В статье авторы анализируют проблемы и перспективы инициативного аудита на современном этапе развития рыночной экономики в России.
Ключевые слова: инициативный аудит, обязательный аудит, аудиторская деятельность.
Рынки товаров и услуг за последние годы столкнулись с очень быстрым и серьезным влиянием политических и экономических факторов на деятельность организаций различных форм и направлений деятельности. Стоит заметить, что предприятия далеко не всех отраслей экономики понесли убытки и пришли к стагнации. Организации, получившие государственную поддержку, значительные налоговые и кредитные льготы стали активно развиваться.
Так как рынок аудиторских услуг является вторичным, то есть зависит от количества и размеров субъектов хозяйственной деятельности в стране, он также претерпел значительные изменения.
Целью данной статьи является анализ проблем и перспектив развития рынка инициативного аудита в России.
В процессе исследования были применены общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, использование статистических данных.
Актуальность исследования заключается в том, что рынок инициативного аудита недостаточно развит, хотя позволяет не только выявить и скорректировать ошибки и неточности финансовой отчетности, но и предоставить объективную информационную базу для принятия управленческих решений.
Согласно определениям Международного стандарта аудита МСА 200 [2] и Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ аудит представляет собой совокупность мероприятий по проверке, оценке и анализу различных процессов, систем и элементов работы предприятия [3].
Значение аудита существенно и многогранно, поскольку именно информация из аудиторских отчетов является основанием для принятия многих управленческих решений, как тактических, так и стратегических. Но как правило аудит проводится с целью проверки и анализа финансовой отчетности.
В зависимости от целей проведения аудит подразделяется на обязательный и инициативный.
Обязательный аудит проводится в целях исполнения требований законодательства. Обязательность аудита регламентирована для организаций, соответствующих определенным критериям, перечисленным в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [3]. К таким критериям, в частности относится достижение определенного уровня дохода, суммы активов бухгалтерского баланса, определенная организационно-правовая форма.
Инициативный аудит проводится для достижения различных целей, но все они связаны со стремлением получить достоверную информацию о состоянии предприятия. Он хоть и является результатом решения собственников, играет огромное значение, в частности для тех организаций, которые заинтересованы в росте и развитии, в привлечении инвестиций и работе с крупными контрагентами.
Рынок обязательного аудита менее гибок и не столь подвержен резким и быстрым колебаниям, поскольку критерии его проведения закреплены законодательно. Изменения на данном рынке несколько отсрочены так как в большей степени связаны с сокращением или увеличением количества экономических субъектов, для которых его проведение необходимо.
Существенное и быстрое влияние на обязательный аудит способны оказать изменения законодательства. К примеру, Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [4]. были внесены изменения в критерии проведения обязательного аудита. Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ [5] были внесены поправки в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», которые установили дополнительные требования к аудиторским фирмам, в частности об обязательном ведении сайта аудиторской фирмы и предоставлении информации о своей деятельности на данном сайте, обеспечение электронного документооборота с Федеральным казначейством и Банком России.
Наиболее существенное влияние экономическая ситуация последних лет оказала на рынок инициативного аудита. С одной стороны, ранее предприятия были заинтересованы в росте и развитии и были готовы нести определенные затраты, которые обеспечили бы прочное положение и деловую репутацию на рынке, а в последние годы идет тенденция к сокращению затрат, попытке удержать хотя бы существующие позиции и более детальному и к жесткому планированию своей работы.
С другой стороны, не смотря на дополнительные издержки инициативный аудит может принести существенную выгоду, поскольку результаты аудита дают наиболее достоверную оценку финансового состояния организации, на основе которой можно сделать вывод о сильных и слабых местах, а также о резервах предприятия. Наличие у руководителя такой информации во многом предопределяет способность к выживанию и успешность дальнейшей работы.
Объем рынка инициативного аудита в последние годы постепенно увеличивается. В структуре аудиторских услуг произошли изменения. По данным Министерства Финансов Российской Федерации доля доходов от проведения инициативного аудита постепенно, что отражено в таблице 1 [1].
