Особенности разработки и реализации программы саморазвития молодого педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 18.02.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Былков, А. В. Особенности разработки и реализации программы саморазвития молодого педагога / А. В. Былков, А. Н. Шипилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 239-240. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100108/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье представлены подходы к разработке программы саморазвития молодого педагога, которая выступает основой деятельности наставнической пары посредством личных встреч.

Ключевые слова: программа саморазвития педагога, педагогический тандем, тандемная пара, личная встреча.

Саморазвитие молодого учителя — это осознанный процесс работы над собой, нацеленный на развитие профессионально-значимых качеств в соответствии с требованиями к профессии педагога и программой личностного роста.

Саморазвитие педагога во многом зависит от его собственного желания и стремления в формировании себя как личности. Однако, молодой учитель в современном учительском сообществе не всегда имеет возможность «заявить» о себе, получить совет опытного коллеги. Чтобы в школьной среде начинающий педагог мог чувствовать себя комфортно, и чтобы ускорить процесс включения в профессиональную деятельность, ему, несомненно, нужен наставник.

Создавая наставническую пару, мы исходили из того, что наставник в идеале — это:

– мотиватор — поведенческая модель;

– навигатор — человек, помогающий найти свой путь в профессии;

– фасилитатор — носитель востребованного жизненного и образовательного опыта.

Только такой педагог может обрести право стать наставником молодого учителя. Не случайно, форму взаимодействия мы назвали «педагогический тандем» (от англ. tandem — велосипед для двоих; в широком смысле — союз, содружество, необходимое для достижения общих целей), а механизм взаимодействия обозначили понятием «личная встреча».

Личная встреча предполагает духовно-нравственное сближение наставника с наставляемым, которое может быть достигнуто, если наставник:

будет способным принимать своего подопечного в его достижениях и затруднениях;

стремится быть предельно современным;

является образцом постижения нового, примером творческого отношения, способности работать в команде [1].

Основой взаимодействия наставника и наставляемого (мы называем себя «тандемной парой») выступает программа саморазвития педагога [2]. Цель программы мы определили как прогнозирование развития своих личностных и профессиональных качеств с опорой на укрепление достоинств и устранение недостатков.

Результаты проведенной самодиагностики помогли увидеть положительные черты молодого учителя, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности и «проблемные точки», требующие работы над собой.

Самодиагностика показала:

– средний уровень самооценки и потребности в достижениях;

– умеренную личностную тревожность;

– достаточную открытость для общения;

– высокий уровень эмоциональности, выражающийся в смене настроения;

– практичность;

– прямолинейность, которая мешает приобретению желаемого статуса в коллективе;

– достаточно развитую способность решать проблемы.

Посредством заключения личного контракта-обязательства мы наметили пути и способы работы над собой молодого педагога, объединив их в три блока:

  1. Блок «Деятельность»: вести личный план на неделю; постепенно включать инновационные методы работы; создавать свой методический портфель; чаще задавать вопрос «Почему?» и т. п.
  2. Блок «Личность»: с целью развития воли определять мини-задания и четко выполнять их в течение дня, недели, месяца; в целях тренировки уверенности в себе не стесняться демонстрировать свои достоинства и др.
  3. Блок «Общение»: учиться улавливать настроение собеседника; запоминать детали разговора; не бояться конфликтов; больше читать и др.

В программу наставничества мы включили также план взаимодействия наставнической пары, в котором через определение проблемного поля (задач) саморазвития, содержания работы наставляемого и определение инструментария наставника, мы спроектировали деятельность по следующим направлениям: разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; исследование индивидуальной научно-методической темы; участие в системе школьной научно-методической работы и вне школы; повышение квалификации и аттестация педагога.

Приступая к реализации плана взаимодействия наставнической пары, мы пришли к обоюдному согласию о принципах педагогического взаимодействия, среди которых:

– доверие — психологическое состояние уверенности в доброжелательности Другого; ожидание, что Другой ведёт себя честно;

– экологичность — открытость контактов, наличие возможностей для проявления внутренней свободы, ссылка на успешные действия и мысли наставляемого, уважение личностного пространства, защищенность от стрессовых переживаний;

– этическое богатство отношений — насыщенность отношений внимательностью, эмпатией, интеллигентностью, культурой общения и речи;

– со-участие — снятие барьеров и различий в статусе наставника и наставляемого, обоюдное взаимовыгодное сотрудничество, сотворчество.

Мы убеждены, что постепенное развертывание «внутренних сил» наставляемого через участие в научно-образовательных сессиях и презентационных площадках, проведение открытых занятий и пр., будут совершенствоваться его личностные качества, а «через личностное вырастает профессиональное».

Литература:

  1. Лельчицкий И. Д. Миссия учителя в развитии современного детства / И. Д. Лельчицкий // Пространство детства: современность и будущее: сборник материалов I Всероссийской науч.-практ. конф. — Москва-Тула, 2014. — С. 143–144.
  2. Судакова А. А. Личностно-профессиональное становление преподавателя педагогического колледжа в научно-методической работе. — Чита: Поиск. — 2007. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой учитель, наставническая пара, личная встреча, молодой педагог, программа саморазвития педагога, профессиональная деятельность.


Ключевые слова

программа саморазвития педагога, педагогический тандем, тандемная пара, личная встреча

Похожие статьи

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Похожие статьи

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Задать вопрос