О некоторых особенностях внедрения инновационных технологий в обучение управленческих кадров таможенных органов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 17.02.2023

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Пасеков, А. Е. О некоторых особенностях внедрения инновационных технологий в обучение управленческих кадров таможенных органов / А. Е. Пасеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100125/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье обоснована необходимость внедрения инновационных технологий непрерывной профессиональной подготовки персонала таможенных органов с целью повышения эффективности работы всей системы. Особое внимание уделено вопросу внедрения инновационных технологий в процессе внутриорганизационного обучения. Предложены рекомендации по организации обучения, которые позволят повысить качество подготовки и эффективность процесса обучения управленческих кадров на местах.

Ключевые слова: непрерывная профессиональная подготовка, внутриорганизационное обучение, инновационные технологии, управленческие кадры, таможенные органы, дистанционное обучение, кейс-метод.

The problem of the implementation of the modern methods and innovative technologies into the extended professional training system of the Customs authorities’ heads with a purpose of the enhancement of the efficiency the whole system is described. Special attention is paid to the issue of the introduction of innovative technologies in the process of intra-organizational learning. Recommendations which would improve the quality of training and the effectiveness of the training process of Customs authorities’ staff are proposed.

Keywords: the extended professional training system, innovative technologies, Customs authorities’ heads, customs authorities, distance learning, case method.

Формирование профессионально подготовленного и динамично-развивающего управленческого аппарата позволяет обеспечивать эффективную работу всех органов государственной власти. Изменение экономической ситуации требует от государственных служащих постоянного развития и использования современных методов обучения. Необходимость формирования нового подхода к обучению государственных служащих предполагает в числе первоочередных задач изменение концепции методических предпочтений в образовательном процессе. Непрерывное образование считается приоритетным направлением профессионального развития в государственной политике Российской Федерации.

Одной из ключевых задач таможенных органов является защита экономических интересов государства. Для эффективного функционирования таможенных органов необходимо иметь квалифицированные управленческие кадры. В связи с этим возникает необходимость исследования возможностей применения инновационных технологий в системе профессионального образования.

Цель исследования — изучение инновационных технологий в обучении управленческих кадров, их развития и функционирования на современном этапе как необходимого условия повышения профессионального уровня управленческих кадров таможенных органов.

Внедрение инновационных технологий в обучение управленческих кадров является эффективным элементом развития персонала.

Существует достаточно развитая система обучения работников таможенной службы, которая состоит из обучения в специализированном учебном заведении ФТС России — Российской таможенной академии и ее филиалах; дополнительного профессионального образования (переподготовка и повышение квалификации управленческих кадров) в иных учебных заведениях высшего или дополнительного профессионального образования на договорной или платной основе за счет средств бюджетных ассигнований; внутриорганизационного обучения, которое осуществляется непосредственно в таможне.

Внутриорганизационное обучение должностных лиц представляет собой профессиональную учебу на рабочем месте, проведение различных семинаров и стажировок. Это непрерывный образовательный процесс, цель которого состоит в обеспечении постоянного роста уровня профессиональных знаний госслужащих, предусматривающий изучение ими в плановом порядке законодательства Российской Федерации, правовых актов ФТС России, информационных материалов по профилю деятельности конкретной должностной группы лиц, а также применение полученных знаний на практике.

Проведенный анализ организации профессиональной учебы на рабочем месте должностных лиц исследуемых таможенных органов в период с 2018–2022 позволил выявить недостатки в организации учебы руководящего состава, недостаточную эффективность в этом сегменте:

  1. Несмотря на то, что Указом Президента РФ от 21 февраля 2019 г. № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [3] и приказом ФТС России от 25.11.2004 № 329 «Об утверждении порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации» [5], помимо основных форм проведения занятий профессиональной учебы на рабочем месте — лекций и семинаров — предусмотрено использование и практических занятий, групповых упражнений, дискуссий, деловых игр и т. д., указанные формы не использовались.
  2. В тематике занятий отсутствуют вопросы, касающиеся развития руководящего состава, такие как способность комплексно мыслить, стрессоустойчивость, умение руководить и управлять собой и людьми, умение справляться с конфликтами в коллективе, умение коммуницировать, принимать решения и другие.
  3. Методическая подготовка должностных лиц, проводящих занятия, из числа руководящего состава, практически отсутствует. Инструктивно-методические и показательные занятия с руководящим составом с целью выбора наиболее эффективных форм и методов проведения учебных занятий не проводились в указанный период.
  4. В индивидуальных планах развития руководителей в перечне изучаемой литературы отсутствуют источники, направленные на развитие личностных качеств, управленческих и коммуникативных навыков.