Таблица 1
Распределение доходов аудиторских организаций по Российской Федерации
Россия всего |
Москва |
Другие регионы |
||||
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
|
Доля доходов от проведения обязательного аудита, а общих доходах от проведения аудита (%) |
85,4 |
83,6 |
82,20 |
81,60 |
96,10 |
90,70 |
Доля доходов от проведения инициативного аудита, а общих доходах от проведения аудита (%) |
14,60 |
16,40 |
17,80 |
18,40 |
3,90 |
9,30 |
По данным таблицы 1 можно сделать несколько выводов.
Во-первых, очень высока доля доходов от проведения обязательного аудита.
Во-вторых, несмотря на то, что доля доходов от инициативного аудита в общей структуре доходов значительно меньше, наблюдается тенденция к их увеличению. И такая положительная динамика по прогнозам сохранится [6]. Способствовать этому будут, в частности, изменения законодательства в области проведения обязательного аудита. К примеру, были скорректированы требования к организациям, которые попадают под критерии обязательного аудита, что повлечет за собой сокращение количества экономических субъектов. В следствие чего доходы от его проведения в общей структуре доходов от проведения аудита снизятся.
Определенные изменения происходят и в территориальной структуре аудиторских услуг. Подавляющее часть доходов от аудиторской деятельности приходится на Москву (таблица 2) [1].
Таблица 2
Распределение аудиторской деятельности в Российской Федерации
Москва |
Другие регионы |
|||
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
|
Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита (%) |
36,10 |
39,30 |
63,9 |
60,70 |
Доля в объеме оказанных услуг по проведению обязательного аудита (%) |
74,30 |
76,20 |
25,70 |
23,80 |
Доля в объеме оказанных услуг по проведению инициативного аудита (%) |
93,90 |
87,60 |
6,10 |
12,40 |
Во многом такое распределение связано с местоположением крупных предприятий и предприятий, стремящихся к развитию.
Таким образом, по данным Таблицы 1 и Таблицы 2 можно сделать вывод, что происходит постепенная структурная и территориальная перестройка рынка аудиторских услуг.
В зависимости от целей проведения инициативный аудит может включать в себя полный анализ деятельности предприятия, или проверку определенных частей организационной структуры, отдельных процессов или элементов, которые больше всего интересуют собственников и руководителей.
В зависимости от того, кто проводит аудит: внутренние подразделения или привлеченные специалисты, аудит подразделяется на внутренний и внешний. При этом и внутреннего и у внешнего аудита есть определенные преимущества. Проводящие внутренний аудит специалисты обладают обширной информацией о деятельности своей организации, знакомы с процессами, в ней происходящими. Привлечение сторонней же организации или специалиста обеспечивает большую объективность при проверке и оценке.
Цели инициативного аудита:
— проверка бухгалтерского, налогового, управленческого учета (правильности составления отчетности и начисления налогов);
— всесторонний анализ финансового состояния организации;
— выявление проблем;
— выявление резервов предприятия;
— подготовка к обязательному аудиту при необходимости;
— минимизация налоговых рисков, связанных с возможными ошибками и неточностями в расчете налогов;
— бухгалтерское и налоговое консультирование;
— предоставление информации об основных показателях, необходимых при продаже бизнеса;
— составление рекомендаций по устранению ошибок и совершенствованию деятельности организации;
— подготовка отчетов для потенциальных инвесторов в целях привлечения дополнительных финансовых средств;
— подготовка отчетов, которые позволяют собственникам бизнеса сделать вывод об эффективности управления предприятием.
Последние три пункта стали наиболее актуальными в настоящее время, так как увеличилась необходимость в привлечении дополнительных оборотных средств.
Одной из проблем инициативного аудита является отсутствие развитой практики в российском бизнесе приглашать сторонние организации для проверки своей деятельности. Предприниматели как правило не готовы нести дополнительные расходы, так как не видят экономического эффекта от его проведения. Рыночная экономика в России достаточно молода по сравнению с экономиками зарубежных стран. Это связано с длительным существованием командно-административной экономической системы. Вследствие чего некоторые сферы экономики недостаточно развиты.
Наряду с внешними факторами, влияющими на развитие рынка инициативного аудита, существует ряд внутренних проблем.
- Кадровая проблема: достаточно много требований к образованию аудиторов, профессиональной этике, способности к постоянному обучению и освоению знаний и навыков и по профилю своей деятельности, и в области информационных технологий, высокая стоимость обучения.
