Патриотическое воспитание школьников в малокомплектной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 17.02.2023

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Е. В. Патриотическое воспитание школьников в малокомплектной школе / Е. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 243-246. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100106/ (дата обращения: 18.12.2024).



В одном из выступлений президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм».

Тема патриотизма одинаково важна и для молодого человека, и для людей среднего и пожилого возраста. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, потому как детство и юность — самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине. За последнее время в России были предприняты огромные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одной из основных задач определяется воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

В современном мире большое внимание уделяют возрождению патриотического воспитания подрастающего поколения. Только гражданин, знающий и уважающий историю своей страны, своего народа, своей семьи, с гордостью относящийся к славе своих предков, переживающий за свою страну, народ, может быть настоящим гражданином, способным взять на себя ответственность за отечество. Ребенок должен знать страницы истории своей семьи, гордиться близкими людьми, и это в итоге приведет к воспитанию великого чувства — любовь к Родине.

Школе принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Планируя работу по патриотическому воспитанию школьников, придерживаюсь мудрой мысли Василия Сухомлинского «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека» [2].

Школьная пора — самое благодатное время для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё [1].

Патриотизм складывается в процессе обучения, социализации, воспитания школьников. Развитие патриотизма осуществляется через урочную деятельность, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы, созданием таких ситуаций, в которых учащиеся переживают чувства любви и гордости за свою Родину, за своих соотечественников, которые прославляют свою страну.

Огромная возможность развития патриотизма заключена во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, экскурсии, просмотр фильмов, классные часы, иные воспитательные мероприятия.

Часто в своей работе применяю различные педагогические технологии: интерактивную, игровую, коллективное творчество; и др. Например, при использовании интерактивной технологии необходима организация благоприятных условий обучения, при которых все ученики активно контактируют между собой. Организация интерактивного обучения позволяет формировать жизненные ситуации, использовать игры, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

В интерактивной технологии ученики становятся полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, побуждая участников к самостоятельному поиску. Информационно-коммуникационная технология в современном обществе неизбежна. Применение ПК дает хорошие результаты. Детям нравится неофициальность обстановки, общение с компьютером, самостоятельный поиск необходимой информации.

Широко применяю игровые технологии. Игра в одно время содержит в себе добровольность, обязательность, развлечение и напряжение, личную заинтересованность, коллективную ответственность. Пример, игра «Мы -патриоты», которая включает несколько заданий на знание символики страны и края, знание истории и национальных героев. В игру можно играть с учащимися на классных часах, посвященных различным тематическим праздникам таких как, День космонавтики, 9 мая, 23 февраля и т. д.

Задача проводимых занятий заключается в формировании понятий добра, зла, нравственных ценностей, обращении сознания школьников к идеалам, которые имели место в истории и создания у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении нашей великой страны.

Социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными рамками. Большую роль здесь несет семья и другие социальные институты общества. Родина дает человеку родственников, веру, любовь, надежду, совесть и нравственность. Гражданский патриотизм — взаимоотношения, которые появляются между гражданином и государством, гражданином и Родиной. Все начинается с дома и семьи. Поэтому, для учащихся проводятся классные часы по следующим темам: «Моя Семья», «Наши семейные традиции», «Гордость нашей семьи», и т. д.

Большое значение для патриотического воспитания так же приобретает работа с родителями, а именно постоянные родительские собрания и индивидуальные беседы с родителями на различные тематики: «Способности ребёнка, роль семьи в их развитии», «Развитие самостоятельности у ребёнка», «Совместный отдых в семье» и т. д.

Я считаю, что учитель, который проводит работу по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, должен сам быть патриотом своей школы, города, села, страны. На деле показывать свою активную жизненную позицию, являться примером для своих учеников. Работать совместно с родителями и учениками. Я — выпускница школы, в которой работаю 27-й год учителем географии.

Как классный руководитель большое внимание уделяю духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию своих учеников.

На уроках, во внеурочное время стараюсь воспитывать в детях порядочность, доброжелательность, отзывчивость, ответственность. Воспитываю интерес к истории своей семьи, школы, села, страны.

В классах, в которых я преподаю учатся дети разных национальностей, поэтому, традиционно провожу уроки, ознакомления с культурой народов нашей страны, чтобы предупредить в будущем конфликты между ребятами разных национальностей, познакомить их с традициями и культурой одноклассников — представителей других национальностей. Ребята готовят презентации и рассказывают в классе о традициях семьи, народа, читают стихи на родном языке.

С учениками мы ежегодно участвуем во всех гражданско-патриотических акциях, проводимых в нашем районе.

Гражданско-патриотическая работа в нашей школе ведется в системе. В школе ведет свою деятельность военно- патриотический клуб. Одной из задач клуба является формирование уважительного и ответственного отношения к героическому прошлому нашего народа. Курсанты принимают участие во всех значимых мероприятиях патриотической направленности.

"Бессмертный полк"

Шествие Бессмертного полка

Участие в церемонии награждения

На Прохоровском поле

Всероссийский исторический квест «Огненная дуга»

Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения имеет огромное значение для нашего будущего и будущего нашей страны ведь то, что мы вкладываем в наших детей сегодня, завтра даст нам и нашей стране соответствующее будущее.

Литература:

  1. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. — 528 с. 5.
  2. Сухомлинский В. А. Письма к сыну — М.: Изд., Концептуал, 2016. — 148 с.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, подрастающее поколение, Российская Федерация, внеклассная работа, гражданско-патриотическое воспитание, интерактивная технология, развитие патриотизма, Родина, самостоятельный поиск, священное чувство любви.


Задать вопрос