ряд правовых затруднений в изучаемой сфере были вызваны трансформациями законодательства и принятием Федерального закона № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3].
В связи с тем, что не был в установленной форме отменен предыдущий порядок осуществления контрольных функций, которые должны исходить преимущественно от органов государственной власти. В данной ситуации неудивительно (и, честно сказать, небезосновательно), что довольно частым явлением является постановка вопроса о превышении полномочий со стороны муниципалитетов. В данном случае мы имеем как минимум три негативных последствия:
- Отсутствие единообразия в правоприменении (что в принципе недопустимо в стране, относящейся к романно-германской правовой семье).
- Снижение эффективности реализации правовых установлений в сфере земельных правоотношений.
- Снижение уровня доверия как к органам государственной власти, так и органам местного самоуправления.
Учитывая, что важнейшим направлением контроля в изучаемой сфере является соблюдение требований правовых установлений, наличие нарушений — явное свидетельство существования проблем в данной области.
Конечно, это связано не только со сложностями и противоречиями нормативного характера, но и пониженная степень правосознания граждан, как правило, сопровождаемое желанием извлечения незаконных доходов и развитием деятельности в теневом секторе экономики. Разрешить эту проблему непросто и явно простых разъяснительных бесед с населением здесь будет недостаточно [7].
Это наталкивает нас на другую сторону проблемы. Если вопрос неразрешим путем убеждения, возможно более эффективным станет принуждение или хотя бы ограничение. При этом можно отметить незначительную степень ответственности, которая предусмотрена за нарушения земельного законодательства.
Конечно, в подобной ситуации крайне сложно обеспечить контроль в полной мере. Возможно, это получилось бы реализовать в условиях общества с высоким уровнем правового сознания, однако крайне сложно в нынешней ситуации [6].
В то же время стоит понимать, что наличие эффективного и адекватного условиям правовой действительности законодательства, предусматривающего реальные наказания за его нарушения, решает ряд непростых задач.
Во-первых, мы имеем ввиду то обстоятельство, что это в значительной степени обеспечивает установление, поддержание и восстановление правопорядка.
Во-вторых, делает более эффективной деятельность муниципалитетов в данном направлении.
Другой существенной сложностью в исследуемых правоотношениях является расплывчатость в определении объектов муниципального земельного контроля. В то же время у них нет правомочия на привлечение к ответственности и осуществление мер административного характера [4]. Какого же мы ждем результата от деятельности муниципалитетов в таком случае? В данном контексте также примечательным является то обстоятельство, что в Земельном кодексе Российской Федерации даже не конкретизируются задачи и руководящие начала муниципального земельного контроля, что входит в спектр полномочий лиц его осуществляющих [2]. Это в полной мере соответствует установке о том, что в таком случае нельзя говорить о четком обозначении предмета контроля.
В то же время отметим, что ряд правовых актов, которые принимаются в изучаемой сфере содержат повторения законодательных формулировок федерального уровня, ходя на наш взгляд, они должны более детально конкретизировать вопросы землепользования.
Говоря о полномочиях по контролю в области земельных отношений со стороны муниципалитета, отметим, что его полноценное осуществление связано с перечнем обстоятельств. В первую очередь мы имеем ввиду такие характеристики, как направленность, систематичность, устойчивость, стабильность и конкретность правовых установлений [8]. Считаем, устранение существующих проблем и противоречий позволит существенным образом повысить эффективность реализации властных полномочий в изучаемом направлении.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 05.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СЗ РФ. 29.10.2001. № 44.Ст. 4147.
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. № 30 (ч. 1). ст. 4590.
- Гринь Е. А. Понятие принудительного прекращения прав на земельные участки и классификация его оснований. // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 1 (1). С. 86–88.
- Мылкина Д., Рогатнев Ю. М. Система контроля за использованием земельных ресурсов на уровне муниципального района (на материалах Калачинского района) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 4 (7). С. 16.
- Поставная Н. П. Проблемы совершенствования правового обеспечения организации муниципального земельного контроля в РФ // Известия ОГАУ. 2013. № 1 (39). С.253–256.Гринь Е. А. Понятие принудительного прекращения прав на земельные участки и классификация его оснований. // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 1 (1). С. 86–88.
- Хайлова М. И. Правовые проблемы реализации государственного надзора и муниципального контроля в области земельных отношений // Молодой ученый. 2016. № 6.6 (110.6). С. 50–51.
- Чичкин А. В. Современные проблемы правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области: матер, междунар. науч.-практич. конф., посвящ. памятидло.н., профессора Михаила Ивановича Козыря. М. 2012. С. 173.