- Снижение спроса на услуги аудиторских фирм.
- Снижение платежеспособности клиентов.
- Проблема несоответствия численности работающих сертифицированных аудиторов и количества тех организаций и аудиторов, которые находятся в реестре СРО. Не все аудиторы действительно ведут деятельность, тем самым искажается реальный объем предложения аудиторских услуг.
- Ценовой демпинг. Стремление некоторых аудиторских фирм привлечь новых клиентов посредством значительного снижения цены на свои услуги приводит к обвалу цен на рынке и к закрытию фирм, которые оказались не способны покрыть свои затраты.
На данный момент инициативный аудит в России недооценен и не так распространен, как за рубежом, однако наблюдаются тенденции к развитию данного рынка как под влиянием внешних условий, так и в связи с дальнейшим развитием рыночной экономики. Основные перспективы развития инициативного аудита связаны с несколькими направлениями:
— стремление диверсифицировать свою деятельность и уделить существенное внимание сопутствующим услугам (восстановление и организация бухгалтерского и налогового учета);
— развитие консалтинговых услуг, в том числе оказание информационной поддержки в тактике и стратегии поведения в проблемных и кризисных ситуациях;
— отслеживание тенденций в экономике и стремление соответствовать требованиям рынка. Например, в условиях нарушения логистических цепочек, многим организациям было достаточно сложно перестроить свою работу, вследствие отсутствия соответствующих знаний и опыта импортных поставок.
При переходе к импортным закупкам бухгалтерским службам предприятий потребовалось достаточно много времени и усилий, чтобы организовать учет и документооборот в этом новом для них направлении. Оказание консультационных и организационных услуг аудиторскими фирмами в этом и в других аналогичных направлениях может быть достаточно востребованным.
— предоставление услуг по проверке не только финансовой отчетности, но и других сфер деятельности предприятия (экологический аудит);
— предоставление услуг более высокого уровня, а именно услуг по оценке бизнес-процессов, менеджмента и предоставление рекомендаций в этом направлении;
— развитие кадрового потенциала аудиторских фирм и привлечение в свой штат специалистов более широкого профиля или сотрудников, которые способны осуществлять аудит не только бухгалтерской и налоговой отчетности, но и других структурных элементов и процессов организации;
— активное освоение и использование в своей деятельности информационных технологий. Современное программное обеспечение позволяет не только сократить время и уменьшить трудоемкость проверочных мероприятий, но и дать прогнозную оценку будущих показателей организации, смоделировать ту или иную ситуацию при изменении основных экономических показателей.
При реализации данных рекомендаций аудиторская фирма сможет выйти на совершенно новый уровень своей деятельности и не только сохранить свои позиции в быстро меняющихся экономических условиях, но и успешно развиваться. Тем более, что требования к аудиторским фирмам: законодательные и рыночные, постепенно возрастают в том числе и по отношению к подготовке кадров, соблюдении норм профессиональной этики, контроля качества предоставляемых услуг.
Ситуация на мировом рынке характеризуется стремлением перейти от национальных систему учета, таких как US GAAP, UK GAAP к международным стандартам финансовой отчетности. С одной стороны, это позволит всем пользователям бухгалтерской отчетности независимо от страны получить необходимую информацию, так как она будет систематизирована и структурирована по одинаковым принципам. С другой стороны, необходимо пройти определенный этап перестройки и приобрести дополнительные знания и навыки работы с новыми стандартами.
Таким образом, можно сделать вывод, что у инициативного аудита достаточно широкие перспективы для развития. Однако аудиторским фирмам следует приложить определенные усилия для расширения спектра своих услуг и развития кадрового потенциала в целях соответствия потребностям субъектов экономической деятельности и общим экономическим тенденциям.
Литература:
- Интернет ресурс «Министерство Финансов Российской Федерации» https://minfin.gov.ru/;
- Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н) (ред. от 27.10.2021);
- Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ;
- Федеральный законом «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 29.12.2020 N 476-ФЗ ;
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 02.07.2021 г. № 359-ФЗ;
- Интернет ресурс «Рейтинговое агентство РАЭКС» https:// raex-a.ru/;