Проведенный анализ выявил необходимость совершенствовать процесс обучения управленческих кадров за счет внедрения инновационных технологий обучения, предусмотренных действующим законодательством, которые позволят эффективно осуществлять управленческую деятельность в таможенных органах, повысят уровень общекультурных и профессиональных компетенций управленческих кадров.

Для совершенствования профессионального обучения управленческих кадров целесообразно внести в организацию профессиональной учебы в таможенных органах ряд изменений:

  1. Дополнить тематику лекций и семинаров актуальными темами, которые позволят повысить уровень обучения именно управленческого персонала. Например: «Применение управленческих навыков в командной работы, «Практические занятия с участием психологов таможен», «Создание благоприятного климата в коллективе», «Современные системы управления», «Ведение эффективных переговоров и коммуникации», «Управление процессами и проектами», «Конфликты на рабочем месте» и др.
  2. Проводить лекционные занятия в комплексе с тренингами, обсуждением проблемных вопросов, «мозговым штурмом», деловыми играми.
  3. Обеспечить качественный подбор докладчиков (лекторов) за счет привлечения наиболее подготовленных кадров и преподавательского состава высших учебных заведений.
  4. При проведении семинарских занятий использовать современные методы обучения. Согласно экспертным исследованиям по определению наиболее продуктивных методов обучения управленческих кадров с учетом требований, предъявляемым к обучению руководителей, кейс-метод был определен как самый эффективный метод обучения управленческого персонала.

Кейс-метод заключается в том, чтобы «сформировать у слушателей навыки, которые включают самостоятельный или групповой анализ и структурирование информации; выявление ключевых проблем и поиск альтернатив в их решении; оценка эффективности решений, в результате которой выбираются наиболее оптимальные пути решения проблем и вырабатываются программы действий» [1].

Среди преимуществ кейс-метода можно отметить следующее:

— «участники обучения в процессе разбора конкретной ситуации формируют свои модели решения подобных проблем, с которыми они могут столкнуться в будущем;

— участники развиваются как ответственные лидеры и члены команды;

— расширение кругозора участников за счет обмена опытом друг с другом;

— взаимообучение участников» [2, с. 75].

Работа с кейс-заданиями позволяет формировать у руководителей определенные паттерны решений различных проблемных ситуаций, что, в первую очередь, позволяет сокращать затраты, связанные с решением ряда вопросов, а также умело распределить имеющиеся человеческие ресурсы.

  1. В связи с цифровизацией процессов таможенного оформления, созданием центров электронного декларирования (ЦЭД) и усложнением процесса коммуникации от управленческих кадров требуется умелое использование информационно-технологических средств. Внедрение системы дистанционного обучения в учебном процессе позволит приобрести навыки в использовании программных средств.

Дистанционное образование (использование видеоконференций, электронной почты, поиск информации в сети Интернет и т. д.) повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Современные технологии дистанционного образования оптимизируют усвоение знаний за счет формирования специализированной информационной среды, удобной человеку, привычно использующему Интернет для получения информации и коммуникации.

В настоящее время необходимо активно использовать в обучении управленческих кадров таможенных органов предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 № 1056 «О едином специализированном информационном ресурсе, предназначенном для профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации» [4]единый ресурс, сформированный на базе «Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», вход в который осуществляется через раздел «Профессиональное развитие» по адресу hhtp://edu.gossluzhba.gov.ru

  1. Введение в структуру отделов государственной службы и кадров отделения профессионального развития персонала, в функции которого будут входить организация обучения и разработка программы обучения.

Применение указанных мероприятий позволит повысить эффективность работы всей таможенной службы при условии, что их внедрение будет осуществлено последовательно и в полном объеме.

