В данной статье рассматривается место мировых судей в системе судов общей юрисдикции. Сегодня можно сказать, что процесс создания системы мирового правосудия в нынешней России завершился. Мировые суды стали такими же привычными для общественности, как полиция и прокуроры. Однако сохраняются проблемы с дальнейшим развитием системы мирового правосудия.
Ключевые слова : юрисдикция, мировой судья.
Такая судебная система существовала уже в России в XIX веке, и ее эффективность была доказана на практике. Даже эксперты-юристы понимают, почему было необходимо возродить эту систему правосудия, которая была давно забыта после распада Советского Союза. Для многих мировые судьи находятся в самом низу судебной системы страны, и они рассматривают лишь незначительные дела с помощью простых процедур. Существует мнение, что мировой судья — это юрист на начальной ступени карьерного роста.
Следует отметить, что система мировой юстиции приобрела специфические характеристики в отечественной версии, но она не уникальна для России. Например, в Англии термин «судья», который относится к магистратам, расходится с термином «правосудие», скорее сводясь к статусу государственной должности или арбитражного судьи (неоплачиваемая работа), а в России разработчики плана судебной реформы 1864 года рассматривали работу судьи как государственную деятельность. Ему присвоен тот же национальный статус, что и мировому судье, который в настоящее время существует в России.
Подсудность гражданских дел мировым судьям установлена Федеральным законом «О мировых судьях», ст. 23 ГПК РФ. Критерии, которые различают юрисдикцию мирового и окружного суда, включают стоимость иска, характер спора и интересы несовершеннолетних.
Согласно статье 15 Конституции, любое уголовное разбирательство, в том числе рассматриваемое мировыми судьями, должно осуществляться в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, гарантирующими уважение прав человека, а также прав и свобод граждан. Лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., то есть быть оперативно и подробно проинформированным на понятном для вас языке, о характере и причинах предъявленных вам обвинений, иметь достаточно времени и возможностей для подготовки к своей защите, общаться с адвокатом по своему выбору и предстать перед судом без неоправданной задержки.
Юрисдикция мировых судей постоянно реформируется, и в ее юрисдикцию включаются только самые простые дела. Хорошим примером является то, что трудовые споры находились вне юрисдикции судьи.
Однако в юрисдикции судей по-прежнему находятся очень сложные дела, такие как дела, связанные с применением пенсионного закона, и дела, касающиеся использования земли, и вопрос заключается в том, следует ли вывести эти дела из-под юрисдикции судей.
Основной тенденцией мировых процессов является реализация целей упрощения, ускорения и процессуальной экономии. С аналогичной точки зрения, инновации в законном использовании видеоконференцсвязи, которые позволят общаться не только в России, но и в любой точке мира, устранят неудобства, связанные с мобильностью для тяжущихся сторон и судебных операций, и сократят судебные издержки, будут очень приветствоваться.
На наш взгляд, действующая обязательная форма гражданского судопроизводства является неоправданно обременительной для судебных составителей. Процедура, рассматриваемая мировым судьей, должна быть максимально простой, исключить наиболее сложные гражданские дела, затем приблизить урегулирование иска к постановлению суда, оставить стадию рассмотрения дела без изменений, остальные этапы процедуры максимально усеченными, сократить время обработки для процессуальной экономии, и возродить историческую функцию посредничества. Задачей судьи снова должно стать примирение сторон, что послужит не только сокращению времени рассмотрения дела в первой инстанции, но и сокращению пересмотра последующих судебных решений.
Давайте также обратим внимание на происходящие здесь изменения. Федеральным законом от 04.03.2013 № 20-ФЗ установлено, что мировой судья при объявлении резолютивной части решения суда разъясняет право лиц, участвующих в деле, их представителей подать заявление о составлении мотивированного решения суда. В случае подачи такого заявления мировой судья разъясняет, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда. Это положение дает законодателю право не выносить мотивированного решения и позволяет судебному составителю значительно сэкономить время, затрачиваемое на разрешение других дел. Однако после окончания судебного разбирательства судебный исполнитель обязан огласить вступившую в законную силу часть приговора. На наш взгляд, такие изменения должны быть оценены очень положительно, и я думаю, что необходимы дальнейшие поправки для упрощения процедуры рассмотрения и разрешения гражданских дел мировым судом.
Е. С. Шахова считает, что процедура обращения к мировому судье должна быть реформирована, и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации должна быть добавлена еще одна глава, посвященная процедуре обращения к мировому судье, которая будет содержать соответствующие правовые положения. Полномочия мировых судей еще больше сужаются, требуя оставить как минимум только простейшие процессуальные категории, что позволяет реформировать процедуры рассмотрения гражданских дел и сократить этапы процедуры, которые, по сути, иногда имеют формальное значение. По нашему мнению, поскольку законодатель применил к составлению обоснованного решения судебного исполнителя, рассмотрение этого дела может быть проведено по просьбе заинтересованных сторон, но мы считаем, что подготовительной части следует оставить только стадию рассмотрения дела по существу.
Вывод.
В ходе проведения реформы судебной системы уже в начале 90-х годов значительное внимание придавалось территориальному образованию суда. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» установил, что мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, причем общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Федерации определяются федеральным законом, для принятия которого определены два пути: либо законодательную инициативу по согласованию с Верховным Судом РФ должен проявить субъект РФ, либо Верховный Суд сам принимает законодательную инициативу и согласует ее с субъектом Российской Федерации.
Мировой судья — это судья, обладающий общей юрисдикцией в субъектах Российской Федерации и рассматривающий дела в пределах своих полномочий в первой инстанции.
Литература:
- Рузакова О. А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / О. А. Рузакова // Вестник гражданского процесса. — 2019. — № 2. — С. 156–169.
- Черкашин В. А. Принцип разумности в мировой юстиции России / В. А. Черкашин // Мировой судья. — 2021. — № 7. — С. 22–29.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12. — С. 5.
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.// Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 2. — Ст. 163.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 04.03.2013 № 20-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 9. — Ст. 872.
- Шахова Е. С. Рассмотрение и разрешение гражданских дел мировыми судьями нуждается в упрощении / Е. С. Шахова // Российская юстиция. — 2020. — № 8. — С. 50–51.