Литература:

  1. Красикова, Е. Н. Кейс-метод как дидактическое средство в условиях прфессиональной подготовки в вузе // Наука. Инновации. Технологии. 2007. № 53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-didakticheskoe-sredstvo-v-usloviyah-prfessionalnoy-podgotovki-v-vuze (дата обращения: 15.02.2023).
  2. Попова, С. Ю. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. / С. Ю. Попова. — Текст: непосредственный // Вестник Ставропольского государственного университета.. — Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. — №. — С. 114.
  3. Указ Президента РФ от 21 февраля 2019 г. № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/72179524/
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 № 1056 «О едином специализированном информационном ресурсе, предназначенном для профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 23.08.2019 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/72640816/
  5. Приказ ФТС России от 25.11.2004 № 329 «Об утверждении порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/780051/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, кадр, профессиональная учеба, внутриорганизационное обучение, орган, рабочее место, руководящий состав, профессиональное развитие, Россия, дистанционное образование.


Ключевые слова

дистанционное обучение, инновационные технологии, таможенные органы, кейс-метод, управленческие кадры, непрерывная профессиональная подготовка, внутриорганизационное обучение

Похожие статьи

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников

В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность уп...

Взаимосвязь оценки эффективности и результативности и иных кадровых технологий на государственной гражданской службе: правовой аспект

В статье проанализировано нормативно-правовое регулирование использования результатов оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих в других кадровых технологиях. С учётом функцио...

Повышение качества образовательного процесса и профессионального мастерства с применением технологий дистанционного обучения

Проведен анализ влияния дистанционного обучения на повышение качества образовательного процесса и профессионального мастерства выпускников вузов. Рассмотрены вопросы определения качества образовательного процесса. Приведены результаты исследований НР...

Внедрение системы наставничества на государственной гражданской службе

Статья посвящена внедрению системы наставничества в адаптацию и подготовку кадров на государственной гражданской службе. Рассмотрены основные нормативно правовые акты, регламентирующие процесс внедрения наставничества на государственную службу, цели ...

Повышение качества подготовки специалистов в условиях дистанционного обучения в высших технических учебных заведениях

В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в системе высшего технического образования (ВТО); проанализированы существующие модели и определена технология дистанционного обучения в учреждениях ВТО; представлены резул...

Совершенствование логистических и информационных технологий повышения эффективности деятельности предприятия (на примере ОАО «Александровский хлебокомбинат»)

В статье рассматриваются проблемы внедрения и реализации, современных логистических и информационных технологий с целью обеспечения эффективности деятельности предприятия. Даются рекомендации по систематизации и оптимизации, происходящих на предприят...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Похожие статьи

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников

В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность уп...

Взаимосвязь оценки эффективности и результативности и иных кадровых технологий на государственной гражданской службе: правовой аспект

В статье проанализировано нормативно-правовое регулирование использования результатов оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих в других кадровых технологиях. С учётом функцио...

Повышение качества образовательного процесса и профессионального мастерства с применением технологий дистанционного обучения

Проведен анализ влияния дистанционного обучения на повышение качества образовательного процесса и профессионального мастерства выпускников вузов. Рассмотрены вопросы определения качества образовательного процесса. Приведены результаты исследований НР...

Внедрение системы наставничества на государственной гражданской службе

Статья посвящена внедрению системы наставничества в адаптацию и подготовку кадров на государственной гражданской службе. Рассмотрены основные нормативно правовые акты, регламентирующие процесс внедрения наставничества на государственную службу, цели ...

Повышение качества подготовки специалистов в условиях дистанционного обучения в высших технических учебных заведениях

В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в системе высшего технического образования (ВТО); проанализированы существующие модели и определена технология дистанционного обучения в учреждениях ВТО; представлены резул...

Совершенствование логистических и информационных технологий повышения эффективности деятельности предприятия (на примере ОАО «Александровский хлебокомбинат»)

В статье рассматриваются проблемы внедрения и реализации, современных логистических и информационных технологий с целью обеспечения эффективности деятельности предприятия. Даются рекомендации по систематизации и оптимизации, происходящих на предприят...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Задать вопрос